Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Цветы для Элджернона", РАМТ, реж. Ю. Грымов, Или горе от ума

С первых кадров минут спектакля возникает ощущение, что зритель пришел в кинотеатр и смотрит старый черно-белый фильм из 60-х. Черная сцена, белые надувные трансформеры, колышущиеся, меняющие форму, переливающиеся туманом, поглощающие героев, перетекающие из одного угла в другой.
История, уже ставшая классикой. Ученые подсадили некий ген мышонку Элджернону и обнаружили, что он резко поумнел. Свой эксперимент они решили продолжить с умственно отсталым Чарли, взрослым мужчиной, от которого отказалась мать. После операции он начинает умнеть, открывать мир с точки зрения разума, по сути, он взрослеет, переходя из мира чувств и эмоций - детского, наивного, чистого, - во взрослый мир разума, расчета, фальши: "Я достиг нового уровня развития. Но гнев и подозрительность стали первыми чувствами, которые я испытал к окружающему меня миру."

В то же время, он понимает, что влюблен в свою учительницу Алису, но давний детский запрет на прикосновения к младшей сестре (мать боялась, что слабоумный мальчик нанесет вред здоровой дочери) не позволяет ему сблизиться с Алисой.

Одновременно Чарли Гордон лишается работы в пекарне: поумнев, он подмечает обман работников, предлагает им одуматься, они до этого потешались над ним, пользуясь его наивностью, но теперь видят, как он вырос по сравнению с ними, делают всё, чтобы он ушел оттуда: тут и страх потерять свой нечестный доход, и зависть к его неожиданному умственному превосходству. Из друзей они превратились во врагов, не сумев простить ему усовершенствований, он же увидел, что люди совсем не так хороши, какими он видел их прежде.

" Этот мой новый интеллект воздвиг стену между мной и всеми теми, кого я раньше знал и любил. Прежде они смеялись надо мной и презирали меня за мое невежество и тупость; теперь они ненавидят меня за мои знания и сообразительность. Господи, что же им от меня наконец нужно? ".



С ростом разума Чарли открывает людей лучше, видит то, чего не замечал прежде, эти открытия приносят ему боль и разочарования.

Так ли уж нужно быть умным, иметь высокий IQ?
Что дает разум и чего он лишает?

При том, что его IQ постоянно растёт, Чарли узнает, что когда он напивается, его подсознание берет верх над разумом и он снова превращается в слабоумного человека.

Ничто в нас не исчезает без следа. Операция прикрыла Чарли тонким слоем культуры и образования, но он остался. Он смотрит и ждёт.

Вот так и внутри каждого из нас живет свой маленький испуганный и недолюбленный ребенок, которого страшно показать другим, чтобы не прослыть слабоумным, который не исчезает без следа.



Наблюдая за подопытной мышью Элджерноном, Чарли понимает, что эксперимент обречен на провал, что его тоже ждет неминуемая регрессия. Он стремится успеть написать научную работу по эксперименту над собой.



Во втором акте появляется цвет - черно-белое кино прогрессировало в цветное, но кажется, что безумия стало больше, чем было.



За полгода Чарли прошел путь от детского неразвитого разума к высочайшему и обратно, по сути, прожил целую жизнь, которую обычно проживает человек за много лет.



"Совсем нетрудно иметь друзей если разрешаеш людям над собой смеятца. Там куда я еду у меня будет много друзей."

Каковы ценности у людей вокруг?
Чем приходится платить за возможность быть умнее других?
Помогает ли высокий IQ управлять чувствами, становится ли человек лучше благодаря хорошему образованию и развитому интеллекту?

Режиссер спектакля Юрий Грымов - модный креативный человек. Судя по "трудовой книжке", человек увлекающийся, занимался разными проектами в области кино, рекламы, телевидения, театра. Зачем он поставил именно эту человеческую драму?

Спектакль идет более трех часов. Мне видится, это минус: безусловно, сценография талантливая, надувные "мешки из-под муки" завораживают и рождают образы, однако переживания героев выглядят театральными, условными, не важными.
Я смотрела на сцену, оставаясь отстраненной. Возможно, это моя личная реакция насмотренного театрального зрителя, пресыщенного, в какой-то мере. Ощущения сопричастности не возникло, спектакль меня не захватил, увы.

Зал был полон, актеров приветствовали стоя, спектакль зрители приняли тепло, в отличие от меня. Мне он показался холодным, искусственным, продуманным, от разума. Но кто знает, может быть это как раз плюс грымовского спектакля? Самое важное происходит в душе зрителя, и если большинство зрителей в зале открыли для себя что-то ... детское, настоящее, значит, всё было не зря.


Фотографии взяты с сайта РАМТ.
Tags: РАМТ, Театр, Театр 15-16
Subscribe

Posts from This Journal “РАМТ” Tag

  • "Нюрнберг", реж. А. Бородин, РАМТ

    Спектакль создан на основе киносценария Э. Манна и рассказывает об одном из дел Нюрнбергского процесса, в котором судьи судят нацистских судей. В…

  • "Лада, или радость", реж. М. Брусникина, РАМТ

    День театра, как и полагается театралке, встретила в театре. Ходили с подругой на спектакль одного из моих любимых режиссеров Марины Брусникиной,…

  • "Берег утопии", РАМТ, реж. А. Бородин

    Спектакль, который идет 10 часов с перерывами и рассказывает о подробностях бытовой жизни известных каждому россиянину великих мыслителей XIX века -…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 7 comments