Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

День Кольтеса в Екатеринбурге

После полубессонной ночи случился длинный театральный день: утром и днем два спектакля по пьесам французского драматурга Бернара-Мари Кольтеса, одного из первых жертв СПИДа, вечером - спектакль "Женитьба" в постановке Николая Коляды, который сыграли польские артисты. Удовольствие от всех трех спектаклей огромное.
IMG_5011

Обе пьесы перевела Наталья Санникова, директор Центра современной драматургии.

В 11 утра маленький зал ЦСД заполнился теми, кто смог проснуться пораньше после Ночи музыки, чтобы посмотреть премьеру моноспектакля Александра Фукалова. Все предыдущие дни я видела его с листочками, он везде и всюду учил текст.
Полтора часа длился монолог героя пьесы, поток сознания, какой случается обычно у людей одиноких, живущих внутренней жизнью более глубокой, чем жизнью внешней.

"За ночью лес", реж. Илья Ротенберг, исполнитель Александр Фукалов



Главный герой - бездомный человек, который потерял даже гостиничный номер, в котором жил, пока позволяли средства. Он пытается догнать прохожего, которого в своих фантазиях наделил даром слушателя, как мы принимаем попутчиков по купе за людей, способных принять исповедь.

Догнать ему никого не удается, так что зрители становятся теми самыми попутчиками, которым предстоит выслушать героя, понять и принять или отстраниться от неопрятного мужчины, который не работает и не стремится к этому, довольствуясь малым. Бесхарактерный человек, у которого два грабителя почти в открытую похищают бумажник с последними деньгами, представляя окружающим, будто он гей и приставал к ним, вызывая отвращение к пострадавшему, а он, вместо того, чтобы дать отпор, просит их вернуть деньги, на которые он приглашает их выпить пива.

Принято, что человек должен состояться в жизни, достичь успеха, заработать деньги на жилье, на семью, только тогда его уважают, принимают в обществе, считают состоявшимся.

Длинный монолог повествует об одиноком, никому не нужном маленьком человеке, эдаком французском Акакии Акакиевиче. Герой не меняется во времени, тем самым пьеса драматургически "неправильная".

Однако много ли людей вокруг куда-то стремятся, борются, растут над собой, выходят из зоны комфорта и побеждают себя? Много ли успешных? И куда деваться тем, кто не сумел, не научен был жить благополучно, самодостаточно, состояться в семье и в карьере? Им-то что делать?

В случае победы над собой как дальше жить? Вот с тем, кто побежден, он же тоже - ты сам, внутри себя - как жить? Куда его-то девать?

Режиссер Илья Ротенберг выстроил монолог грамотно: ритм меняется, когда зритель, возможно, устал от повествования, звучит со вкусом подобранная музыка, помогающая прочувствовать героя, хорошо работает свет. В финале спектакля свет гаснет так неожиданно, что в полной темноте выступает негативный "отпечаток" героя. Неожиданным образом это ставит точку в судьбе одинокого бездомного.

Текст написан красивым литературным языком, этот бомж явно с хорошим образованием. Исповедальные интонации обогащают поэтический текст. Услышанное проникает в душу: столько историй выслушала за свою жизнь, настоящих, живых, в которых видна логичная судьба человека напротив, так что и эта история для меня тоже живая.

Спектакль стал первым показом на зрителя, помарок-огрехов я не заметила, всё сложилось хорошо. Не знаю, насколько зрители будут ходить на него, ведь для таких моноспектаклей необходимо умение слушать другого, быть сопричастным к боли собеседника. Но те, кто придут, найдут для себя что-то важное в этой исповеди.

IMG_4895

Вслед за моноспектаклем посмотрела "Ромул и Рем" тоже по пьесе Бернара-Мари Кольтеса.
Эта пьеса поставлена Александром Ваховым, режиссером уже опытным, амбициозным, талантливым. Видела этот спектакль в прошлом году на фестивале, но тогда стояла страшная жара, только что прошла сильная гроза, в зале была просто парилка, артисты играли в шубах, тяжело было вынести действие в 3 с лишним часа, хотелось наружу. Кто-то вчера говорил про сильный финал, а я не могла вспомнить! Смотрела как в первый раз, короче.

IMG_5055

История практически фантасмагорическая: из Алжира во Францию возвращаются Матильда (Ирина Ермолова) и двое её детей (Ирина Плесняева и Константин Итунин), возвращаются в свой дом, где живет её брат Адриан (Сергей Колесов) с сыном (Илья Белов). Начинается выяснение отношений, прав собственности, возникают странные отношения между кузенами, всё это приправлено появлением неких "черепашек ниндзя", террористов в масках.

Давняя неприязнь сестры и брата имеет глубокие корни внутри этих двоих, но история шире внутрисемейных отношений. Как возникает противостояние, откуда растут корни любой войны, чем питается ненависть между родственниками или давними друзьями? Откуда берутся страхи, голоса, диктующие человеку, что нужно делать, почему кто-то следует этим указаниям, принимая их за голоса свыше, а кто-то нет, и так ли уж "свыше" идут эти голоса, не манипулирует ли тобой кто-то из ближних посредством собственных "экстрасенсорных" способностей.

IMG_5040

Спектакль напрямую не ставит эти вопросы перед зрителем, скорее, похож на комедию. Пересказывать содержание бессмысленно: визуальный ряд зачастую перпендикулярен звуковому, восприятие действия расширяется за счет остроумных находок режиссера.
Спектакль надо смотреть.

IMG_5035

Актерские работы вкусные, яркие абсолютно у всех! Перед каждым стояла задача, как я понимаю, показать неоднозначность их героев. Режиссер разложил характер каждого на составляющие, которые друг другу порой противоречат, но в итоге создают цельный образ живого человека. Ведь каждый человек - устойчивая конструкция, которая должна находиться в равновесии: достоинства всегда имеют точку перехода в минус, превращаясь в недостатки в других обстоятельствах.

Ирина Ермолова - актриса, талант которой безграничен! Её Матильда хитроумна, властна, идет к своей цели, но способна пожалеть даже брата, с которым с детства идет противостояние. Родная кровь есть родная кровь.

IMG_4986

Сергей Колесов в своего героя вложил весь своя опыт личного выбора в непростых ситуациях, его монолог пробирает до дрожи, вызывая ком в горле. Он может быть невероятно смешным и в следующую секунду трагичным.

IMG_4961

Илья Белов - эдакая розочка на торте: его пластичность не только физическая, но и актерская поражают. Лицо меняет выражение то молниеносно, то подобно оплывающей капле парафина на свече. Очень смешно и ярко при этом органично существует в шкуре своего героя.

IMG_4946

Ирина Плесняева играет два образа, две части одного характера - угловатого подростка, похожего, скорее, на мальчика, и сексуальную девушку. Не случайно я вынесла поверх ката провокационную фотографию (из Москвы покажу больше, здесь нет такой возможности) - от Иры в этом образе глаз не оторвать, настолько её актерский талант дополнен её женской привлекательностью.

IMG_4915

Замечательно отыграла Татьяна Бунькова: видела её утром перед театром в тюрбане из бигуди, у меня аж глаза на лоб полезли. Подвиг актрисы - спать ночь на бигуди, чтобы не сцене показать рыжую кудрявую пьяную бестию! Ярко, самоотверженно и смешно!

Прекрасная роль Константина Итунина. Он сумел показать своего героя то сумасшедшим дурачком-ребенком, то расчетливым ученым, перевоплощался из одного образа в другой незаметно, что превращает его героя в цельную личность.

У Рината Ташимов и Веры Цвиткис роли небольшие, но сыграны так точно, так смешно, так по-восточному вкусно, что удовольствие от их появления было огромным.

Александр Кучик показал себя с неожиданной стороны, желаю ему побольше разных ролей, ему под силу играть больше, чем он играет.

Превосходно сыграл Евгений Чистяков! Эпизод небольшой, но важный и отыгран со всеми нюансами.

Тараса Поддубного по голосу и глазам можно узнать даже в маске.

Спектакль длинный, идет больше 3 часов, но в этот раз духоты не было и хотелось, чтобы он длился ещё дольше. Я очень надеюсь, что зимой вместе с гастролями Коляда-театра в Москве снова случатся гастроли ЦСД и этот спектакль привезут для показа москвичам. Здесь зал слишком мал для такого спектакля, его можно и нужно показывать массовому зрителю, удовольствие обеспечено и актерам (они его получают, это видно), и зрителям.


Tags: Екатеринбург, Коляда-plays 2016, Театр, Театр 15-16, ЦСД
Subscribe

Posts from This Journal “Екатеринбург” Tag

  • Снова про Лидию Павловну

    Копирую посты из фб, которые писала ночами после сеансов и спектаклей фестиваля. Этот текст не стала править, оставлю, как было написано в тот…

  • Продолжение историй из Екб:)

    Будучи на очередном сеансе у Лидии Павловны, рассказала ей, что есть уже 6 москвичек, которые хотят к ней на массаж. "Вы не шутите? Что такого вы…

  • Очередная серия про Лидию Павловну

    Четвёртый сеанс. Я уже подсела на общение с ней и готова хотя бы ради этого терпеть боль. Однако и она, похоже, втянулась в наши разговоры. Опоздала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments