Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Кошка на раскаленной крыше", Коляда-театр, реж. Н. Коляда, дубль два

Второй просмотр спектакля в другом составе добавил подробностей к первому, пьеса стала раскрываться глубже, акцент с отношений между Бриком и Мэгги переместился на размышления о том, что лживо, что истинно для каждого.
Николай Коляда с помощью деталей показал сходство судеб отца и сына. Большой Па и Брик имеют одинаковую привычку приклеивать ко лбу стрелу от детского лука, оба женаты на женщинах, которых не любят, оба страдают от непонимающего и ненужного внимания своих жен. Отличие в том, что у старшего есть двое сыновей и его тянет к женщинам, а у младшего детей и влечения к жене нет и уже не будет, с большой вероятностью. Из мелких подробностей становится ясно, что изначально Брик занимался сексом с женой, она называет его отличным любовником, затем он увлекся выпивкой и общением со своим другом Скиппером. В чем причина - в гомосексуальности Брика или в разочаровании его в жене?

Сегодня поздно вечером я снова скажу тебе, что люблю, и, наверное, ты будешь настолько пьян, что, может быть, и поверишь мне.
Так говорит Мэгги мужу, в голосе горечь. Почему в её любовь не верит Брик, а вслед за ним и часть зрителей?



В чем тут дело?
В том ли, что ребенок с детства не видел любви отца к матери, к женщине, которую сын любит своей первой и самой сильной любовью, или в том, что Мэгги, действительно, не любит своего мужа?
Это недоверие к словам жены - наследственное или приобретенное?



Мы обсуждали это в антракте с Таней. Она считает Маргарет циничной охотницей за деньгами. А я считаю, что Мэгги любит Брика, хочет его понять, хочет владеть им куда больше, чем деньгами его отца, однако выразить это так, чтобы муж поверил, не смогла.



Во всяком случае, в спектакле Коляды эту любовь Мэгги я вижу.
Несмотря на то, что сам Коляда в жизни придает деньгам большое значение - ему нужно содержать огромную семью из 80 работников театра, это груз приличный, сам-то он ездит на Ниве, при его-то успешности и доходах, - все-таки главное в нем - талант любить. За бытовыми событиями эта способность бывает не видна.

Как рассмотреть любовь за поступками, которые выстраивают дистанцию или становятся защитной маской-броней? Как преодолеть взаимное непонимание?

Если бы можно было дать однозначный и ясный ответ, ведь причина в каждой паре отношений уникальна, индивидуальна, понять её не всегда удается, а уж устранить и подавно.



Мэгги, на первый взгляд, стремится получить наследство умирающего свекра, муж - всего лишь средство получения желаемого.

Однако Мэгги даже в стремлении получить наследство можно понять. Мужу нужно помогать излечиться от алкоголизма. Она хочет детей от мужа. Она старается понять, что происходит: когда возникло подозрение, что муж - гей, потому что он куда больше времени проводит со Скиппером и всё его внимание уходит к другу, она пытается узнать, не гей ли Скиппер. Каким образом? Провоцируя его на секс, во время которого у Скиппера ничего не получается, тот решает, что он гей, и погибает. Муж уверен, что в его смерти виновата Мэгги, это отталкивает его от неё.



Гей ли Брик с физическим неприятием женщины или его отталкивает от Мэгги её поступок, вопрос открытый.


У отца и у сына случается одинаковый диалог с женой:

Большая Ма: А я ведь так любила! Так любила! Любила даже твою ненависть
и твою грубость, Большой Па! (Рыдает и неуклюже выбегает на галерею.)
Большой Па: А смешно, если это действительно так.



Большая Ма: Сынок мой, ты совсем как твой отец!
<...>
Маргарет: Дорогие вы мои слабые люди. Вы умеете только сдаваться, если
не попадете в крепкие руки. Нежные, любящие руки. Я ведь очень люблю тебя, Брик!
Брик (с очаровательной, печальной улыбкой): Смешно, если это
действительно так!




Вопрос, что такое "нежные, любящие руки" и насколько "крепкими" они должны быть.
Для Маргарет и Большой Ма, видимо, такие руки - материнские, заботливые, берущие на себя право решать, что для другого лучше.
Материнское стремление руководить расслабляет мужчину.



Для Большого Па и Брика важнее руки не столько крепкие, направляющие, сколько нежные и заботливые в значении "принимающие", чтобы можно было довериться, а не сопротивляться или оправдываться.

Вопрос формулировки? Взаимного понимания?

Мужчины не хотят чувствовать себя маленькими и слабыми. Но рядом с сильной женщиной трудно оставаться сильным и одновременно любящим, борьба с "крепкими нежными руками" за свое право быть собой разводит мужчин и женщин по разные стороны баррикад.



Тенесси Уильямс не раз повторяет, что вокруг слишком много лжи. Все вокруг притворяются, чтобы получить что-то более ценное, чем искренность и настоящие чувства. Стоит ли материальное потери настоящей дружбы, искренней любви, нежности, доверия.
Что происходит между людьми, почему они не хотят слышать друг друга, почему боятся любить безусловно и бескорыстно, почему бояться доверять чувствам другого, да и своим собственным?

Вопросы без ответов, каждый видит своё.


Смотреть один спектакль с разными составами подряд интересно: рисунок роли одинаковый, а психофизика каждого актера дает свои нюансы в понимании происходящего.

Пара Ермолова-Ягодин, сложившаяся много лет назад, сыгранная, спаянная, несет ауру давней истории взаимоотношений. Мэгги и Брик ведут ставшую привычной перебранку, страстную, что говорит о том, что чувства живы, но безнадежную. В них есть какая-то боль по прошедшим лучшим временам, хотя финал оставляет надежду на лучшее. Это два друга, которых уже вряд ли что-то разлучит, да и устраивает их такое сосуществование больше, чем реальные перемены. Будут ли у них дети, вопрос, однако спустя годы они обречены быть Большой Женой и Большим Мужем, но если у Ермоловой Большая Ма случится даже в отсутствие детей, то у Ягодина Большой Па вряд ли возможен даже в случае их появления, слишком безволен его Брик.

Пара Маковцева-Тураханов даже внешне выглядит иначе, пропорции другие: маленькая хрупкая Василина-Мэгги и крепкий ширококостный Денис задают другой уровень отношений.

Мэгги у Василины получилась, на мой взгляд, заблудившейся, живущей моментом, не столько алчной хищницей, знающей, что делать, сколько импульсивной, даже растерянной моментами женщиной, которой некуда деться, не к кому идти, которая вцепилась в этого мужчину как в соломинку, лишь бы не раствориться в мире чужих судеб, чтобы не быть подавленной хамовитой женой брата мужа.



Брик Тураханова тоже смирился со своей судьбой, как и Брик Ягодина, не пытается что-то изменить, но выглядит увальнем, теленком, ведомым, в отличие от ягодинского Брика, который осознанно уходит от осознания действительности.



Финал с Ягодиным-Ермоловой говорит мне, скорее, о дружбе, это такой договор о мирном сосуществовании двух равных людей со своим видением жизни.
Финал с Турахановым-Маковцевой, в моем понимании, больше похож на сожительство двух созависимых людей, которые друг с другом не только от безысходности, но и потому, что подходят друг другу в главном - в возможности быть по-своему слабыми, дополнять друг друга так же, как создают одно крепкое целое садо-мазо пары.

Пара Колесов-Зимина и пара Федоров-Колесова тоже отличаются друг от друга. Колесов показал холодного не верящего никому, кроме Брика, мужчину, его не трогают ни жена, ни старший сын, ни его жена и выводок детей. Брика он любит, видит в нем свое продолжение, повторение.
Зимина любит мужа любовью терпеливой, какой-то юношеской и мудрой одновременно, в ней живет романтичная девушка из далекого прошлого.

У Федорова получился полнокровный теплый Па, его ярость и отчаяние имеют другие оттенки, он пышет жизнью и надеждой.
Ма Колесовой выглядит исстрадавшейся женщиной, которая так активно вкладывается в улучшение быта и телесности, что забывает об атмосфере, о душе. Её юная девушка, какой Ма встретила своего будущего Па, во втором акте выглядит, скорее, робкой в своей надежде на счастье.



Кстати, в клетке сидит живой попугай, который вдруг резко закричал и зрители не поняли, что происходит:)

Пары Мей-Гупер в исполнении Плесняевой-Макушина и Цвиткис-Тарасова тоже разные. Ирина Плесняева сыграла грубоватую холодную Мей, в которой есть усталость от постоянных родов, какую-то обреченность в борьбе за наследство, как будто её героиня знает, что на любовь Большого Па им рассчитывать не приходится. Гупер Макушина - мощный, грубоватый, напористый, но находящийся под влиянием жены, принявший её значимость в своей жизни как закон, словно спрятался за её волю как за спасительную стену.





Мей Веры Цвиткис выглядит эдакой хабалкой, веселой, бесбашенной, знающей, что ей всё по плечу, уверенной в своем превосходстве, что всё будет так, как она хочет. Её муж Гупер-Тарасов полон жизни, добродушия, непротивления, ему комфортно рядом с маленькой взбалмошной женой, которой он позволяет вытворять, что она хочет, лишь бы не разрушилось его ощущение Большой Семьи. Его жена чем-то похожа на его мать, тоже решает, что как нужно устроить, так же умеет жить (и даже делать уколы научилась), ему удобно и менять ничего не надо.



Два разных Священника Тукера получились и у Александра Замураева и Константина Итунина. Тукер Замураева - взрослый мужчина, который знает, что ему надо и старших мальчиков Гупера уводит вполне уверенно. А Тукер Итунина - долговязый подросток, который хулиганит исподтишка, играет в жизнь, чувствует себя таким же ребенком, как и дети Гупера, словно не осознает того, что делает.

Родители же так увлечены своими целями, что не замечают, как священник развращает их детей. Привычная картина безразличия взрослых к истинным проблемам детей, упрятанного за фальшивую заботу о детских потребностях, какими их видят родители сквозь призму потребностей собственных.



Небольшая роль Доктора Бау не позволила развернуться Александру Кучику и Илье Белову, но и они сыграли по-разному.

Здорово, что Николай Коляда показал москвичам разные составы, дал возможность сравнить своих актеров в одной и той же роли, это только подчеркнуло индивидуальность каждого.

Надеюсь спустя время услышать, что после этих гастролей ещё кого-то из артистов Коляда-театра пригласили сниматься в большом кино с большим успехом.

Спектакль оформлен очень красиво, ярко, сочно, перемен костюмов так много, что не успеваешь запомнить, кто в каком только что выходил на сцену. "Дети" оживляют действие, создают ощущение колядок вместо ставшего визитной карточкой Коляда-театра камлания. Балаган, карнавал скорее чем шаманство. Есть лирические этюды, есть смешные, актерам, исполняющим детей Гупера и Мей, можно вдоволь нарезвиться на сцене, а момент, когда крошечная Ксения Копарулина подвисает, поджав ножки, на люстре, и превращается во вторую люстру, очень смешной.






Поклоны после спектакля



Спектакль лиричный, красивый, не грузит, есть о чем подумать. Послевкусие после спектакля долгое и светлое.



Tags: Коляда-театр, Театр, Театр 15-16
Subscribe

Posts from This Journal “Коляда-театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments