
Сейчас в музее есть экраны, на которых можно посмотреть архивные материалы в электронном виде, нам не хватило времени на это.
Помимо страшных деталей кровавых преступлений (страшный экспонат - часть детского черепа, внутри которого торчат 6 иголок - таким образом папаша, не желавший платить алименты, во время свиданий с ребенком загонял в темечко иголки и постепенно довел его до смерти, чисто по-сталински: нет человека - нет проблемы), в музее есть интересные макеты, воссоздающие картины преступлений. Макеты сделаны искусно, крутятся каруселью в разных направлениях, показывая преступления разных лет, вплоть до начала 60-х.
На этом макете - преступление, совершенное не раз женщиной, которой материнский инстинкт должен бы диктовать жалость к детям, но именно женщина зимой, в холода, подходила к детям, играющим во дворе, и снимала с них верхнюю одежду. Поймали, однако.
Воровство сумочки.

Нападение на женщину.


Грабеж выручки.


Совершение преступления с помощью снотворного препарата.

А тут, похоже, воруют мясо из кастрюли. Какие времена, такие нравы, такие ценности.


Тишинский рынок, на котором в 40-е годы совершалось много разных преступлений.

Кража велосипеда.


Грабеж с нанесением телесных повреждений.

Ручные кандалы начала 19 века закупались за границей, в России выпускались только ножные кандалы.

Один из первых советских маньяков, пойманных московским сыском, Петров-Комаров, он же упаковщик, он же Шаболовский убийца. На его счету 33 мужчины, приехавших в Москву продавать лошадей. Вырос в семье алкоголиков, сам сильно пил, первая жена умерла, вторую взял с детьми, всех побивал, был судим за кражу, поменял фамилию, поселился в Москве на Шаболовке, устроился работать извозчиком. Узнавал у приезжих цель визита в Москву, если было чем поживиться, приглашал к себе домой, поил водкой, потом убивал молотком, связывал определенным образом, упаковывал в мешок из-под зерна и выбрасывал в реку или в потаенные места. Орудовал он несколько лет, многие тела нашли только после поимки и рассказов убийцы. Вычислили его по зернам овса в мешке с телом убитого и по пеленке со следами детских экскрементов, в которую была замотана голова убитого. Ему и его жене, которая принимала участие в последних убийствах, назначили высшую меру наказания, детей отдали в приюты. Есть легенда, что его родной сын во время Великой Отечественной перешел на сторону немцев и охотно расправлялся с красноармейцами.


В апреле 1952 года в лесу было обнаружено тело неизвестного. Позже выяснилось, что преступная группа готовилась к вооруженным грабежам, два участника в качестве мести убили некоего Вейланахта (ну и фамилии были, куда подевались) и забрали его пальто.

Как меняются ценности во времени...
Ниже - фотография известного мошенника Вайсмана из большой семьи "детей лейтенанта Шмитда".

Вениамин Вайсман, или Веня Житомирский (по месту рождения) - личность легендарная. Родился в 1914 году, свою карьеру начал простым карманником. У него было 10 судимостей, 8 раз он сбегал из мест лишения свободы. Во время последнего побега он несколько суток блуждал по тайге в 40-градусный мороз и отморозил ноги. Пришлось ампутировать ноги до колен. Работать "по специальности" он уже не мог. В октябре 1945 года его отпустили домой.
Однажды его толкнул кто-то из крупных государственных служащих, он упал, оскорбился и придумал план мести.
Стал он приходить в государственные учреждения, представляться танкистом, потерявшим ноги под Берлином, дважды награжденным Звездой Героя и именным пистолетом, рассказывать про свою тяжелую жизнь с целью получения пособий, вещей, продуктов. Постепенно обзавелся дорогой гимнастеркой с муляжами Звезды, исполненными фальшивомонетчиками, пистолетом с гравировкой-благодарностью: обмундирование обошлось ему в 20000 рублей, что по тем временам было безумно дорого, зарплата наркома была 7000 рублей. Овчинка выделки стоила.
Ходил он в министерства, где его принимали уважительно, выписывали деньги, одежду, еду. Нарком химической промышленности, помимо денег и отрезов бостона, выписал ему, безногому, 4 пары валенок. Самым щедрым оказался нарком пищевой промышленности, выписавший Вайсману 9300 рублей.
К приему у наркомов Вениамин готовился серьезно: изучал периферийные заводы промышленности, приходил сначала к директорам заводов, они писали под его диктовку рекомендательные письма, и только вооруженный такими бумагами, Вайсман отправлялся на высший уровень, представляясь не только ветераном войны, но и бывшим работником завода нужной отрасли.
Также он обратился к Вавилову с просьбой помочь в приобретении протезов.
В письме, адресованном директору протезного института профессору Чаклину, написано: «Гвардии капитан танкового корпуса генерал-полковника Катукова Вайсман В. Б., 1913 г. р., в мае месяце прошлого года при взятии Берлина потерял обе ноги. В. Б. Вайсман больше года пролежал в госпиталях, в основном, в госпитале Центральной группы межсоюзных оккупационных войск в Берлине. В настоящее время В. Б. Вайсман находится в Москве (гостиница «Москва», № 43). Убедительно просим Вас принять В. Б. Вайсмана для личной консультации, положить его в протезный институт и обеспечить его высококачественными протезами по моделям Ефремова. Депутат Верховного Совета СССР академик С. И. Вавилов, депутат Верховного Совета СССР академик Бардин».
Одних только денег у министров, зам. министров и секретарей ЦК Вайсман набрал на 35 тысяч рублей и только в Госбанке он получил промтоваров на 20 тысяч!</i> Отсюда
Поймать мошенника было не так просто, потому что он много передвигался по стране. Сгубила его самонадеянность: он во второй раз пришел в одно и то же министерство (всего посещений было более двух десятков), где его опознали, вызвали сотрудников МУРа, которые, зная о наличии у него боевого пистолета, обустроили дело так, чтобы в кассе никого рядом не было, и взяли его тихо.
На этот раз Вайсмана осудили на 9 лет. Когда он освободился, пришел в МУР, дал слово, что воровать больше не будет. Муровцы ходатайствовали, чтобы Вайсмана определили в тубдиспансер то ли Оренбургской области, то ли в Грозном, данные расходятся. Свое слово Вайсман сдержал. Более того, обличил руководство диспансера в мошенничестве, те попали под суд.
Умер он там же в 1969 году. Табличка с его именем висит на могиле его родителей, однако его племянница утверждает, что это формальность: тело Вайсмана, якобы, было отдано для экспериментов врачам, т.к. за ним долго не приезжали родственники.

Ниже - макет убийства женщины ревнивым мужем, который инсценировал самоубийство, но был разоблачен.


Преступники зачастую тщательно готовили свои преступления. В частности, фальшивомонетчики братья Лопуховы создали секретную лабораторию в своем доме. Часть жилой площади была отрезана от глаз, была создана потайная комната, в которой находился фотоаппарат, маленькая типография и химическая лаборатория: братья изготовляли не только купюры, но и металлические монеты.


Тщательно изготовленные формы для печати купюр и заливки металла для монет, краски для денежных знаков. Качество было превосходное, только бумага отличалась от настоящей.


На этом макете показана квартира с двумя выходами - парадным и черным. Такие квартиры на жаргоне воров назывались "двухходовки".


Ниже - макет, описывающий преступление послевоенных лет, совершенное в Елисеевском магазине. Продукты тогда продавались по карточкам, но заведующий магазином организовал секцию торговли продуктами за наличные, в которой отоваривались избранные. Путем недовеса товаров он заработал огромные по тем временам деньги, но был пойман.

Приспособления для изготовления фальшивой водки.

Преступления более поздних 60-х и далее годов показаны уже без макетов, только с помощью фотографий и текстов.
Известный маньяк-убийца по кличке Мосгаз. Владимир Ионесян, выходец из Грузии, армянин по национальности, певец по образованию, про его детство доподлинно почти ничего не известно (следствие длилось всего 2 недели, по указанию Хрущева его казнили очень быстро), сидевший за уклонение от воинской службы, якобы имевший натуру истеричную, с завышенными амбициями, с невнятной личной жизнью (оставил жену с ребенком ради любовницы), в течение декабря 1963 года-января 1964 совершил 5 зверских убийств в Москве и в Иванове, представляясь работником Мосгаза или ЖЭКа. Носил с собой туристический топорик, убивал детей или женщин, которые были одни дома, забирал чаще всего не самые ценные вещи - деньги, мотки шерсти, карманный фонарик. При этом он наносил несколько десятков ударов топориком по голове. Одна из жертв, изнасилованная им 15-летняя девочка, выжила и смогла его потом опознать.
Найти его помогла внимательность участкового, который шел на обед и запомнил номер машины, в которую садился человек с телевизором, украденным на месте убийства. Фоторобот, составленный благодаря одному из школьников, который видел преступника, помог обозначить круг подозреваемых. Пойман Ионесян был достаточно быстро. Он был расстрелян, а его любовница-балерина, которую сочли соучастницей, была посажена на 15 лет, но освобождена досрочно.


Недавно был задержан насильник, которого не могли поймать много лет. Он начал совершать свои преступления ещё в молодости, потом уезжал из Москвы, и уже будучи пенсионером, снова начал нападать на женщин. Муровцы исследовали дела многолетней давности, проанализировали ДНК старых вещдоков, насильника нашли и посадили.

В 90-х годах прошлого века в Москву из Новокузнецка прибыла банда спортсменов под управлением Лобоцкого, которая наводила страх на жителей нескольких городов: ими было совершено 25 убийств, 9 покушений на убийство. Они отрубали несговорчивым бизнесменам кисти рук и ступни. Почти 3 года зверствовала эта банда, "зам" Лобоцкого убил своего начальника. Муровцы Судаков, Потехин, Базанов в 1995 году поймали оставшихся членов банды.

А вот какие "игрушки" делали в 80-90-х. Самодельные взрывные устройства в пачках сигарет, банках из-под пива. Меняются времена, меняются виды преступлений. В советское время невозможно было представить в метро и в театрах металлоискатели.

Самодельное оружие.


Орудия труда воров, которые разрезают сумочки.


Наша экскурсовод Олеся рассказала нам, что недавно выходила из метро, открывала дверь и вдруг увидела в своем кармане чужие пальцы. Она резко повернулась и схватила за галстук мужчину, шедшего за ней. Он быстро отстранился и поспешил ретироваться вместе с ещё двумя гражданами. Опера потом сказали, что рисковать так не стоит: он мог бы пырнуть её ножом. Надежнее ничего не класть в карманы, дабы не жалеть о потере.
Два молодых преступника: Кузнецов, совершивший в начале 90-х годов 10 убийств с изнасилованиями, и Плешаков, убивший в 2000 году после ссоры жену и маленького сына, бросивший их в мусорный контейнер и улетевший на отдых в Турцию. Чтобы вернуть самолет, уже находившийся в воздухе, что было беспрецедентным случаем, один из сотрудников МУРа пообещал заложить свою квартиру в случае, если Плешакова на борту не окажется и придется платить за возврат рейса. Плешакова арестовали, платить за рейс не пришлось.

Дело битцевского маньяка, убившего в 2004-2005 году 48 человек (плюс 3 покушения) и выкладывавшего небольшие вещицы убитых или пробки от водки на шахматную доску, мечтавшего заполнить клетки полностью, вели трое муровцев: Коньков, Лопатик, Осипов. Для поиска маньяка было задействовано около 90 сотрудников, которые ходили по парку в качестве приманки.
В 2014-м году была поймана банда приезжих из Абхазии, которые грабили людей, выносивших из обменников крупные суммы денег.



В зале музея есть интересный экспонат: письмо московской школьницы, направленное начальнику МУРа Егорову А.Н. (тому самому, кто получил в подарок художественно расписанный шариковой ручкой носовой платок из колонии от одного из своих "подопечных", см. первую часть рассказа).
Алёна Бородаева в 1989 году написала такое по-детски трогательное письмо:

Письмо это обнаружила в архивах мужа вдова Егорова А.Н., принесла в музей.
Работники музея нашли Алёну, пригласили в МУР спустя много лет в декабре 2015 года.
Выяснилось, что в уголовный розыск она все-таки не пришла, получила несколько высших образований, руководит хоккейным клубом и сетью аптек.
Сюжет о взрослой Алёне:
Вскоре после революции в МУР пришел Тыльнер Г.Ф., легенда уголовного розыска Москвы, которого в 1938 году миновала печальная участь и он проработал в МУРе 35 лет.
Приходилось мне не раз присутствовать и при том, как Осипов или Тыльнер допрашивали уголовников, и в первое время я вообще не мог понять, о чем они говорят, так как в вопросах и ответах было столько "блатной музыки", то есть жаргонно-воровских словечек и профессиональных терминов, что создавалось впечатление, будто эти люди беседуют на каком-то неизвестном иностранном языке.
Надо сказать, что преступный мир Москвы, конечно, хорошо знал как Осипова, так и Тыльнера. И если уголовники, как правило, работников угрозыска не любили, то к Осипову и Тыльнеру они относились с нескрываемым уважением и даже питали к ним, как это ни покажется странным, известные симпатии. Объяснялось это тем, что, по мнению уголовников, Осипов и Тыльнер "мерекали в деле", и тем, что была широко известна их справедливость и личная храбрость.
Кроме того, Осипов, хорошо знавший этот своеобразный мир, никогда не позволял себе издеваться над подследственными, не топтал их человеческое достоинство и, неуклонно соблюдая требования закона и не делая никаких скидок, в то же время умел по-человечески разговаривать с арестованными, проявляя при этом большую чуткость.
Тыльнер, очень воспитанный, красивый, неизменно корректный человек, славился совершенно феноменальной памятью и, как говорили в МУРе, "держал в голове" весь преступный мир Москвы, помня наизусть чуть ли не все фамилии, клички, приметы, и судимости московских рецидивистов. Последние хорошо об этом знали и говорили что "барону Тыльнеру лучше на глаза не попадаться: ему горбатого не слепишь и на липу не пройдешь", - то есть выдать себя за другого человека не удастся.»
(Лев Шейнин. «Записки следователя»)
Тыльнер, по рассказам, мог назвать по любому адресу Москвы, какого цвета дом, сколько в нем этажей, фамилии, клички, детали преступлений разных преступников - феноменальная наблюдательность и память была присуща этому человеку.
Тыльнер Г.Ф. в молодости (найдете его?) и в процессе службы в МУРе.



Зал Памяти. Слева от мундира на манекене - фотографии сотрудников МУРа, погибших при исполнении служебных обязанностей. На одной из фотографий - капитан милиции Ивченко В.П., который дважды посадил одного преступника - за разбой, потом за изнасилование. Тот пообещал отомстить, вернулся и зарезал безоружного милиционера, когда тот возвращался домой.


Справа - фотографии муровцев, которые воевали в Великую Отечественную войну.


Этот лейтенант милиции Цхай был назначен на руководящую должность, но спустя некоторое время подал рапорт о возвращении "на землю", т.к. посчитал это своим призванием.


Группа блогеров, которых


Икона, которую подарили музею братья Вайнеры.

Так выглядел музей МУРа в 2013 году, в 2015 году в новом помещении экспозиция поменялась: часть материалов про самые страшные преступления более не демонстрируются, фотографий страшных убийств с помощью топора с приложением этих самых топоров со следами крови больше нет. Может быть, и к лучшему: впечатлительным гражданам лучше не смотреть на такие ужасы.
P.S. А зачем же вору был нужен зонтик?
Проделав небольшое отверстие в полу, вор мог просунуть в него зонт, открыть его, далее расширять отверстие так, чтобы весь мусор без шума и пыли оказывался внутри зонта. Это не привлекало внимание возможных свидетелей и позволяло вору получить некоторую фору во времени: если не было сразу видно следов проникновения в квартиру, хозяин мог не заметить пропажу в момент прихода домой.


Наша компания блогеров.

Спасибо за посещение такого интересного музея

Первая часть рассказа о музее.