Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Гамлет", реж. Н.В. Коляда, "Коляда-театр"


Спектакль увидела впервые в 2007 году, была потрясена. С тех пор смотрела его не раз, писала тоже не раз, поэтому повторяться не буду. Скажу про вчерашний спектакль.
Как всегда, были те, кто не выдержал телесности, физиологичности происходящего на сцене: плевки, голый Клавдий-Макушин - грубый мужлан, не похожий на короля, Гертруда-Ермолова в старой кроличьей шубе на голое тело, Гамлет-Ягодин в дырявой кофте и советских трениках под дурацкой плюшевой юбкой, демонстративно-декларативные интонации "дурного" театра, ужимки, куча странных вещей вроде подушек, винных пробок, тряпичных кукол, дешевых ковриков, репродукций картин. Свалка, на которой короли жить не могут: этот "Гамлет" - не про жизнь королевской семьи, а про жизнь маргиналов с городской мусорки.
Жизнь - это слом сложившихся с детства стереотипов, опровержение ожиданий от людей. Раз король или принцесса, они должны быть прекрасными, как в сказке. Но они прежде всего люди для себя самих. Принцесса Диана выглядела для всех прекрасной, а дома страдала от нелюбви мужа-принца (и белый конь, поди у него был) и болела булимией, ела и бегала с двумя пальцами в рот, чтобы выглядеть для других прекрасной.
Какой ценой дается человеку видимость его прекрасности?



Несколько зрителей ушли, не выдержав увиденного - принцессы тоже какают.
Какой соблазн - уйти и рассказывать, какая это пошлость, гадость, какой это не театр, а балаган, какая чернуха, понимаешь, на сцене, вместо высокого искусства.



Как часто фальшь принимается как искусство. Есть нечто, существующее по определенным законам, чему обучают в театральных вузах. Разложить по полочкам, построить по чертежам, чтобы всё как у всех. Это - правильно. Обращаться к разуму, но не к чувствам. Образование есть не у всех, а чувства - у каждого.



Николай Коляда написал в ВК: "На спектакле был Звягинцев. Еще придет, сказал. Он у нас уже много спектаклей посмотрел.
Были студенты ГИТИСа и, как мне сказали, не ушли в антракте, как это обычно у них водится, сказав: "Не одна ведь сцена не разобрана ..." ))))))))))
Я послезавтра в ГИТИСе буду выступать с 11-30 в какой-то аудитории."




Не все студенты ГИТИСа не ушли. Передо мной сидели трое ребят, выпускников одного из режиссеров-педагогов ГИТИСА. К концу первого акта они посматривали на часы телефона, явно скучая. Думала, скажу им в антракте, что во втором акте будет другое, что нужно смотреть весь спектакль, чтобы понять. Однако они ушли, не дождавшись антракта. Для них стало всё понятно и скучно. Они "разобрали".



"Сцены не разобраны"?
Я не училась ни на актера, ни на театроведа, сцен разбирать не умею. Простой зритель, каких сотни приходят на "не разобранные" спектакли Коляды. Я не жду, что мне вложат в рот переваренную еду. Я в состоянии понять сама. Даже если не понять, то прочувствовать.



Обычные люди, не театральные, приходят на его спектакли и начинают чувствовать, думать О СЕБЕ. Уделять внимание своим эмоциям. Кто-то боится своих чувств, не хочет вытаскивать из души свою боль, ведь кажется, что если её не трогать, то её и нет. Ханжи уходят.



Те, кто обнаружит свою душу живой, вспомнит, что вот так он мастурбирует в тоске по любви, от одиночества и желания быть счастливым, кто увидит, что так же кривляется порой перед зеркалом и ковыряет пальцем в носу, чтобы достать мешающую дышать козюлю, кто сначала хохочет на людях, а потом приходит домой и воет от боли, спрятанной от других, но не от себя, - тем не нужен разбор сцены. Им нужно почувствовать, что его слезы поняты и приняты этим режиссером, этими актерами в бомжовской одежде, что он не один такой, что его поняли и приняли.



А разбор сцен - это пусть критики разбирают.
Театр существует не для критиков. Это они для театра.



Театр существует для зрителей.
И за их счет.
Критики-то ходят на спектакли бесплатно. Халяву проще критиковать.



А простые зрители вот так приветствуют актеров в благодарность за то, что сумели прочувствовать: хоть кто-то позволяет им смеяться и плакать от души, без опаски, что над ними посмеются.




Коляда обнимает всякого - и пьяницу, и подлеца, и негодяя, и глупую пожилую мечтательницу, которая все ещё ждет любви и принца. Он знает, что нет идеальных, он знает, что и пьяница, и подлец, и негодяй стали таковыми от боли, не справились они, сил не хватило. И вместо осуждения дает им свое понимание и сочувствие. То, чего не хватает нам всем.

Вот он, во всей своей красе - жалеет, гладит только что униженную, облапанную, измученную Женщину.



Tags: Коляда, Коляда-театр, Театр, Театр 15-16
Subscribe

Posts from This Journal “Коляда-театр” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 8 comments