Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

"Человек-подушка", Другой театр, реж. Skvortsov.


Это, конечно, шок. У Володи должны были быть очень серьезные причины, чтобы поставить именно это пьесу МакДонаха. После почти нежного "Калеки" я не ожидала настолько тяжелой пьесы.
Тема не просто тяжелая, она страшная. Для меня это был спектакль об обратной стороне счастливого детства, о той темной части, которая у всех нормальных людей уходит в подсознание навсегда и всплывает только в жуткие моменты совпадения ощущений, причем чаще всего не памятью подробностей, а именно ощущениями. Меня как-то занесло на семинар по дианетике, и нам там говорили, что при повторении обстоятельств травмирующей ситуации человеческий организм реагирует так же, как в первый раз, когда эти ощущения зародились. Может и сознание потерять, если была потеря в первый раз.

Опять думала о детстве и ответственности родителей за дальнейшние судьбы детей. Родители - властители и хозяева, что хотят, то и делают. Реализуют свои собственные страхи и комплексы на беззащитных и полностью зависящих от них собственных детях, продолжая неведомо кем начатую эстафету, заведенную традицию. И никто никому не указ. И никто не знает, что происходит за соседними закрытыми дверьми. И что испытывает ребенок в родной семье, что он видит и слышит от матери и отца. И какими амбициями обусловлено отношение взрослых к своему ребенку.

Аксиома - родители любят своего ребенка. Но - как, зачем, для чего? Потому что зачастую это не безусловная любовь: я люблю тебя, потому что ты такой, какой есть, непохожий на других, единственный в своем роде, я рада, что ты появился на свет. Ребенок зачастую не чувствует себя ни желанным, ни неповторимым, а словно несет какую-то вину за то, что появился на свет. И кто искалечил его душу? Мать и отец, самые близкие и дорогие.

Детство - основа основ всего. И творчества в том числе. Что выходит из человека, когда он творит - сочиняет слова ли, музыку ли, рисует, танцует? Творчество не может быть лживым, потому что все, что выходит, выходит изнутри, из нутра, из души. Чем богаты, тем и рады. И страшно, когда результат творчества, произведения становится более важными, чем человеческая жизнь, даже собственная. Вбитая родителями главному герою мысль, что любые жертвы оправданы, что результата нужно добиваться ценою страданий и жизни другого человека либо части твоей души, заставляет его жертвовать своей жизнью ради сохранения листочков с рассказами, которые уже никто не увидит. На что ушли жизни членов этой семьи? Перенесенное насилие - физическое и психологическое, многочисленные страхи сублимируются в такие же страшные и странные произведения. Говорят, и мысли материальны. И у героя пьесы со странным, рожденным причудливой фантазией родителей, именем Катурян Катурян Катурян, все произведения заканчиваются ужасными смертями детей, однако и в жизни происходят такие же страшные и странные смерти реальных детей. Автора подозревают в том, что он реализует свои страшные фантазии, арестовывают, как маньяка. И далее идет работа с подсознанием: арестованного автора, его странного брата, олицетворяющего физические страдания страданий душевных Катуряна, обоих следователей, одного из которых в детстве изнасиловал родной отец. Насилие рождает только насилие, кто и когда сможет его остановить?

Володя Скворцов взялся за эту тему со всей ответственностью. Видеовставки поясняют то, что не очень ясно из происходящего на сцене, создают с самых первых кадров гнетущую атмосферу. Избитая фраза про "наше счастливое детство" - это психологическая защита от того страшного и темного, что переживает растущий ребенок даже в нормальной семье: запреты без объяснений, которые рождают причудливые фантазии-страхи, наблюдение за интимной жизнью родителей, которая тоже рождает ощущение насилия. А если инцест, психологическое насилие? И на экране мы видим и страх, и реализацию его, даже смеющиеся лица родителей, мечтающих о победе ребенка в литературном конкурсе и создающих все "условия для творчества", выглядят зловеще.

Получился такой спектакль - сеанс психоанализа. Но не все смогли это выдержать, показывая, что это слишком глубокая тема. Кто-то уходил прямо на глазах артистов, кто-то реагировал неадекватно происходящему на сцене. Дай Бог, чтобы это помогло хотя бы одному человеку в зале. Потому что избавиться от проблемы можно только в том случае, если признать её наличие и захотеть её убрать. Те, кто ушли, проблему признать не смогли. И их малодушие можно понять и нельзя осуждать. Потому что вспомнить и принять то, что с тобой происходило, бывает невыносимо тяжело. Не у всех есть мужество.

Не знаю, какова будет судьба спектакля. Думаю, трудной. Потому что легче всего сделать вид, что меня это не касается, я не такой. Но то, что Володя поднял эту тему, говорит и о его мужестве, и о мужестве всех участников и создателей спектакля. Про форму ничего не буду говорить, потому что не компетентна, чего-то мне не хватило все-таки, слишком аскетично, что ли. Но для меня это было не так и важно. Потому что внутреннее важнее. После спектакля хотелось разминать сведенные почти в судороги руки - от боли за тех детей, которых мы увидели на сцене и экране.

Скворцову и иже с ним - поклон и благодарность. Была рада увидеть, что спектакль совсем не похож на "Скользящую Люче" (кстати, в "Люче" тоже есть тема детства и ответственности за него), что лишний раз подтверждает, что у нас есть ещё один талантливый режиссер. Успеха ему и в дальнейшем!!:)))
UPD. Не знаю, кто так хорошо придумал, но очень оригинальная программка:)))
Tags: Театр 06
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 49 comments