В этот раз зрители Питера и Москвы могли познакомиться с танцевальным искусством Тайваня. Постановщик ЛИН Хвай-Мин соединил в одном спектакле белое и черное, воду и пепел, любовь и страх, жизнь и смерть.
Первый балет "Белая вода" представляет собой коллективную медитацию: что ещё можно делать, глядя на воду, бегущую пузырями по камушкам? Вода и камушки на сцене - видеопроекция ручья на заднике сцены, вода по камушкам - в исполнении танцовщиков из Тайваня, одетых в белые одежды простого покроя и разных оттенков белого.
Хореография сама по себе интересная, но именно оттенки восточной философии придают ей особое очарование.
Движения танцовщиков то плавные, то резкие, то утонченные, то неловкие, кривоватые. Сами артисты мало похожи на наших классических балетных: они твердо стоят на ногах, способны выносить серьезные нагрузки, смотришь на них и понимаешь, что за ними стоит не только талант и отличная подготовка, не только серьезный физический труд, но и мощная многовековая культура общения на языке тела.
Первый балет, несмотря на музыку, которая ввергает потихоньку в дремоту и довольно нудная, на мой взгляд, что не умаляет её достоинств, должен повествовать о торжестве жизни, о бесконечном её течении в глобальном смысле: человеческое общество, как и вода, в настоящем моменте всегда наполнено людьми, хотя сами люди постоянно меняются. Типа, в одну реку дважды не войти, но какая разница, в ту воду ты входишь или в другую, если вода есть?
Артисты по окончании этот балета вышли на поклоны так, будто прощаются и во втором действии будут выступать совсем другие артисты.
Второй балет совсем коротенький, на музыку Дмитрия Шостаковича (Струнный квартет №8 До минор). Постановщик воспринимает эту музыку как реквием, посвященный репрессированным, подвергшимся геноциду или погибшим от стихий природы. Актеры танцуют в темно-коричневых костюмах, на их лицах - черные следы, они борются с событиями, которые вызывают у них страх из-за невозможности избежать наказания или смерти.
Мне представлялись какие-то несчастные пещерные люди, шахтеры и вспоминаля почему-то Данко с вырванным сердцем, который ведет ослепших от страха людей в нужное место ценой своей жизни.
Однако этих людей никто никуда не вывел...
Хочется победы света, конечно. Типа, добро побеждает зло. И первый балет показать вторым.
Но в жизни не всегда складывается, что эту победу успеваешь увидеть.
Замедленные движения, которые выдержать танцовщику намного труднее, чем стремительные, явный отсыл к ушу, к восточным единоборствам, содержащим глубокую философию, соединение классической хореографии с азиатской менатльностью дают возможность диалога европейского зрителя с другой культурой, возможность посмотреть на привычное - в том числе на Шостаковича - с точки зрения человека с другим менталитетом.
Потрясла выдержка актеров. В финале спектакля на поклонах они стояли, не шелохнувшись, скованные цепью своих рук: они взяли друг друга под руки, сжав кулаки, на лицах не было улыбок, как бывает на поклонах у артистов, великолепно исполнивших свою работу.
Их поклон - мощная стойка людей, которые друг за друга как за себя, один за всех и все за одного - стал продолжением "Пепла", такой мощной точкой: "погибаем, но не сдаемся".
Это было сильно.