Спектакль увидела впервые в 2007 году, была потрясена. С тех пор смотрела его не раз, писала тоже не раз, поэтому повторяться не буду. Скажу про вчерашний спектакль.
Как всегда, были те, кто не выдержал телесности, физиологичности происходящего на сцене: плевки, голый Клавдий-Макушин - грубый мужлан, не похожий на короля, Гертруда-Ермолова в старой кроличьей шубе на голое тело, Гамлет-Ягодин в дырявой кофте и советских трениках под дурацкой плюшевой юбкой, демонстративно-декларативные интонации "дурного" театра, ужимки, куча странных вещей вроде подушек, винных пробок, тряпичных кукол, дешевых ковриков, репродукций картин. Свалка, на которой короли жить не могут: этот "Гамлет" - не про жизнь королевской семьи, а про жизнь маргиналов с городской мусорки.
Жизнь - это слом сложившихся с детства стереотипов, опровержение ожиданий от людей. Раз король или принцесса, они должны быть прекрасными, как в сказке. Но они прежде всего люди для себя самих. Принцесса Диана выглядела для всех прекрасной, а дома страдала от нелюбви мужа-принца (и белый конь, поди у него был) и болела булимией, ела и бегала с двумя пальцами в рот, чтобы выглядеть для других прекрасной.
Какой ценой дается человеку видимость его прекрасности?
Несколько зрителей ушли, не выдержав увиденного - принцессы тоже какают.
Какой соблазн - уйти и рассказывать, какая это пошлость, гадость, какой это не театр, а балаган, какая чернуха, понимаешь, на сцене, вместо высокого искусства.
Как часто фальшь принимается как искусство. Есть нечто, существующее по определенным законам, чему обучают в театральных вузах. Разложить по полочкам, построить по чертежам, чтобы всё как у всех. Это - правильно. Обращаться к разуму, но не к чувствам. Образование есть не у всех, а чувства - у каждого.
Николай Коляда написал в ВК: "На спектакле был Звягинцев. Еще придет, сказал. Он у нас уже много спектаклей посмотрел.
Были студенты ГИТИСа и, как мне сказали, не ушли в антракте, как это обычно у них водится, сказав: "Не одна ведь сцена не разобрана ..." ))))))))))
Я послезавтра в ГИТИСе буду выступать с 11-30 в какой-то аудитории."
Не все студенты ГИТИСа не ушли. Передо мной сидели трое ребят, выпускников одного из режиссеров-педагогов ГИТИСА. К концу первого акта они посматривали на часы телефона, явно скучая. Думала, скажу им в антракте, что во втором акте будет другое, что нужно смотреть весь спектакль, чтобы понять. Однако они ушли, не дождавшись антракта. Для них стало всё понятно и скучно. Они "разобрали".
"Сцены не разобраны"?
Я не училась ни на актера, ни на театроведа, сцен разбирать не умею. Простой зритель, каких сотни приходят на "не разобранные" спектакли Коляды. Я не жду, что мне вложат в рот переваренную еду. Я в состоянии понять сама. Даже если не понять, то прочувствовать.
Обычные люди, не театральные, приходят на его спектакли и начинают чувствовать, думать О СЕБЕ. Уделять внимание своим эмоциям. Кто-то боится своих чувств, не хочет вытаскивать из души свою боль, ведь кажется, что если её не трогать, то её и нет. Ханжи уходят.
Те, кто обнаружит свою душу живой, вспомнит, что вот так он мастурбирует в тоске по любви, от одиночества и желания быть счастливым, кто увидит, что так же кривляется порой перед зеркалом и ковыряет пальцем в носу, чтобы достать мешающую дышать козюлю, кто сначала хохочет на людях, а потом приходит домой и воет от боли, спрятанной от других, но не от себя, - тем не нужен разбор сцены. Им нужно почувствовать, что его слезы поняты и приняты этим режиссером, этими актерами в бомжовской одежде, что он не один такой, что его поняли и приняли.
А разбор сцен - это пусть критики разбирают.
Театр существует не для критиков. Это они для театра.
Театр существует для зрителей.
И за их счет.
Критики-то ходят на спектакли бесплатно. Халяву проще критиковать.
А простые зрители вот так приветствуют актеров в благодарность за то, что сумели прочувствовать: хоть кто-то позволяет им смеяться и плакать от души, без опаски, что над ними посмеются.
Коляда обнимает всякого - и пьяницу, и подлеца, и негодяя, и глупую пожилую мечтательницу, которая все ещё ждет любви и принца. Он знает, что нет идеальных, он знает, что и пьяница, и подлец, и негодяй стали таковыми от боли, не справились они, сил не хватило. И вместо осуждения дает им свое понимание и сочувствие. То, чего не хватает нам всем.
Вот он, во всей своей красе - жалеет, гладит только что униженную, облапанную, измученную Женщину.