Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Фальшивый купон", реж. Николай Коляда, Коляда-театр


Долгожданные гастроли Коляда-театра начались сегодня новым спектаклем по Льву Толстому. Известный грешник-морализатор, подробный, многословный, неспешный, "Фальшивый купон" не окончил. За него это сделал Коляда.
Студента, нуждающегося в деньгах и получившего от отца купон на небольшую сумму, товарищ подговаривает подделать цифры, приписав всего-то единицу перед двойкой. Цена "преступления" - 10 рублей. Купон начинает свое путешествие из рук в руки, по сути же, это эстафета зла: каждый, кто прикасается к этому купону, вовлечен в преступление, в конце купон возвращается к студенту бумерангом. Фальшивый купон становится лакмусовой бумажкой, проявляющей сущность человека. Зрелище, по сути, зловещее - практически каждый человек, показанный в этом спектакле, преступает нравственные человеческие законы, не важно, украдена ли лошадь или убит человек, один или несколько.
Одна лишь Мария Семеновна (чудесная Любовь Ворожцова), убитая одним из героев, - светлая душа, которая становится совестью её убийцы. "Чужие души, а пуще них - свою губишь". Да проститутка оказывается куда более честной, нежели остальные герои: продавая тело, душу свою она не продает.

Степан Пелагеюшкин, душегуб, убивший 9 человек (Константин Итунин), постепенно преображается, приходит к вере в Бога. Диалог Махина (Олег Ягодин) и Степана - по сути разговор двух ипостасей человеческой души, темной и светлой половин её. "Черные" (Евгений Чистяков и Ринат Ташимов) искушают, тянут за ниточки темную сторону души, а свет человек должен найти в себе сам, к Богу никто не приведет, путь этот человек должен найти сам, у каждого свой путь к вере.

Коляда, хулиган и матерщиник, совсем не случайно взялся за Толстого, да ещё за малоизвестную и неоконченную повесть. О чем он ставил спектакль, знает он сам. О чем этот спектакль для каждого зрителя, знает каждый зритель, расставляет свои акценты у себя в душе. Вопросов, которые ставит Коляда перед зрителем, много, выбирай любой, только успевай подмечать и думать.

Спектакль впервые смотрела в Екатеринбурге во время фестиваля "Коляда-plays", второй просмотр дал новые точки зрения на происходящее. В отличие от большинства спектаклей Коляды, на "Фальшивом купоне" я не плакала, приходилось внимательно слушать и много размышлять. Когда много думаешь, забываешь чувствовать, и наоборот. Хотя один из постоянных зрителей Коляда-театра вышел со слезами на глазах:
- Оля, я опять плакал. Вот как ОН это делает?

Страшный спектакль. Про Россию, с её коррупцией, беззаконием и стремлением рефлексировать. Недаром на сцене висят три полотнища цветов российского флага - белое, красное, синее, - на которых летают, кувыркаются артисты, в первую очередь, "черные", а на красном вешается Пелагеюшкин, поверивший в бессмертие и переставший бояться смерти. Сцена самоповешения сыграна Итуниным страшно красиво. Вообще, эта роль вывела Константина на другой уровень, я взглянула на него по-новому.

Актеры театра, как всегда, продемонстрировали, насколько яростно, отчаянно они отдают свою энергию зрительному залу. Даже в массовке актеры проживали что-то свое настоящее.

Вера Цвиткис из данного ей "кушать подано" сделала маленький изящный комедийный номер. Кстати, приходите на её моноспектакль "Долорес Клейборн" в Боярские палаты - великолепная работа, я видела её 10 лет назад и до сих пор помню, как меня потрясло увиденное. Маленькая женщина, но большая актриса.

Дуэт Максим Тарасов-Светлана Колесова получился ярким, выразительным, по-Островски выпуклым, психологически точным и понятным.

Зловещий Махин - Олег Ягодин, которому злодеи удаются настолько, что кажется, ему идет быть отвратительным, что абсолютно противоречит его человеческой, не актерской сути.

Ирина Плесняева играет свою проститутку как женщину куда более чистую, нежели те, кого принято считать приличными. Нравственность/безнравственность - смотря с какой стороны посмотреть.

Что меняет человека к лучшему - другой человек или желание обнаружить в себе часть, даже маленькую, чистой души, близкой к Богу? Обязательно ли называть Богом ту светлую часть души, которая есть в каждом, открытая или нет? Что побеждает в итоге в каждом? За что придется отвечать, когда жизнь закончена?

Спектакль в течение действия угнетает количеством грехов, которые совершают практически все герои повести. Купон - лишь символ эстафеты зла, идущей от одного к другому.
На самом деле, не в купоне дело, а в том, умеет ли человек удержаться от соблазна, от провокации, коих на пути каждого всегда много. Всё внутри человека, не снаружи - его вера, его мысли, его чувства, его ответственность за поступки.
Вера неразрывно связана с прощением: когда веришь в лучшее в человеке, и в себе тоже, возможно простить, и только тогда возможно простит, когда есть вера.
Это вопрос личного выбора: обманывать, красть, убивать или нет, верить и прощать, или нет.

Мой маленький личный выбор - считать, что этот спектакль не о черном, не о чертях, которые искушают, не о грязи, которой в людях много - всегда было, есть и будет, к сожалению, потому что вопрос борьбы добра со злом, света с тьмой решается не на мировом уровне и не навсегда, а в каждой отдельно взятой человеческой душе, и борьба эта будет бесконечно совершаться в каждом человеке во всех поколениях, во все времена.

Для меня этот спектакль - о возможности человека выбрать ту, пусть крошечную, часть души, которая способна светить, стремиться к добру, сострадать другому.

Зал был забит под завязку. На поклонах с балкона на сцену и в партер полетели большие бумажные самолетики. Коляда-театр устраивает флешмоб из спектаклей, москвичи в этот раз начали свой приветственный благодарный флешмоб с первого же спектакля.

Tags: Коляда-театр, Театр, Театр 16-17
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments