Спектакль Франдетти в Театре им. Пушкина "Рождество" стал для меня праздником, сошлись все составляющие - музыка, актеры, костюмы, декорации, атмосфера, уют малой сцены. Того же ждала и от нового спектакля МХТ, хотя спектакль идет на основной сцене, масштабы другие.
Некоторые шероховатости, понятные в условиях прогона для "своих", не повлияли на настроение. Франдетти остался верен себе, снова устроил праздник.
Меня не покидало чувство, что это происходит не в МХТ: спектакль смотрелся поначалу чужеродным на сцене, знавшей великих актеров России, но постепенно вживался в эти стены, в эту сцену.
Самое яркое впечатление - визуальное. Роскошные костюмы Анастасии Бугаевой - мечта всех романтичных девушек: розовые, фиалковые, с большим количеством цветочков, покрывающих поверхность платьев, иногда до явного перебора. Эдакие цветочные принцессы и королевны двигаются по сцене, именно такие платья рисуют своим героиням многие девочки. История старинная, романтическая, поэтому девичьи цветочные костюмы очень в тему.
Артисты не просто ходят, а именно двигаются: хореографически (хореограф Анатолий Войнов) спектакль не перегружен, несмотря на то, что это мюзикл, всё в меру, но подчеркнуто манерно, стильно - в стиле эпохи и места событий.
Музыкальный материал (композитор Питер Экстром, написавший музыку специально для мхатовского спектакля. Автор инсценировки - Джон Джори, режиссер мюзикла - Алексей Франдетти, режиссер наш, российский, несмотря на итальянскую фамилию) показался мне довольно простеньким, нет ярких арий, могущих стать хитами, что вовсе не минус для драматического театра.
Музыка исполняется в живую, в оркестровой яме - небольшой оркестр с дирижером.
Постановка молодого, но уже успешного и востребованного режиссера выдержана в классическом стиле, как старое доброе вино, однако разбавлена понятным современным людям юмором, превратившим спектакль скорее в шампанское, в игристое вино - легкое, рождающее эйфорию, приподнимающее настроение.
Из новинок нашего времени - пожалуй, только видеопроекции. В остальном - нечто среднее между спектаклем драматическим и опереттой, ближе к драматической постановке.
Содержание романа, как я поняла, сильно упрощено, сведено к действию продолжительностью в два с небольшим часа, видимо, чтобы могли посмотреть семьи с детьми (12+).
Большинство актеров мне не знакомо, видимо, задействовали молодую поросль старого МХАТа. Узнала студентов ШС МХАТ разных лет: Марию Зорину, которую видела в первом моем мхатовском выпуске в 2003 году (курс Брусникина-Козака, очень хороша и в танце, и в вокале), Артема Волобуева, выпускника 2010 года (курс Золотовицкого), Кирилла Власова, выпускника нынешнего года (курс Рыжакова).
Как ни странно, не узнала актера Станислава Беляева, сыгравшего главную мужскую роль Мистера Дарси: он тоже выпускник ШС МХАТ 2008 года (курс Гуськова-Лобанова), похоже, актер сильно возмужал с тех пор.
Вокально больше всего меня впечатлил Александр Емельянов, сыгравший Джорджа Уикхема, у него хорошо поставленный голос, пел профессионально.
Что касается остальных актеров - свои партии они исполнили достойно, но все-таки чувствуется, что актеры не имеют высшего специального музыкального образования.
Отмечу исполнительницу роли Элизабет Дарью Авратинскую, дочку Ирины Апексимовой (Ирина была на спектакле, выглядит роскошно!), хорошо спела и сыграла. Она училась тоже в ШС МХАТ на курсе Брусникина, выпуск 2015 года, но по студенческим спектаклям я её не запомнила, на курсе, на мой взгляд, не было ярких постановок (курс воспитывался большей частью на современном драматургическом материале) и ярких запоминающихся актерских работ я не помню, хотя всё было профессионально. Возможно, проблема не в студентах-актерах, а в моих ожиданиях, потому что в этой роли Дарья была очень хороша.
Выделила для себя Светлану Колпакову и Лику Рулла. Лика показала лайт-вариант Розы Сабитовой, получилось смешно. Светлана Колпакова в образе Мисс Бингли обворожительна!
В финале спектакля в сцене свадьбы появляются малыши, что вызывает в зале аплодисменты и трогает сердца зрителей, так что овации были даже на прогоне при неполном зале.
Зрители - большей частью, зрительницы, - выходили из зала с романтическим настроением. В дождливой осенней Москве, в перспективе долгой темной зимы этот спектакль играет роль сказки для взрослых.
Красивая и поучительная история о том, как важно не верить словам, которые часто обманывают, не верить слухам, расчету и разуму, как важно доверяться своим чувствам, которые, в отличие от продуманных слов, не обманывают, как-то очень вовремя пришлась в суете будней.
Красивый музыкальный спектакль, может, не глубокий, достаточно поверхностный, должен стать праздником для зрителей, пришедших в театр отвлечься от бытовых и иных проблем.
Театр может быть разным. Побуждающим думать. Дающим возможность выпустить наружу чувства - посмеяться и поплакать, побыть собой. А может стать просто отдыхом для людей, которым некогда мечтать, может помочь вернуться в детское предощущение счастливой жизни "у меня все будет хорошо".
Возможно, для театральных критиков тут не найдется темы для споров, для поиска символов, смыслов - все лежит на поверхности, бесхитростно, как может быть бесхитростным роман женщины, жившей на стыке XVIII и XIX веков.
А для зрителя, который устал думать о проблемах, такой театр нужен для праздника в душе.
Люди разные, разные потребности у них. Я всегда радуюсь, когда читаю искренние бесхитростные отзывы зрителей, бывающих в театре редко, но испытавших радость и открывших в себе какие-то светлые чувства.
Желаю этому мюзиклу долгой жизни, пусть радует тех, кто придет посмотреть этот спектакль.
Я открыла новый сезон.