Николай Коляда с помощью деталей показал сходство судеб отца и сына. Большой Па и Брик имеют одинаковую привычку приклеивать ко лбу стрелу от детского лука, оба женаты на женщинах, которых не любят, оба страдают от непонимающего и ненужного внимания своих жен. Отличие в том, что у старшего есть двое сыновей и его тянет к женщинам, а у младшего детей и влечения к жене нет и уже не будет, с большой вероятностью. Из мелких подробностей становится ясно, что изначально Брик занимался сексом с женой, она называет его отличным любовником, затем он увлекся выпивкой и общением со своим другом Скиппером. В чем причина - в гомосексуальности Брика или в разочаровании его в жене?
Сегодня поздно вечером я снова скажу тебе, что люблю, и, наверное, ты будешь настолько пьян, что, может быть, и поверишь мне.
Так говорит Мэгги мужу, в голосе горечь. Почему в её любовь не верит Брик, а вслед за ним и часть зрителей?

В чем тут дело?
В том ли, что ребенок с детства не видел любви отца к матери, к женщине, которую сын любит своей первой и самой сильной любовью, или в том, что Мэгги, действительно, не любит своего мужа?
Это недоверие к словам жены - наследственное или приобретенное?

Мы обсуждали это в антракте с Таней. Она считает Маргарет циничной охотницей за деньгами. А я считаю, что Мэгги любит Брика, хочет его понять, хочет владеть им куда больше, чем деньгами его отца, однако выразить это так, чтобы муж поверил, не смогла.

Во всяком случае, в спектакле Коляды эту любовь Мэгги я вижу.
Несмотря на то, что сам Коляда в жизни придает деньгам большое значение - ему нужно содержать огромную семью из 80 работников театра, это груз приличный, сам-то он ездит на Ниве, при его-то успешности и доходах, - все-таки главное в нем - талант любить. За бытовыми событиями эта способность бывает не видна.
Как рассмотреть любовь за поступками, которые выстраивают дистанцию или становятся защитной маской-броней? Как преодолеть взаимное непонимание?
Если бы можно было дать однозначный и ясный ответ, ведь причина в каждой паре отношений уникальна, индивидуальна, понять её не всегда удается, а уж устранить и подавно.

Мэгги, на первый взгляд, стремится получить наследство умирающего свекра, муж - всего лишь средство получения желаемого.
Однако Мэгги даже в стремлении получить наследство можно понять. Мужу нужно помогать излечиться от алкоголизма. Она хочет детей от мужа. Она старается понять, что происходит: когда возникло подозрение, что муж - гей, потому что он куда больше времени проводит со Скиппером и всё его внимание уходит к другу, она пытается узнать, не гей ли Скиппер. Каким образом? Провоцируя его на секс, во время которого у Скиппера ничего не получается, тот решает, что он гей, и погибает. Муж уверен, что в его смерти виновата Мэгги, это отталкивает его от неё.

Гей ли Брик с физическим неприятием женщины или его отталкивает от Мэгги её поступок, вопрос открытый.
У отца и у сына случается одинаковый диалог с женой:
Большая Ма: А я ведь так любила! Так любила! Любила даже твою ненависть
и твою грубость, Большой Па! (Рыдает и неуклюже выбегает на галерею.)
Большой Па: А смешно, если это действительно так.
Большая Ма: Сынок мой, ты совсем как твой отец!
<...>
Маргарет: Дорогие вы мои слабые люди. Вы умеете только сдаваться, если
не попадете в крепкие руки. Нежные, любящие руки. Я ведь очень люблю тебя, Брик!
Брик (с очаровательной, печальной улыбкой): Смешно, если это
действительно так!

Вопрос, что такое "нежные, любящие руки" и насколько "крепкими" они должны быть.
Для Маргарет и Большой Ма, видимо, такие руки - материнские, заботливые, берущие на себя право решать, что для другого лучше.
Материнское стремление руководить расслабляет мужчину.

Для Большого Па и Брика важнее руки не столько крепкие, направляющие, сколько нежные и заботливые в значении "принимающие", чтобы можно было довериться, а не сопротивляться или оправдываться.
Вопрос формулировки? Взаимного понимания?
Мужчины не хотят чувствовать себя маленькими и слабыми. Но рядом с сильной женщиной трудно оставаться сильным и одновременно любящим, борьба с "крепкими нежными руками" за свое право быть собой разводит мужчин и женщин по разные стороны баррикад.

Тенесси Уильямс не раз повторяет, что вокруг слишком много лжи. Все вокруг притворяются, чтобы получить что-то более ценное, чем искренность и настоящие чувства. Стоит ли материальное потери настоящей дружбы, искренней любви, нежности, доверия.
Что происходит между людьми, почему они не хотят слышать друг друга, почему боятся любить безусловно и бескорыстно, почему бояться доверять чувствам другого, да и своим собственным?
Вопросы без ответов, каждый видит своё.
Смотреть один спектакль с разными составами подряд интересно: рисунок роли одинаковый, а психофизика каждого актера дает свои нюансы в понимании происходящего.
Пара Ермолова-Ягодин, сложившаяся много лет назад, сыгранная, спаянная, несет ауру давней истории взаимоотношений. Мэгги и Брик ведут ставшую привычной перебранку, страстную, что говорит о том, что чувства живы, но безнадежную. В них есть какая-то боль по прошедшим лучшим временам, хотя финал оставляет надежду на лучшее. Это два друга, которых уже вряд ли что-то разлучит, да и устраивает их такое сосуществование больше, чем реальные перемены. Будут ли у них дети, вопрос, однако спустя годы они обречены быть Большой Женой и Большим Мужем, но если у Ермоловой Большая Ма случится даже в отсутствие детей, то у Ягодина Большой Па вряд ли возможен даже в случае их появления, слишком безволен его Брик.
Пара Маковцева-Тураханов даже внешне выглядит иначе, пропорции другие: маленькая хрупкая Василина-Мэгги и крепкий ширококостный Денис задают другой уровень отношений.
Мэгги у Василины получилась, на мой взгляд, заблудившейся, живущей моментом, не столько алчной хищницей, знающей, что делать, сколько импульсивной, даже растерянной моментами женщиной, которой некуда деться, не к кому идти, которая вцепилась в этого мужчину как в соломинку, лишь бы не раствориться в мире чужих судеб, чтобы не быть подавленной хамовитой женой брата мужа.

Брик Тураханова тоже смирился со своей судьбой, как и Брик Ягодина, не пытается что-то изменить, но выглядит увальнем, теленком, ведомым, в отличие от ягодинского Брика, который осознанно уходит от осознания действительности.

Финал с Ягодиным-Ермоловой говорит мне, скорее, о дружбе, это такой договор о мирном сосуществовании двух равных людей со своим видением жизни.
Финал с Турахановым-Маковцевой, в моем понимании, больше похож на сожительство двух созависимых людей, которые друг с другом не только от безысходности, но и потому, что подходят друг другу в главном - в возможности быть по-своему слабыми, дополнять друг друга так же, как создают одно крепкое целое садо-мазо пары.
Пара Колесов-Зимина и пара Федоров-Колесова тоже отличаются друг от друга. Колесов показал холодного не верящего никому, кроме Брика, мужчину, его не трогают ни жена, ни старший сын, ни его жена и выводок детей. Брика он любит, видит в нем свое продолжение, повторение.
Зимина любит мужа любовью терпеливой, какой-то юношеской и мудрой одновременно, в ней живет романтичная девушка из далекого прошлого.
У Федорова получился полнокровный теплый Па, его ярость и отчаяние имеют другие оттенки, он пышет жизнью и надеждой.
Ма Колесовой выглядит исстрадавшейся женщиной, которая так активно вкладывается в улучшение быта и телесности, что забывает об атмосфере, о душе. Её юная девушка, какой Ма встретила своего будущего Па, во втором акте выглядит, скорее, робкой в своей надежде на счастье.

Кстати, в клетке сидит живой попугай, который вдруг резко закричал и зрители не поняли, что происходит:)
Пары Мей-Гупер в исполнении Плесняевой-Макушина и Цвиткис-Тарасова тоже разные. Ирина Плесняева сыграла грубоватую холодную Мей, в которой есть усталость от постоянных родов, какую-то обреченность в борьбе за наследство, как будто её героиня знает, что на любовь Большого Па им рассчитывать не приходится. Гупер Макушина - мощный, грубоватый, напористый, но находящийся под влиянием жены, принявший её значимость в своей жизни как закон, словно спрятался за её волю как за спасительную стену.


Мей Веры Цвиткис выглядит эдакой хабалкой, веселой, бесбашенной, знающей, что ей всё по плечу, уверенной в своем превосходстве, что всё будет так, как она хочет. Её муж Гупер-Тарасов полон жизни, добродушия, непротивления, ему комфортно рядом с маленькой взбалмошной женой, которой он позволяет вытворять, что она хочет, лишь бы не разрушилось его ощущение Большой Семьи. Его жена чем-то похожа на его мать, тоже решает, что как нужно устроить, так же умеет жить (и даже делать уколы научилась), ему удобно и менять ничего не надо.

Два разных Священника Тукера получились и у Александра Замураева и Константина Итунина. Тукер Замураева - взрослый мужчина, который знает, что ему надо и старших мальчиков Гупера уводит вполне уверенно. А Тукер Итунина - долговязый подросток, который хулиганит исподтишка, играет в жизнь, чувствует себя таким же ребенком, как и дети Гупера, словно не осознает того, что делает.
Родители же так увлечены своими целями, что не замечают, как священник развращает их детей. Привычная картина безразличия взрослых к истинным проблемам детей, упрятанного за фальшивую заботу о детских потребностях, какими их видят родители сквозь призму потребностей собственных.

Небольшая роль Доктора Бау не позволила развернуться Александру Кучику и Илье Белову, но и они сыграли по-разному.
Здорово, что Николай Коляда показал москвичам разные составы, дал возможность сравнить своих актеров в одной и той же роли, это только подчеркнуло индивидуальность каждого.
Надеюсь спустя время услышать, что после этих гастролей ещё кого-то из артистов Коляда-театра пригласили сниматься в большом кино с большим успехом.
Спектакль оформлен очень красиво, ярко, сочно, перемен костюмов так много, что не успеваешь запомнить, кто в каком только что выходил на сцену. "Дети" оживляют действие, создают ощущение колядок вместо ставшего визитной карточкой Коляда-театра камлания. Балаган, карнавал скорее чем шаманство. Есть лирические этюды, есть смешные, актерам, исполняющим детей Гупера и Мей, можно вдоволь нарезвиться на сцене, а момент, когда крошечная Ксения Копарулина подвисает, поджав ножки, на люстре, и превращается во вторую люстру, очень смешной.


Поклоны после спектакля
Спектакль лиричный, красивый, не грузит, есть о чем подумать. Послевкусие после спектакля долгое и светлое.
