Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Ричард III", реж. Николай Коляда, Коляда-театр, дубль два

Интересно, why почему Николай Коляда выбрал текст Шекспира, сам по себе сложный, история запутанная, так ещё и перевод тяжелый, есть переводы попроще. Смотрю спектакль уже в 4-й раз, но до конца так и не разобралась, о чем он, зачем режиссер взялся за такую сложную для восприятия постановку.
О безграничной жажде власти? Зачем она Глостеру? Взамен чего, чем он готов платить за эту власть? О нелюбви как причине и следствии? Отвратительный для собственной матери, он стал отвратительным для самого себя, для других, уничтожил стольких людей безжалостно, как если бы уничтожал уродливого себя из зеркала. Получив уродливое тело и магическую харизму убеждения словом, человек с уродливой душой купался в возможности управлять другими: он был королем интриг, побеждающим королей по крови. Как ему удалось за 5 минут из Анны-врага сделать Анну-любовницу? Почему Коляда и Ягодин вдвоем насилуют королев, вонзая в их чресла змей, при этом Ягодин медленно разрывает упаковку с одноразовым презервативом чайным пакетиком, который в других сценах, будучи заваренным, превращается в кровь. Ею измазаны практически все, резиновыми змеями в чайной крови хлещет себя кающийся юродивый Глостер, красные прожектора коронуют Ричарда в кровавом тумане.
"Кровавые мальчики в глазах!"
Какое страшное и опасное оружие - слово! Им можно вызвать гнев и ненависть, им можно приласкать и унежить до слез, снять защитную маску и обезобразить личность.

"Пусть совесть душу изгрызет твою!
Всю жизнь друзей своих считай врагами,
Врагов друзьями лучшими считай!"


Как это страшно - ошибаться, принимая одно за другое, опираться на человека, который предаст тебя в любой момент, не доверять тому, кто тебя любит!
Проклятие, воистину.

"Не стану я с ней больше возиться. Совесть - опасная штука. Она превращает человека в труса. Человек хочет украсть - совесть его осуждает. Человек хочет побожиться - совесть его удерживает. Человек хочет переспать с женой соседа - совесть его выдает. Совесть - стыдливый, краснеющий бес, который бунтует в человеческой груди и мешает во всех делах. Этот самый бес заставил меня однажды вернуть кошелек с золотом, который я случайно нашел. Он всякого человека сделает нищим. Его вышибают из всех городов и сел как опасную штуку, и всякий, кто хочет ладно жить, должен постараться прожить собственным умом и без всякого совестливого беса."

Шекспир почему-то из стихотворной формы вышел в прозаическую на этом кусочке. Выделил?

Что такое совесть? Со-весть? Это голос стыдливого беса или голос бога, который увещевает человека, выводит на ровную дорогу?

"Всякий, кто хочет ладно жить, должен постараться прожить собственным умом и без всякого совестливого беса". Жить умом без совести. Так говорит один из убийц у Шекспира.
Что побудило Шекспира написать эти строки, вложить их в уста продажного убийцы?
Как много вокруг тех, кто живет ладно... Осудил другого за то, что делаю сам, и ладно. Убил - и ладно. Наплел интриг, чтобы получить свое, и ладно.
Ладушки-ладушки, где были - у бабушки.

Недаром Коляда снова переиначил пьесу, не изменив слов, просто повторив начало: пришедший на смену Ричарду-Глостеру Ричмонд сказал те же самые слова, что Ричард, круг замкнулся, вновь у власти нелюбимый.
Король умер, да здравствует король!
Жизнь продолжается, глостеров вокруг хватает во все времена.

"Ричард III" был показан дважды. Премьера, которую ждали в Москве, собрала максимум зрителей. Анну в первый день играла Ирина Ермолова, во второй день играла Василина Маковцева. Николай Коляда назначает их, таких разных внешне, на одну роль в смену друг другу.

Ермолова похожа в этой роли на раненную пантеру - кричит, дирижирует толпой, властная царица, равная Глостеру по мощи, он убил соперницу.

Маковцева больше похожа на чайку с подбитым крылом - хрупкая, ломкая, но тоже хищница, кажется, что Ягодин не так тянет резинку от рогатки, боясь переломить тонкую шейку, но её Анна так же подкуплена сладословием пылающего похотью самца.

От этой физической непохожести Анн проявляются, как будто, разные качества злодея. Он оказывается живым, в подсознании абсолютного зла есть место жалости, столь желанной им самим по отношению к себе именно потому, что он не знал её с рождения.

Спектакль этот каждый раз воспринимала через зрение куда больше, нежели через разум ли слух (текст слушаю с трудом, через сопротивление) или разум: очень красиво, завораживающе! Блестящие платья на мужчинах и женщинах (зайдя погреться в ЦУМ между спектаклями увидела на манекене такое же платье за 174 тысячи рублей), словно стеклянные шары гипнотизера, вводят в транс, из ниоткуда вылезают собственные образы, порой ничего общего не имеющие с происходящим на сцене.

Какая роскошная сцена в конце первого акта с тазами-зеркалами и красными софитами: словно кровавый дым окутал события 500-летней давности. В первый день эффект был развеян отчасти по большому пространству сцены, отличной от компактной родной, во второй день дыма накачали больше, сцена получилась что надо.





Не понимаю чего-то в этом спектакле. Нет ощущения цельной картины, как будто что-то противится принятию. Не дозрела, похоже. Буду думать дальше.

Во второй день перед началом спектакля зрители стояли вдоль стен.






Во втором акте расселись на места тех, кто не принял спектакля вовсе и ушел.
Среди ушедших - один из московских режиссеров. Он уже уходил в прошлом году:) Интересно, придет ли в следующем и досмотрит ли хоть раз до конца?:)

Хотя Николай Коляда написал, что эти гастроли в Москве - последние, но я уверена, что они снова приедут. Это уже стало не просто традицией, но необходимостью и для тех московских зрителей, которые подсели на Коляда-театр как на наркотик и встречаются в этом зале по январям, кивают друг другу с улыбкой узнавания как родным, и для самих колядовцев: зрители любят их преданной, почти собачьей любовью, постоянно придумывают для них какие-то особые подарки. Есть такой преданный коляда-Дмитрий, который выдумывает тематические подарки вроде корзины с вишневыми сладостями для "Вишневого сада", на первого "Ричарда", видела, подарили мармеладных червяков, мини-ужиков. Актерам дарят не только цветы, но и вкусный хлеб, пироги от Штолле, конфеты, ананасы с гранатами, пряники, коробочки с неведомым, фигурки - так хочется разглядывать эти подарочки вместе с актерами, которые благодарно улыбаются и смущаются, похоже.

Коляда-труженики позволяют зрителям проявить щедрость души. Не каждому хочется покупать порой на последние деньги подарки или цветы, не каждый одариваемый рад и благодарен, а каждому дарителю куда важнее видеть именно эту радость и благодарность, затем и ужимают свои траты на другое - порадовать и порадоваться взаимно.



Отзывы зрителей на "Ричарда" настолько разные, что остается радоваться неравнодушному отношению к очередному спектаклю Коляды. И слава богу, что так по-разному люди видят высказанное Колядой и его артистами. И хорошо, что есть споры, обмены мнениями, в которых каждый может расширить границы своего видения. Читаю с интересом, размышляю.

Какие талантливые зрители у Коляды, лучше иных профессиональных критиков, ей-богу!

Поклоны после второго спектакля "Ричард III".



Запись спектакля от Валерия Кичина.


Tags: Коляда-театр, Театр, Театр 15-16
Subscribe

Posts from This Journal “Коляда-театр” Tag

  • "Дурак и дурнушка"

    Спектакль по двум пьесам Николая Коляды, поставленный Александром Ваховым с двумя прекрасными артистами Олегом Ягодиным и Ириной Плесняевой. Можно…

  • "Носферату", реж. Н.В. Коляда, Коляда-театра

    Я не люблю читать пьесы глазами, потому что не могу увидеть объемно события. Нет во мне режиссерского видения текста. Но сегодня после спектакля…

  • "Калигула", реж. Николай Коляда, Коляда-театр

    Гастроли Коляда-театра в Москве начались спектаклем "Калигула". Гай Юлий Цезарь Август Германик - римский император, живший в I веке, который…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments