
Состоялась ещё одна московская премьера Коляда-театра по пьесе, которую Коляда писал по просьбе Лии Ахеджаковой 15 лет назад, писал, по сути, про своих родителей. Я видела постановку Карбаускиса на Новой сцене МХТ с Медведевой и Семчевым - нежный, трогательный спектакль, плавно текущий во времени, скорее, литовский, нежели украинский.
У Коляды, который хоть и родом из казахской Пресногорьковки, корни украинские, папа разговаривает на суржике, потому и спектакль получился куда более украинским, нежели русским. Даром, что там звучит: "Мы Ивановичи, но не москали!" Вот они где, истоки майдана:) Гоголь во всем виноват:)
Редкий случай для Коляды - костюмы для этого спектакля шили специально по эскизам Николая Владимировича. Он сделал всё по-своему, как всегда, "наляпал" вышивок-вышиванок на светлые жакеты, получился снова колядовский китч, но такой стильный и красивый, что глаз не оторвать.

Вышивки на стенах, кажется, сделаны на строительных пластиковых гибких решетках, это впечатляет. Из г...на сделать конфетку - так это по-нашему, голь на выдумки хитра.



Он позволяет себе соединять несоединимое - к летним жакетам у него валяные галоши с вышивкой,

с российским триколором,

и это творческое хулиганство находит отклик у зрителей, которые тоже далеко не всегда умеют придерживаться моды, стиля и прочих масок-картинок, должных приукрасить человека, ввести окружающих в заблуждение относительно сути. А Коляда как раз стремится показать спрятанное внутри, сорвать маски.
Без Гоголя на сцене не обошлось.
Вот он сидит и вяжет коврик, задумавшись о чем-то.


"Гоголь", положивший ноги на стол - о чем это?

Наполеон тут на лыжах оказался - вроде вскользь упомянут Гоголем, но куда же без французов/немцев в нынешнее время на Украине? Це ж Европа.

Действо на сцене разворачивается яркое, звонкое, громкое, ритмичное - как всегда, артисты шаманят и вводят в транс зрителей, притоптывая, прихлопывая, совершая повторяющиеся движения. Ну, я Коляде доверяю, он для меня старается, потому в его транс впадаю с радостью.


Украинские, русские песни, хороводы, девушки на пуантах (когда-то осуществила детскую мечту, купила пуанты, от двери оторваться не смогла, настолько сложно на них просто стоять, не то, что двигаться) - чего тут только нет. Щедрое колядование, "Пришёл Коляда!" - праздник!
В пером акте у меня вдруг появилось ощущение, будто я пришла на детский утренник, новогоднюю елку, в цирк - так меня хотели порадовать, расцветить жизнь, погрузить в праздник для глаз и души.
Пульхерию Ивановну играла маленькая трогательная Любовь Ворожцова.

Читает она умные книги по хозяйству, как бороться с вредителями, переживает, как бы хватило еды, а то вдруг война или голод - маленькие такие заботы, важные такие опасения, вроде и слов любви друг другу не говорят эти два старичка, прожившие бок о бок много лет, а и не надо им о любви говорить, поступки все говорят. И выучили друг друга наизусть, и привычно существуют рядом друг с другом, и жить друг без друга не могут - одно целое.
И вот пришла вдруг смерть, разъединила две души близкие, и мир рушится у оставшегося.
Афанасий Иванович в исполнении Сергея Колесова прост, незатейлив, даже туповат местами, но жить без своей Пульхерии Ивановны не может, как дитё без мамки.
И майской утопленнице место нашлось - нырнет в колодец, вылезет из-под земли. Мистика?

Бегает дворовая девка Явдоха (Ирина Плесняева) - то натягивающая блузку, то с брюхом, то с дитем наперевес - рядом идет чужая жизнь другого возраста.
А у стариков жизнь идет тихо внутри этого праздника - в уютном доме, да на кровати, в разговорах про хозяйство и маленькие заботы, а можно ли назвать это любовью - каждый решит сам, какова для него эта самая любовь.

Спектакль вроде непродолжителен по времени, а показал, как пролетает жизнь человека от рождения, детства, ощущения праздника, который дарит жизнь, через труды и заботы к смерти и тишине.

Поклоны после спектакля.