Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Лада, или радость", реж. М. Брусникина, РАМТ

День театра, как и полагается театралке, встретила в театре. Ходили с подругой на спектакль одного из моих любимых режиссеров Марины Брусникиной, которая продолжает идти по своему пути и ставит не только пьесы, но и хорошую современную прозу: у неё отменный литературный вкус и слух, Брусникина создает не только великолепную визуальную картину, но и вышивает её звуками, песнями, делая текст более выпуклым и осязаемым.

Начало спектакля вывело зрителя из зоны комфорта: текст Тимура Кибирова шел под жуткое завывание Нелли Уваровой, которая волею режиссера стала собакой Ладой. Зрители усажены на сцене РАМТа друг напротив друга: актеры играли свою историю между двух огней частей зрительских трибун, поэтому можно было видеть не только действие, но и лица зрителей напротив, благо, что нас тоже освещали софиты.

Художник Николай Симонов создал светлую округлую (как у вина бывает округлый вкус) атмосферу за счет горки и трех "волн" из некрашенного дерева: герои скатываются вниз, хохоча и веселясь, забираются на горку - "вверьх-вниз", как когда-то слышала я по радио в детских сказках с тем самым мягким знаком, который был присущ старым, дореволюционного рождения актерам Малого театра.

Вверх-вниз - как и вся наша жизнь. То радость, то печаль, то жизнь, то смерть, то горько, то вдруг везение нежданное, подарок судьбы.



Тимур Кибиров, поэт, впервые взялся за прозу, потому история получилась, скорее, поэтическая.
В маленькой деревеньке живут всего несколько жителей, ругаются и помогают друг другу, ждут весны и "дачников". Уехавшая осенью в город семья попросила пожилую соседку присмотреть за собакой, приблудившейся летом и подружившейся с их маленькой дочкой. Собака Лада искала свою маленькую пропавшую хозяйку, тосковала -вот и первое предательство, - но делать нечего, привязалась к своей новой хозяйке. Однажды зимней ночью Лада спасла хозяйке жизнь, вступив в схватку с волками - вот и преданность и верность, предательство и преданность, будучи противоположностями, лишь подчеркивают, что в жизни возможно всё - на выбор, на ответственность выбирающего.

Зритель постепенно погружается в подробности личной жизни всех героев, смеется, потому что много юмора в тексте и в жизни обитателей деревни, как увидел это автор, сочувствует каждому, даже пьющему Жорику (великолепный Тарас Епифанцев),



пускает сдержанные слезы в моменты, когда вдруг из глубин памяти, из далекого детства, вдруг всплывают щемящие воспоминания.



В спектакле, как всегда у Брусникиной, много песен, музыкальное оформление подготовлено её давней соратницей Аленой Хованской: удивительно, что преданность дружбе, команде, людям у Брусникиной прочитывается во всех её спектаклях, независимо от темы и автора. Личность проявляется в творчестве всегда: Марина верна своим нравственным принципам, своему видению мира, людей, театра, видению уважительному, бережному.



Тимур Кибиров, на мой взгляд, был выбран для нового спектакля Молодежного театра не случайно: он рассказал о своих героях правду без прикрас - выражения Жорика, эдакого жванецкого деревенского пошиба, порой на грани фола, - вроде бы все как в жизни, однако получилась у него какая-то светлая сказка. И Лада выжила стараниями порядочного и доброго фельдшера, волков-де не убили злые охотники, а отловили с помощью снотворного и отправили в дальние края служить санитарами леса и восстанавливать природный баланс, и неизвестно откуда забредший гастарбайтер вдруг нашел свою счастливую судьбу, да и фельдшер стал впоследствии ветеринаром. Как говорится, "ни одно животное не пострадало".

Бывает ли так в жизни? Всё возможно.

Брусникина наполнила текст Тимура Кибирова сочными звучными деталями, выстроила действие, грамотно меняя ритм, выбрав подходящие случаю песни, дав актерам возможность превратиться в маленьких детей, которые могут жить, не оглядываясь на стороннее мнение, кататься с горы, кидаться яблоками, обниматься с собаками, лепить снежную бабу с большими сиськами бедрами, находить в бедной и горестной судьбе светлые радости, превращающие жизнь в маленький быстро проходящий праздник. Но в праздник.

Получился светлый, добрый, простой по смыслу и исполнению спектакль, но с такими искренними семейными интонациями, каких порой не хватает не только в театре, но и в жизни.



Лица зрителей к финалу спектакля расслабились, помягчели, в них появилось что-то детское. Девушка в очках с толстыми линзами, прижавшись к пожилой женщине с каменным лицом человека, закрытого от чувств своих и чужих, тайком утирала слезы, стекавшие из-под очков, в первом ряду немолодой мужчина в очках приподнимал их и тоже утирал слезы. Чудо театра случилось: именно в театре люди могут вдруг стать самими собой, маленькими детьми, которым можно плакать и выражать свои чувства - пусть и в считанные мгновения.



Столько цветов в маленьком зале я ещё никогда не видела! Каждому актеру подарили по несколько букетов, какие-то пакетики, сумочки, не отпускали их очень долго. Было ощущение, что это, правда, большой хороший добрый семейный праздник.

На спектакле была и сама Марина Брусникина - сидела напротив, я иногда смотрела на её лицо, - с такой любовью наблюдала за актерами:) Приходили также Сергей Урсуляк и его жена красавица Лика Нифонтова. Вспомнила, как видела их старшую дочку Александру ещё студенткой ШС МХАТ. Какие-то спиральки в жизни существуют. Вот и Марину Брусникину, которую люблю давно и преданно, этим летом пригласил на свой фестиваль Николай Коляда, которого тоже люблю давно и преданно, и предвкушаю, как мы там будем общаться: когда-то с Машей (в жизни Брусникина - Маша) меня познакомил мой жж-друг, я тогда так волновалась перед встречей, что похудела на 4 кг:) Вчера она мне говорит: "Вы хорошо выглядите", а я смеюсь: "Я снова похудела".



Фотографии с сайта театра


Это я-то несдержан?!
Да Господь с тобой, дорогая!
Ты б послушала, как я в нощи заклинаю
демонов злобы —

«Нельзя ненавидеть!
Нельзя презирать!
Нельзя никого никогда убивать!

Даже героев рекламного ролика “Дью”,
даже создателей оного я не убью!!»

И действительно — я оставляю в живых
и тех, и других!
И всех остальных.

И это ль не ангельское долготерпение,
смирение, уничижение?

А ты говоришь…

Тимур Кибиров

Tags: РАМТ, Театр, Театр 15-16
Subscribe

Posts from This Journal “РАМТ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 6 comments