Categories:

"Фронтовичка", реж. С. Левицкий, Русский драматический театр, Улан-Удэ, Золотая маска

Эта "Фронтовичка" по пьесе Анны Батуриной, ученицы уральской школы драматургии Николая Коляды - уже вторая на "Золотой маске" в Москве. Первым показали свой спектакль Коляда и его актеры в 2011 году, сейчас отборщики фестиваля пригласили театр из Бурятии.
Спектакль попал в программу "Маска плюс", то есть, в конкурсе не участвует.

Сюжет пьесы, на первый взгляд, довольно прост. Сержант Мария Небылица, отболев тифом и потеряв ребенка от любимого однополчанина Матвея, отправляется к его матери на Урал, чтобы вместе с ней дожидаться жениха с только что закончившейся войны. Устраивается преподавать хореографию девочкам. Сильный характер притягивает к ней мужчин, несмотря на то, что свободных женщин и так хватает. Мария ждет Матвея, который написал, что потерял руку. Но спустя некоторое время он возвращается не один, а с новой невестой, которая ждет от него ребенка.



Однако история эта простегана подробностями той эпохи, которые тонко показывают быт и особенности отношений между людьми в послевоенное время с нехваткой мужчин для создания семьи и конкуренцией между женщинами, с продуктовыми карточками, с комсомольскими путевками на стройки огромной страны, нуждающейся в восстановлении после тяжелой войны. Пьеса не столько о войне, сколько о людях, исковерканных страшными событиями, поэтому честная, хоть и повествует о событиях частных, по сути.

Молодой режиссер Сергей Левицкий выбрал для постановки пьесы молодого автора современную театральную форму, пригласив в спектакль MusicBand Krabы из Улан-Удэ. Ребята написали музыку к спектаклю и сами её исполняют, находясь на сцене в течение всего действия.



Очевидно, мирная профессия Марии Небылицы - преподаватель хореографии - побудила создателей спектакля сделать его не только музыкальным, но и частично хореографическим. Не могу сказать, что выглядит это профессионально, возможно, в первом акте артисты волновались, но выглядело действие порой беспомощным и пародийным. Однако во втором акте всё сложилось в единую картину: стала понятна задумка режиссера и хореографа соединить две эпохи - нынешнюю и послевоенную - с помощью стилизации под марши-демонстрации той поры.

В антракте услышала, как пожилой мужчина с медалью, видимо, приехавший из Улан-Удэ, говорил своим собеседникам, что очень сильный финал, он каждый раз плачет, а этот спектакль стал 12-м.

Он оказался прав: финал, действительно, очень сильный, слезы утирала не только я, но и другие зрители. Так что в целом, спектакль произвел хорошее впечатление, порадовал современной экспериментальной формой и стремлением показывать молодым зрителям - а что в Улан-Удэ молодежь ходит на этот спектакль хотя бы из-за "Крабов", не сомневаюсь (сходила на их страничку в ВК и убедилась, что поклонников у них много, рады слышать их на этом спектакле) - спектакли о сложном периоде в истории нашей страны.



Понравилась сценография, костюмы. Со светом и звуком были некоторые проблемы, у одной из актрис не работал микрофон, не всегда было хорошо слышно, особенно, когда шумела ветродуйка, но в целом эти мелочи не повлияли на восприятие спектакля.

Здорово, что в Бурятии есть такие современные постановки, удачи им в дальнейшем, пусть экспериментируют.

После спектакля состоялось обсуждение спектакля, на которое пришли много зрителей, что отдельно порадовало.





На вопросы зрителей отвечает режиссер Сергей Левицкий.