Categories:

Живой театр

Вчера смотрела "Гамлет" Коляды. За 10 лет с 2007 года это был уже 15-й, наверное, "Гамлет". Смотрела на сцену и думала, что вижу уже третью Гертруду. Первой была мощная Люба Кошелева, царствие ей небесное, потом Ира Ермолова - грандиозная актриса, теперь Гертруду играет Светлана Колесова - великолепно! Сижу и думаю, что столько лет спектаклю, разные актрисы с разной личностной составляющей, с разной внешностью, а спектакль абсолютно живой, четкий, ничего не изменилось, не развалилось. Что значит, режиссер каждый вечер в театре, контролирует процесс полностью, спектакль будет держать форму всегда.
Некоторое время назад Николай Коляда побывал на спектакле другого театра и написал, что спектакль этот мертвый.

У меня возникло недоумение: я видела этот спектакль несколько лет назад на премьере, причем, дважды, спустя какое-то время - спектакль сильнейший, меня потряс необыкновенно, игра актеров выше всяких похвал, режиссура впечатляющая. Ну, думаю, что ж, бывает: профессионал всегда смотрит спектакли иначе, а я просто зритель, мне можно восторгаться увиденным, ведь в спектакле главное то, что происходит в отдельно взятой душе зрителя.

И что же?
Недавно волею судьбы я попала снова на этот спектакль, в третий раз, спустя лет 5 после премьеры.
Поразительно, но при всей моей любви к этим актерам, к этому режиссеру - правда, спектакль уже мертвый!! Теплой живой энергетики нет - всё по накатанным рельсам, привычно гладенько, с уверенностью, что публике не может не понравиться гениальная игра талантливых людей.
Вот вроде бы придраться не к чему - формально всё сделано, как и тогда, но что-то испарилось.
И выходишь пустой с такого спектакля.

Какие актеры у Коляды, какие натренированные, не только в физическом смысле. Как они выдерживают такой марафон из спектаклей - вчера Ягодин, отыграв Гамлета, отправился совсем другую роль в "Как Зоя гусей кормила". А как они 4 спектакля в выходные выдерживают, я не знаю - я смотрела три из четырех и устала, сидя в кресле, а они выкладываются на все сто, и вовсе не потому, что Коляда стоит за кулисами, а для себя, потому что иначе не могут.
Натренированные огромным количеством ролей, больших и маленьких, гамлетов и зайчиков, смешных и трагических, скромные, нет там звезданутых ни одного, все остаются людьми.

Кто бы что ни говорил - не каждый воспринимает эстетику Коляды как близкую, кому-то Театр Сатиры ближе или МХТ, не вопрос, - но Коляда-театр и его актеры, сам Коляда - это уже часть большой истории, истории российского театра, они останутся в ней навсегда, в отличие от многих других. Именно как живой театр. Разные умные образованные критики, пытающиеся разложить феномен Коляды на составляющие в попытке понять разумом, канут в лету, а Коляда с актерами - навсегда вписаны в театральный мир, легенда эта о восторгах зрителей, о привязанности, о преданности зрителей этому театру, сохранится навсегда и ещё войдет в учебники для театроведов.

В этом смысле, мы, зрители, - тоже часть истории российского театра:) Говорю это с иронией, разумеется:) Но без нас театр - пустое место, лаборатория, эксперимент для единиц "благословленных", "избранных" самими собой отчасти.







"Гамлет" Коляды - про отвратительное в человеке.
Про дурную актерскую игру.



Про фальшивый смысл жизни.

Про страдания человека, который все это видит, но повлиять на это не в состоянии: борьба с порочностью, с алчностью, с желанием убивать зачастую превращает его в подобие тех, с кем он борется, а значит победа невозможна - один-один. Страшный спектакль, безжалостный.



После спектакля часть зрителей отправилась в Боярские палаты, благо, что буквально 20 метров от ТЦ на Страстном, смотреть "Как Зоя гусей кормила", в котором Ягодин-Гамлет предстает совершенно в другой роли. Он всегда безупречен, как бы ни устал - предназначение такое, что сказать.

Театр частный, как известно, Коляде приходится крутиться, чтобы заработать денежку для содержания 120 человек. Мы можем помочь театру не только покупкой билетов, но и покупкой сувениров с эмблемой театра, кому что ближе - тут и мелочевка (магнитики-расчески и пр.), и диски с записями спектаклей, и футболки, и сумки с цитатами из пьес Коляды. Подруга ходит с такой, говорит, люди в метро присматриваются.

Я вчера мужу тоже купила "Придет, придет Добро и отрубит Злу голову":) Известная мечта человечества:) Сумки, кстати, удобные и вместительные!
Хотя лично мне больше нравится про нежность:) Но муж на спектакли Коляды не ходит, подарить не может:)

Футболки разных цветов и 8 томов из собрания сочинений Николая Коляды, выйдет ещё 4 тома, купить можно только тут, зато сразу же и подписать у автора. У меня все 8 томов, подписаны на память, греют.



Вот и Томочка Зимина (иначе про неё не скажешь - 72 года ей, а как девочка выглядит, задорная, жизнерадостная, светится как счастливый ребенок) дает автограф.



Магниты, открытки, диски с записью спектаклей.



Вот такие заветные мешочки, сделанные руками актера театра Александра Кучика и его жены-рукодельницы, в них есть тепло человеческое - супруга у него светлая, теплая, связано с любовью, не сомневайтесь.



"Пьяные" стаканы из "Вишневого сада", я такие и мужу купила, и сыну, очень удобно пить из узкой части стакана, нигде таких вы больше не увидите.



Записные книжечки, молескины как бы, с цитатами Коляды.


Ручки, пепельницы (Коляда курит:) ), что за треугольнички - не знаю, может, зеркальце там?
Ну и сумки - именно такую я мужу и купила:)



Пока писала пост, увидела в ВК, что Николай Коляда просит не фотографировать на спектаклях. И хотя я делаю это максимально деликатно - никаких вспышек, беззвучно, т.к. у меня не зеркалка, без горящего экрана - я его закрываю, чтобы не мешать зрителям рядом, т.к. меня саму бесит свет экранов (хотя считаю, что "картинки" со спектакля привлекают внимание тех, кто пока не был на спектаклях и может увидеть, насколько ему подходит эта картинка, чтобы захотеть пойти в театр, как бы реклама), но теперь фотографировать больше не буду.

Вчера, действительно, был ужасный случай, когда Гамлет-Ягодин уходит в финале со сцены, а кто-то решил сфотографировать со вспышкой и убил финал, ту тайну, наедине с которой остается зритель. С повальным желанием зрителей снимать на телефон ничего не поделать, к сожалению: всегда и звонки в зале случаются, почти не бывает спектакля без надоедливого жужжания телефона на вибрации, как будто её не слышно - зачем, если ты все равно не берешь трубку. Но хотя бы уж вспышки отключали, они мешают артистам и зрителям, так ведь на таком расстоянии только ухудшают качество фотографии, смысл вспышки теряется даже для фотографа.

Прежние записи про "Гамлет".
А принимали, как всегда, на ура. Смотрите, акие говорящие театральные воздушные шарики подарили Олегу Ягодину:) Сколько любви в этом выборе!

Поклоны после "Гамлета"