Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Третий день Коляда-plays-2016

Вчера из фестивальных спектаклей посмотрела только дневной спектакль в ЦСД по пьесе Николая Коляды "Нюня" в постановке актера Коляда-театра Александра Сысоева. Видела у него ещё в 2007 году замечательный моно-спектакль по Стивену Кингу "Долорес Клейборн" в исполнении Веры Цвиткис. Хорошая работа обоих: атмосферы триллера воссоздана разными методами, Вера изумительно сыграла свою героиню, пластика, интонации - все работало на восприятие. Жаль, что такая замечательная, талантливая и очень трудолюбивая актриса хоть и занята во многих спектаклях, но главных ролей у неё до обидного мало. Сысоев поставил спектакль "Девушка моей мечты" по пьесе Коляды с самой опытной актрисой Коляда-театра Тамары Зиминой и живой музыкой, что-то вроде саундрамы. Тема одиночества и смерти не очень востребована в театре, но спектакль получился теплым, проникающим в душу. Видела премьеру, прочувствовала тогда историю хорошо, но после смерти мамы повторно смотреть его было невыносимо тяжело, всплывало из глубин, куда пробрались Коляда, Зимина и Сысоев, больное, виноватое, щемяще, хотя это тоже нужно из души вытаскивать.
Николай Коляда написал эту пьесу более 20 лет назад, в 1993 году. Ранние пьесы Коляды написаны какой-то тонкой душевной болью, у героев как будто нет кожи, они доверяются первому встречному, в пьесах есть какая-то невероятная по силе надежда на лучшее: одинокий человек ищет любовь вокруг, в каждом, что оказывается рядом, пытается по-своему, порой неловко, отдать кому-то свою и увидеть, что он тоже нужен, хотя бы случайным людям, пришедшим по объявлению о продаже котят.

Главные герои пьесы "Нюня" - два старика, один дал объявление, что отдает котят в добрые руки, другой пришел за котенком, но не увидел даже кошки. Нюня-Манюня ушла гулять.
Разговор начинается со ссоры, но постепенно оба старика, которым явно не с кем даже поговорить, раскрывают друг другу душу, рассказывают о самом сокровенном, важном, о чем с близкими не говорят, даже если они есть, а вот так, со случайным человеком, нечаянным попутчиком - запросто.

Пьеса небольшая, написанная душой, тем Колядой, который страдал и плакал от одиночества и непонимания: об этом все пьесы того периоды, на мой взгляд. Года назад на фестиваль приехал театр из Сербии, показывал спектакль "Мертвая царевна", эту пьесу Коляды я не читала, наушники с переводом у меня не работали, поэтому я слушала сербскую речь, но понимала все и без слов, ведь ранний Коляда, о чем бы ни писал, виден в каждом герое.

Стариков сыграли Александр Замураев и Сергей Федоров. Артисты Коляда-театра, которые переиграли огромное количество ролей, в том числе, по пьесам Коляды, органичны в этом спектакле, смогли передать такое разное и такое похожее одиночество старости и никому ненужности. Режиссер ввел в спектакль персонаж "Она" в исполнении выпускницы актерского курса Коляды этого годы Гюльнары Гимадутдиновой. Она создавала атмосферу триллера, наверное, но получилось у неё это как-то мило по-детски. Насколько это соответствует задаче режиссера, не знаю, но страшно не было:)

В спектакле есть над чем ещё поработать - его недавно перенесли на эту сцену и её нужно обживать, шероховатости были. Но придираться не хочу: увиденное меня растрогало, да и соскучилась я по тем ранним пьесам Коляды, с которых я начала узнавать его как драматурга, режиссера и человека. В последние годы Коляда-менеджер пишет и ставит спектакль для простого, неискушенного театрального зрителя, которому нужно в театре отдохнуть и посмеяться от души, такие спектакли тоже нужны, именно они приносят и доход театру, который существует исключительно на продажи билетов, без государственных дотаций.
Но мне ближе именно такой Коляда, как в "Нюне" или в последней премьере Коляда-театра "Фальшивый купон", который я уже посмотрела, напишу чуть позже.


...и я кусал кулаки от боли и бессилия, что не могу ей помочь, а она не могла уснуть, бедная, я сидел и чувствовал, как ее боль через стены, через стены пробеленные, каменные доходит до меня, и тогда я поверил, что чужая боль может чувствоваться другим человеком, когда сильно любишь этого другого человека; всю долгую жизнь я любил ее и часто - не вслух, нет, не вслух! - а втайне, ночью, думал о том, что она - такая красивая, видная, не родившая мне детей - я виноват был, я виноват! - она, думал я, не любит меня и даже, наверное, презирает; она никогда не высказывала ярко своих чувств, как я; умела держать многое в тайне, и вот незадолго до последнего нашего дня вместе я случайно узнал, как сильно, оказывается, она меня любит; я вошел в ту комнату к ней, как-то очень быстро вошел и вдруг увидел, что она, сидя на кровати, складывает мои выстиранные рубашки и целует их, и тихо плачет, и тогда я понял, я понял вдруг, как же сильно она любила меня и чувствовала, что, умирая, оставит меня одного здесь, на земле, и мне будет одному так больно и одиноко...

Николай Коляда "Нюня"



Tags: Екатеринбург, Коляда-plays 2016, Театр 15-16, ЦСД
Subscribe

Posts from This Journal “Коляда-plays 2016” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments