Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Кошка на раскаленной крыше", реж. Николай Коляда, Коляда-театр

Спектакль по пьесе Тенесси Уильямса, не самой сильной и глубокой, получился у Коляды относительно тихим и нежным, близким по настроению "Безымянной звезде". Никакого шаманства, только целая команда "детей" выбегала на сцену, чтобы создать сумасшедшую атмосферу многодетной семьи, мать которой, будучи беременной, курит постоянно и не чурается выпивки.
Финал неожиданно светлый.


Намечается празднование дня рождения Большого Па, который болен раком, сыновья и их жены предполагают, что это его последний день рождения. Они уже делят наследство. Па и Ма не знают про настоящий диагноз, их обманули, сказав, что плохие анализы не подтвердились. Па намерен жить долго, поэтому завещание не спешит составлять.

У старшего сына Гувера (Антон Макушин) и его жены Мэй (Ирина Плесняева) уже есть семь детей, восьмой на подходе. Они хотят, чтобы дело отца перешло к Гуверу.

Младший сын Брик (Олег Ягодин), в прошлом спортсмен, вынужденный бросить спорт, беспробудно пьет. Его жена Мэгги страдает от пьянства мужа, от того, что у них нет детей, потому что давно уже нет и секса.

Несмотря на то, что Па больше любит Брика и Мэгги (она считает, что Па испытывает к ней влечение), справедливость требует, чтобы деньги были завещаны Гуверу, у которого дети рождаются один за другим.
Мэгги пытается убедить мужа, дабы он устроил так, чтобы отец завещание написал на него.

Большая Ма (Тамара Зимина) узнает про настоящий диагноз и горюет.

Отношения в семье пропитаны насквозь фальшью и ложью. На первый взгляд, ни о какой любви в пьесе не идет речи. Кажется, будто бы действие крутится вокруг завещания, фальшивых отношений внутри семьи и алчности родственников.

Я размышляла о том, почему Брик, будучи любимым сыном, получив достаточно любви, стал алкоголиком, не любит жену, не верит в её любовь, почему его жена Маргарет - прекрасная Ирина Ермолова - не может добиться от него ребенка, секса, любви. Обычно такое случается с недолюбленными детьми.

Намек жены на его любовные отношения с погибшим другом Скиппером Брик опровергает. Во время действия я приняла его слова как истину.

Однако, похоже, весь спектакль - эдакая обманка, намек для тех, кто хочет увидеть больше за видимым.



Святой отец Тукер (Александр Замураев), недвусмысленно проявляющий интерес к старшим сыновьям Гувера, навел на мысль посмотреть биографию Уильямса.

Моя догадка подтвердилась: Уильямс рос слабым, болезненным ребенком, его отец был пьющим и грубым человеком, который не уважал ни жену, ни детей. Сестра, к которой Уильямс был привязан, почти всю жизнь провела в клиниках для душевнобольных. В 16 лет он написал эссе - с чего бы вдруг? - «Может ли хорошая жена быть хорошим развлечением?». Чуть позже у него была безответная любовь к девушке. Вскоре он осознал свою гомосексуальность, начал принимать наркотики и алкоголь, отчего, в итоге, и умер.

Из Википедии: По возвращении в Нью-Йорк Уильямс познакомился с Фрэнком Мерло (1922—1963), актёром сицилийского происхождения, служившим на флоте во время Второй мировой войны. Их романтические отношения продлились 14 лет, пока им не положили конец измены и наркозависимость с обеих сторон. Мерло взял на себя большую часть бытовых забот и стал личным секретарём Уильямса, уравновешивая его частые приступы депрессии и страх того, что он впадёт в безумие, подобно Роуз. Годы, проведённые с Мерло в квартире на Манхэттене и в скромном доме в Ки-Уэсте, стали для Уильямса самыми счастливыми и продуктивными. Вскоре после их разрыва у Мерло диагностировали неоперабельный рак лёгких; Уильямс вернулся и заботился о нём до его смерти 21 сентября 1963.

Эти подробности объяснили мне то, чего не понимала во время просмотра спектакля, оставалась в недоумении: на основании чего вдруг последовало примирение Брика и Маргарет, которая выглядела поначалу алчной и неразборчивой в связях женщиной, которая говорила о деньгах, о влечении Большого Па к ней, которая некогда пыталась затащить в постель Скиппера, да не получилось у неё.

Гомосексуальность и Брика, и Скиппера расставляет всё на свои места, картина несчастной неудовлетворенной женщины, вынужденной искать внимания на стороне, страдающей от особенностей мужа и его друга, становится ясной, полной. Ирина Ермолова представила свою героиню с сочувствием к ней, ведь ситуация для того времени была практически безысходной. Это понимает и Брик, который, по сути, занимается тихим самоуничтожением. Олегу Ягодину тут негде развернуться, его герой слишком мал для такого артиста.

Финальная сцена спектакля - это сцена принятия Брика его женой. Мэгги любит его, несмотря ни на что, понимая, что она обречена быть нежеланной и бездетной, она не бросит его, и будет так же заботиться о нем, как большая Ма о своем муже. Да и Брик по-своему любит Маргарет, ведь не опроверг её утверждение о том, что она ждет от него ребенка, не опозорил её обличением её лжи, которая, скорее, несбыточная мечта.
Ирина Ермолова стала адвокатом своей героине, отыграв тончайшие нюансы поведения Маргарет.

И в этом спектакле Коляда оказался верен себе: он снова оправдывает героев пьесы, снова жалеет каждого, обнимает своими большими режиссерскими руками. Ложь в его интерпретации становится детским страхом, что тебя сейчас накажут, защитой от осуждения, но вовсе не самоцелью.

Сергей Колесов и Тамара Зимина сыграли Па и Ма семьи. Тамара вышла непривычно полная - Большая Ма-то. Оба были поначалу в париках, которые, судя по всему, должны символизировать фальшь: во втором акте они парики сняли, Тамара Зимина предстала в своем привычном стройном виде, как будто ложь и обман придают возраста, тяжести, а истинные люди становятся краше, естественнее в своей правдивости. Несмотря на то, что роли, в сущности, небольшие, и Колесов, и Зимина сыграли очень хорошо, Зимина вдруг предстала в каком-то новом качестве для меня, показав героиню чуть жалкой женщиной без будущего.

Спектакль получился светлым, почти романтичным, насколько романтичной может быть эта история.

Почему-то я подумала, что спектакль "Кошка на раскаленной крыше" Коляды похож на некую благодарность, какую-то дань своим мыслям и чувствам. Он ведь романтик в душе, несмотря на сложившийся благодаря прессе имидж скандального человека. Спектакль похож на именинный тортик со свечками. И шарики красивые на сцене...

Завтра днем буду смотреть спектакль в другом составе, присматриваться уже с другим багажом знаний.

Маргарет: Дорогие вы мои слабые люди. Вы умеете только сдаваться, если не попадете в крепкие руки. (Гасит лампу под розовым абажуром.) Нежные, любящие руки. (Занавес начинает медленно закрываться.) Я ведь очень люблю тебя, Брик!

Брик (с очаровательной, печальной улыбкой): Смешно, если это действительно так!

Занавес


Поклоны


Tags: Коляда, Коляда-театр, Театр, Театр 15-16
Subscribe

Posts from This Journal “Коляда-театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 23 comments

Posts from This Journal “Коляда-театр” Tag