Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Кабаре Брехт", реж. Ю. Бутусов, Театр им. Ленсовета, Золотая маска

Сергей Волков, номинант Золотой маски на лучшую мужскую роль, исполнил сразу две роли: Бертольда Брехта и... Юрия Бутусова, похож на обоих даже внешне. Сам Юрий Бутусов номинирован как лучший режиссер, на мой взгляд, поставил этот спектакль не столько про Брехта, сколько про себя. При этом Волков-Бутусов со сцены предрек, что "будут говорить, что это не Бутусов": похоже, достали Бутусова расхожие суждения по поводу его самого и его творчества, поиски символов, придание своего смысла его работам. Хотя это неизбежно происходит: каждый потребитель искусства волен увидеть свое собственное, психологам и психиатрам в этих образах раздолье разбираться.
Спектакль, действительно, какой-то не бутусовский: очень много слов, текста, перебитого зонгами Курта Вайля, спектакль не просто серьезный по затронутой теме, но я бы сказала, страшный и тяжелый, несмотря на то - а может быть, и благодаря тому, - что играют совсем молодые актеры, в исполнении которых антивоенные тексты Брехта приобретают актуальное современное звучание.
Года полтора назад один замечательный театральный критик в беседе на эту тему спросил: "Неужели ты не видишь повышающейся агрессии, военизации общества?" Я не сторонница драматизировать жизнь, всегда верю в победу разума и в лучшее - история доказывается, что есть некая цикличность в повторениях уроков истории, т.к. каждое поколение приходит к одному и тому же, в том числе, и к войнам, чтобы спустя время признать, что никакие войны проблем не решают, только создают, и что только договоренности, обсуждение, нахождение компромиссов способно помочь решению спорных вопросов.
Войны нужны только тем, кто зарабатывает на них. Где бы ни было, в какой стране, в какое время - всегда за военными действиями стоит желание власти и денег, всегда находятся серые кардиналы, которые за спиной заметных личностей руководят процессом и считают прибыли.


Юрий Бутусов высказал свою гражданскую позицию устами Сергея Волкова: "Я не готов встать в строй в случае войны, лучше я стану беженцем". Есть разные решения - "за", "против" и "воздержался", между приверженцами первых двух позиций тоже зачастую готова разгореться война - за право быть единственной правым, изрекать единственно допустимую истину, которая становится атрибутом безудержной власти.

Спектакль сложный, долгий - ближе к концу некоторые зрители не выдержали и потянулись к выходу. При том, что на сцене - красивые молодые талантливые люди поют и танцуют, ведь жанр спектакль обозначен в названии как кабаре, - спектакль не развлекательный, не радующий, а подбуждающий думать, размышлять на сложные темы политики, личного выбора, вины и ответственности.



В войне правых нет никого, ибо ответственность ложится на всех, кто в ней участвует. Мир содержать в равновесии куда тяжелее, чем воевать, тем более, кому война, кому мать родна - слишком большие деньги кто-то всегда зарабатывает на гибели других. Как войны можно увязать с богом, который, если в него верить, в курсе и допустил, как примирить постулаты о том, что бог всех любит и всё видит - если любит, как позволяет убивать?



Песни исполняют на разных языках - русском, немецком, английском, польском. Поют все об одном и том же - о любви, о мире. Слова понятны всем.
Откуда берутся войны, если все хотят любви и мира? Как за слова прячутся поступки?



Накипело, видимо, у Бутусова. Устали люди от нагнетания ненависти со всех сторон, от плохих новостей. Легкая ирония - узнаваемая пародия на Екатерину Андрееву и 1 канал - помогает отстраняться от страшных событий, происходящих в мире.

"В немецких кабаре начала XX века собирались поэты и композиторы, читали новые стихи, играли новую непривычную музыку. Спорили до драк. Собственно, из такого немецкого кабаре и вышли первые совместные работы Бертольта Брехта и Курта Вайля, знаменитая «Трехгрошовая опера» в частности. Нам захотелось вернуть этому слову первоначальный смысл. Но при этом, конечно же, у нас в названии спектакля это слово носит и метафорический смысл, как обозначение многообразия жизни, ее пестрой палитры, такого яростного клубка, где есть и песни, и стихи, и драма, и смерти, и любови, и политика.

Юрий Бутусов"




Второй раз смотреть этот спектакль сложно, несмотря на то, что молодые артисты справились с задачей режиссера, спели, станцевали, сыграли всё на отлично. Тяжелые раздумья возникают во время просмотра. В советское время его не выпустили бы никогда, да и решиться на такую постановку никто не смог. Хорошо, что поменялось отношение к свободе творчества (пусть и исключения тоже есть, но куда ж без них). Цензура нужна, но нужна в тех случаях, когда отсутствует внутренная самоцензура, когда цели проставлены нечетко.



У Бутусова есть почти бескрайняя свобода самовыражения, ограниченная им самим, при этом его самоцензура строже любой внешней, т.к. он прекрасно понимает свою ответственность за сделанную работу и за последствия.
Это вызывает огромное уважение к нему как к личности.



Никакой пошлости, никакого вызова, никаких призывов к борьбе с властью, никакого втягивания в политику: четко выраженная и аргументированная гражданская позиция Брехта и Бутусова, "ББ" - именно с такой аббревиатурой (Бертольд Брехт или Брехт-Бутусов) на сцене стоит дверь с привычной надписью "Посторонним вход запрещен".


Фотографии с сайта Театра Ленсовета

Бутусов не был бы самим собой, если бы не перемешал войну с любовью. Куда без любви? Даже если побеждает смерть, с любовью она не так страшна.


Жизнь и смерть, страх и любовь всегда ходят рядом.
Tags: Бутусов, Театр, Театр 15-16
Subscribe

Posts from This Journal “Бутусов” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “Бутусов” Tag