Гениальный спектакль! Как иначе сказать, если всё это некрасивое, темное, изломанное, свербящее, скрипящее, когтями по душе, ножом по стеклу, мерзко звучащее, блюющее яйцами и цветами можно было сделать посредством красивых тел танцовщиков, словно вывернутых наизнанку?
Состоявшиеся творцы Татьяна Баганова - хореограф-постановщик, Павел Семченко и Максим Исаев (Инженерный театр "АХЕ", г. Санкт-Петербург), композитор Николай Судник, художник по свету Вадим Гололобов ("АХЕ") представили москвичам историю создания ... химической системы Менделеева. Кто-то мечтает поставить в театре телефонную книгу, а эти сочинители взяли и показали нечто химическое - лаборатория на сцене, некто в белом халате (не кто иной как замдиректора "Провинциальных танцев", между прочим) управляет "молекулами"-танцорами, которые соединяются-разъединяются в разных сочетаниях, изображая, по сути, изнанку человеческой жизни, ту самую, о которой театр далеко не всегда говорит откровенно, ибо искусство должно нести свет, тянуть ввысь и т.п.
Однако в человеке далеко не всё прекрасно, хотя и должно быть. Человек не был бы целым и устойчивым, если бы был только прекрасен. Завалился бы, точно. Гармонию ему придают противоположные проявления одного и того же качества.
Любовь-страх, ибо любовь созидает, а страх разрушает, и чтобы что-то создавать, часто приходится что-то разрушить.
Щедрость-скупость, ведь исключительно щедрый разорится, ему надо что-то и экономить.
И так любое качество, какое ни возьми, имеет своего антипода, а потому безгрешных идеальных людей нет и быть не может.
Баганова сотоварищи создали спектакль, выводящий зрителя из зоны комфорта, где человек показан в проявлениях низших, телесных, животных, отвратительных. Без всякой духовности, тяги к свету и прочим культурностям.
Смотреть было сложно, ибо какие-то движения вызывали содрогание.
Зачем это сделано?
Ожесточение, насилие, крики, садистическое наслаждение, мерзкие звуки, попытки понять, что это, почему, зачем, никакого эстетического наслаждения, а в результате - полный восторг и благодарность всем этим людям, придумавшим это шоу.
Образы, возникавшие у меня в мозгу, хаотичные, как броуновское движение, вытаскивали из глубин подсознания неожиданные мысли и выводы, логические цепочки и открытия - свою личную таблицу_менделеева.
Первичное отторжение, вызванное физическими "страданиями" танцовщиков - им вставили зубочистки в рот, как спички для век, их обмазывали взбитыми сливками, их ноги засовывали в сосуды с разноцветной водой, их тела опрыскивали водой изо рта, посыпали семечками, заставляли корчить рожи, - сменилось азартом познания иного: мы все скрываем за словами свои истинные чувства, сублимируем, стремимся выглядеть умными и воспитанными, но что делать с чувством голода или усталости, со страхами и запрещенными чувствами, с желанием совокупляться или хотя бы мастурбировать, чтоб ощутить себя счастливым, с похмельем и дурнотой, выдающей наружу съеденную закуску.
Это разве не есть составляющая часть человека?
Человека мыслящего, существующего, но человека чувствующего далеко не всегда лучшие чувства, восхваляемые поэтами и художниками.
Вот такой "грязный" спектакль показали нам екатеринбуржцы.
Великолепная хореография, сложная, тревожная, тревожащая, шевелящая.
Многослойная, многосмысловая сценография.
Великолепные костюмы.
Интересная музыка.
Получился ли позитивный финал?
Да какая разница? Кому что.
По мне, так никакого сюсюкания и сказки о победе добра над злом не случилось.
Главное - то, что ты сам подумал и пережил во время созерцания результатов фантастического труда артистов.
Это не первый спектакль "Провинциальных танцев", однако Баганова и артисты меня потрясли.
Хотя среди зрителей было немало разочарованных, увы. По мне - очень талантливая работа.
Фотографии взяты отсюда: http://kulturmultur.com/itwas/122/Bezmernost_v_mire_mer_20_10_2014/