Он рассказал, что уезжал на Украину, когда решили проводить референдум. Время было неспокойное, послемайданное. Когда он возвращался в Крым, то увидел колонны российских войск, заходящих в Крым для защиты населения от произвола и для проведения спокойных выборов без провокаций со стороны украинцев.
- Знаете, как увидел эти колонны (напомню, тогда это были чужие войска), то так спокойно стало.
Из всех, с кем я разговаривала, при всех трудностях, которые сейчас Крым переживает, только одна женщина сожалела, что Крым стал российским.
По её мнению, когда была Украина, россияне приезжали и щедро платили за её процедуру в карман, вне кассы, потому они могли себе позволить что-то. А сейчас они такие же россияне, цены выросли, отдыхающие уже так не балуют.
Да и налоги теперь крымчане платят, в отличие от украинских времен - может, потому Украина и живет не просто, что законы там - филькина грамота для многих, во всяком случае, налоги там в бюджет страны отчисляют спустя рукава.
Я не стала ей говорить, что раньше путевка стоила 52 тысячи, теперь 63. Что у нас тоже цены выросли. Что отдыхающие уже не могут так баловать медперсонал, как во времена Украины (тогда я тоже давала по 10 гривен, или по 30 рублей, а сейчас даже по 50 нет возможности на каждой процедуре дарить) - у нас тоже жизнь усложнилась.
Но усложнилась она не только в России из-за присоединения Крыма.
На Украине идет гражданская война, одни украинцы убивают других украинцев. И цены там тоже выросли.
Один из крымчан рассказал, что ездил на Украину, зашел там в ресторан - не в кафе, подчеркнул он, а в дорогой ресторан, - и поел там от души за небольшую сумму. Теперь они - россияне - могут себе позволить на Украине покутить, как мы когда-то в Крыму себе могли позволить купить то, что не позволяли себе дома.
Не один человек мне сказал, что теперь может себе позволить больше, чем при Украине. Несмотря на новые законы и налоги.
В Крыму войны нет. Хотя Павел Глоба в 2008 году предрекал, что в 2014 году Украина распадется на три части, а Крым станет украинской Чечней. Украинской Чечней стал Донбасс, а не Крым - Путин помог Крыму избежать страшной участи войны.
Останься Крым украинским, осталось бы все по-прежнему для той, которая сожалеет о щедрости россиян в украинские времена?
Одна из крымчанок, рожденная в СССР, рассказала, что когда в 1992 году в Крыму тоже был референдум, результаты которого показали, что большинство жителей Крыма за возвращение в состав России, в Крым повалили украинские националисты и стали избивать и резать крымчан. Она боялась, что если Россия в этот раз после референдума не возьмет к себе Крым, у них будет ещё хуже. Говорит, нас бы точно перестреляли, как сейчас расстреливают Донбасс, который, напомню, и не хочет в Россию, а хочет просто бОльших прав, чем при Украине, видимо, она и их достала. От хорошей жизни люди не бунтуют.
Каждый может иметь то мнение об этой ситуации, которое имеет.
Я опираюсь на такие вот разговоры с местными.
Из всех, с кем общалась, только одна хочет обратно в Украину.
Остальные, несмотря на сложности, рады тому, что теперь в России.
- Вот построят мост, станет полегче. Когда Украина вырубила свет, было трудно, конечно. Но мы хоть общаться стали больше. Выходили во двор и разговаривали с соседями. Пережили и обратно в Украину тем более не хотим, она с нами расправилась бы, вернись мы обратно в её состав. Окончательно стало понятно, как они к нам относятся.
Это слова простых крымчан. Разных.
Санкции могут длиться, сколько угодно. Можно наказывать Россию за "аннексию", которая стала следствием поступков украинских властей - в том числе, и в течение тех 23 лет, когда Крым был украинским. Можно думать, что мы испугаемся их санкций и вдруг начнем расшаркиваться и просить прощения, и услужливо делать все, что им хочется с нами сделать. Пусть их.
Нельзя обращаться с людьми дурно и думать, что они никуда не денутся.
Это не только Украины и Крыма касается.
Это и в жизни так.
Если хочешь, чтобы оставались с тобой рядом - трудись, вкладывайся в отношения.
А так, чтобы брать, но не отдавать, бесконечно не получится. Лимит терпения есть у каждого.