Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

“UBU’S”, режиссер Джоэль Ноге, Компания Пупелла – Ногес, Франция

"Каждый раз, когда в стране жопа, начинается война" - А. Жарри
Международный фестиваль театров кукол в Театре им. Образцова показал спектакль французской компании Пупелла-Ногес "Убю" по пьесе Альфреда Жарри, написанной полтора века назад и описывающей некоего Короля Убю - мелкого человека, жестокого тирана. По сути, текст - выражение отношения взрослеющего подростка к отцу, к значимому мужчине, имеющему власть в семье, несогласие с единачалием, эдакий бунт. Пьесу я не смогла дочитать по причине отталкивающей грубой лексики главного персонажа. По счастью, в кукольном спектакле французов никаких слов нет, есть только образы, музыка, звуки. Однако своей цели - выразить отношение к власти тупых, агрессивных, ограниченных типов - создатели спектакли сумели.
На сцене всего два артиста, мужчина и женщина, ведущие в четыре руки куклу - лохматую свинью, которая залезла на стол, пробует накрытые блюда, лезет в супницу, туда же блюет, когда ей что-то не нравится, устраивает мини-погром, хрюкает, чавкает, короче, всячески показывает отсутствие внутренней культуры и желание хозяйничать.

Фото с сайта театра

Насколько я поняла, пьесу написал 19-летний Жарри, который вложил в Убю утрированные черты преподавателя физики, то есть, подверг сатирическому переосмыслению личные качества неприятного ему человека.
Однако мало того, что в разной степени эти качества присущи разным людям, именно такие качества присутствуют в личностях практически всех тиранов, которые стали историческими личностями.

В частности, французы создали атмосферу конца 30-х - начала 40-х годов прошлого века, когда в мире огромную роль стал играть Гитлер.

Строго говоря, кукольным спектакль был только в начале и в конце. Актеры оставили куклу в покое и полчаса создавали Содом и Гоморру: накрывали стол, насыпали землю-еду в тарелки, проливали вино-воду, смешивали всё в грязь (тут я вспоминала "Ревизора" Коляды, с которого порой уходили возмущенные ханжи). Всё это под шум толпы и периодически выбрасываемые в фашистском приветствии руки.

Французские артисты вывели свой спектакль из семейной истории отношений между сыном и отцом-тираном на уровень политики и всемирной истории. К сожалению, ничей чужой опыт ничему не учит - ни человека, ни государство. Во все века было, есть и будет продолжаться одно и то же: к власти стремятся люди без внутренней культуры, без уважения к человеку, такие властители следуют одной цели - удовлетворить свои амбиции, установить свою личную власть любой ценой, даже ценой жизни миллионов людей.

Эта тема, к сожалению, актуальна сейчас так же, как много лет назад. То, что происходит в мире, - результат нахождения у власти в разных странах тиранов со свиным уровнем мышления и культуры, увы. И конца-краю этому не видно.

Актеры поначалу были незаметными персонажами, но потом "расхулиганились" не на шутку, показав, как из обычного человека вылезает та самая свинья, которая ноги на стол, как развращает безнаказанность и к чему приводит безответственность.

Малый зал Театра им. Образцова был полон, зрители реагировали на происходящее, внимание было приковано к сцене, хотя слов не было, что даже помогало держать в напряжении зал. Игре актеров помогала сдержанная сценография, действие перемещалось с одной стороны сцены на другую, свет подчеркивал акценты, музыкальное и шумовое сопровождение работало на создание атмосферы многотысячных митингов Гитлера, который привел мир к катастрофе.

Изменит ли этот короткий взрослый спектакль мир? Вряд ли. Это всего лишь частное мнение организаторов спектакля, которое находит отклик в умах зрителей. Тиран не пойдет в театр, ему культуры не хватит, да и не станет он смотреть на себя такими глазами, его идеи всегда оправданы им самим, всегда находят отклик в массах, ибо опираться на темные стороны человеческой души всегда надежно, всегда найдутся те, кто готов рушить, убивать, дай только волю.

Зрители выходили со спектакля с оценкой "гениально!". Конечно, радоваться лучше, чем размышлять о тяжелом, но в жизни есть всё, в том числе и темное. Скрыться от этого невозможно нигде, нет таких "бомбоубежищ", алчущие власти найдутся на любом уровне.

На спектакле были и дети, совсем немного. Поначалу, когда лохматая свинка хулиганила на столе, раздавался детский смех. Потом стих. Понял ли что-то ребенок, не знаю. Но если в его детской памяти останется знание, что может произойти, если не остановиться вовремя, значит, артисты работали не зря.
Tags: Театр, Театр 16-17, Театр кукол
Subscribe

  • Про человеческие совпадения

    Чем дольше живешь, тем тоньше восприятие тех, кто оказывается близким. Иногда до удивления. Все мои массажисты и косметологи, с которыми всегда есть…

  • Взгляд со стороны

    Много лет назад жила я в Лефортово, шла с работы. Работала я тогда уборщицей. Садики тогдашний мэр Москвы Гавриил Попов большей частью упразднил,…

  • Причудливое

    Возвращалась сегодня из театра. Скользко. Темно. Неуютно. Новым годом и не пахнет. Мужа дома нет, окна темные, никто не ждет. По дороге из метро…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Про человеческие совпадения

    Чем дольше живешь, тем тоньше восприятие тех, кто оказывается близким. Иногда до удивления. Все мои массажисты и косметологи, с которыми всегда есть…

  • Взгляд со стороны

    Много лет назад жила я в Лефортово, шла с работы. Работала я тогда уборщицей. Садики тогдашний мэр Москвы Гавриил Попов большей частью упразднил,…

  • Причудливое

    Возвращалась сегодня из театра. Скользко. Темно. Неуютно. Новым годом и не пахнет. Мужа дома нет, окна темные, никто не ждет. По дороге из метро…