Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Кот стыда", РАМТ, реж. Марина Брусникина

Любимый режиссер Марина Брусникина, которую уважаю за её тщательное и деликатное отношение к тексту, к русскому языку, к актерам, к зрителям, к звуку, выбрала для постановки в Молодежном театре три пьесы молодых современных авторов: "Кот стыда" Таи Сапуриной, "Март" Ирины Васьковской (обе девушки - ученицы уральской школы драматурга Николая Коляды) и "Ба" Юлии Тупикиной (эта пьеса в 2013-м стала призером конкурса "Евразия", который проводит Николай Коляда).
"Кот стыда" и "Ба" слушала на драматургическом фестивале "Любимовка", "Март" и "Ба" видела в Коляда-театре, "Март" видела ещё и в прекрасной постановке Театра им. Стефана Ярача (г. Лодзь, Польша) во время фестиваля "Коляда-plays" в Екатеринбурге летом 15-го. Тем интереснее было посмотреть, как сплела в одну канву три разных пьесы москвичка Марина Брусникина.
Все три пьесы рассказывают об отношениях между разными поколениями женщин в одной семье, о том, как близкие люди становятся далекими, о непонимании между родными, которые постепенно и незаметно становятся чужими друг для друга, и не просто чужими, но дочери бегут от своих матерей куда глаза глядят, лишь бы не видеть, не слышать и не чувствовать себя нелюбимыми.

Не случайно в трех пьесах, в трех семьях с проблемными отношениями, нет отцов. Какими бы ни были сложными отношения в полной семье, именно полная семья позволяет детям увидеть, понять, что без конфликтов жизнь невозможна, но эти конфликты реально разрешать, проживать, переходить на другой уровень отношений и сосуществовать вместе хотя бы ради того, чтобы передать этот опыт своим детям.

Дети, повзрослев, сами смогут выбрать, что для них актуально из родительского опыта, а от чего стоит избавляться. У них будет выбор.

А вот у девочек, выросших у одиноких и несчастливых матерей, выбор, скорее, только теоретически и существует, практически же, даже создав семью, сложно выстраивать отношения так, чтобы сложились гармоничные отношения, - женщины просто не знают, какие они, гармоничные и счастливые отношения. Нельзя научить тому, чего не умеешь сам.

Так и передают из поколения в поколения одиночество, тоску да раздражение по любому поводу вымотанные жизнью матери-одиночки. Вырваться из подобного наследования удается немногим.

Думаю, не случайно Брусникина перемешала актрис, каждой из которых досталось сыграть роль и дочери, и матери или бабушки, то есть, побывать в шкуре разных поколений.

Зрителю, таким образом, предложено взглянуть на ситуацию с разных точек зрения, рассмотреть семейные картины в 3D-изображении.

Дарья Семенова в первой пьесе "Кот стыда" играет тоненькую девушку-подростка в шапке и штанах, которая периодически приезжает домой, где живут мама, бабушка, не слушающие, не слышащие девочку. Она вынуждена рассказывать о себе только коту, от которого и получает ту долю тепла и привязанности, дающую ей ощущение дома.

Безразличие к настоящим переживаниям девушки, подмена искреннего внимания вопросами о том, что она ест, как одевается - такое узнаваемое, такое привычное. Мать занята устройством своей личной жизни. «С родными отношения никакие — но у меня и с собой никаких отношений» - горькое признание молодой героини. Кто научит её этим отношениям?

Ниже передо мной в зале сидели мать и дочь. Дочери за 30. Обе полненькие, светловолосые, в очках, с одинаковыми стрижками, повторение друг друга. Как только пошел текст - а это монолог главной героини, - дочь с улыбкой поглядывала на мать, согласно кивая головой, словно хотела, чтобы её мама хотя бы вот так, через увиденное на сцене, смогла посмотреть на себя со стороны. То, что они пришли вместе, что дочь улыбалась, а потом и мать стала улыбаться, говорило о том, что у них по-другому, нежели у героев пьсеы, что они умеют слышать и быть внимательными друг к другу. И это радовало.

Второе перевоплощение Дарьи Семеновой - в пьесе Ирины Васьковской "Март" - в мать непутевой дочери, скитающейся по чужим домам, несмотря на наличие мужа, за которого мать выдала дочку, мечтая пристроить её выгодно, согласно собственным представлениям о том, что такое хорошо и что такое плохо. Представления вполне мещанские, примитивные, ни о какой любви там нет и речи.

Дочь в исполнении Нелли Уваровой получилась яркой, сильной личностью, способной сделать вызов своей судьбе, просчитанной матерью. Маша не захотела мириться с родительским выбором мужа - человека бесхарактерного, подкаблучника, мужчину вроде бы и любящего Машу, но при этом смирившегося с её уходом и разгульным образом жизни и согласного с подачи тещи, Машиной мамы, сойтись с коллегой по работе. Непонятно, что движет Машиной мамой - устройство жизни дочери или зятя, она одинаково заботилась о том, чтобы он был женат как на дочке, так и на коллеге, которая приходит в гости по-семейному, с пирогами и вполне прочитываемыми намерениями.

Маше нет места в этом доме, где мать готова откупиться от непутевой дочери шапкой, подушкой, лишь бы создать точную модель своей семьи, семьи для себя - лишь бы было всё, как у людей.

Почему дочь ушла из дома, почему она шляется незнамо где, задумываться, очевидно, тяжело: придется признать, что дочь сбежала от вечного безразличия, прикрываемого истериками и жалобами на нездоровье.Мать требует к себе внимания, стремясь поменять местами роли, словно хочет, чтобы дочь стала заботливой матерью и слушала её диагнозы да сидела возле неё с лекарствами, пирогами и вниманием.

Неразборчивый муж вроде бы и предлагает Маше свою порцию заботы и внимания, но, видимо, нельзя со стороны накормить тем, что было не получено в детстве. Маша снова уходит из дома в никуда. С трудом читается печальный исход её судьбы: болячка на губах - совсем не герпес, женщина поставила крест на своей жизни и уходит, по сути, как кошка, умирать подальше от родственников, великодушно оставляя их в иллюзии среднестатистической семьи.

Дарья Семенова сыграла переход из дочери безразличной матери в ту самую безразличную мать, которая своей любовью-властью тиранит и изводит собственную дочь.

Третья пьеса оставлена "на десерт", т.к. она дает надежду на возможность счастливого финала.

История неожиданного появления бабушки Оли в пьесе Юлии Тупикиной "Ба" получилась теплой, живой, искренней, трогательной.
Вмешательство бабушки в жизнь внучки поначалу выглядит как нашествие татаро-монгол: она обустраивает всё по-своему, изгоняет из дома заговором от мышей и тараканов "слабого" Лёшу, сожителя Оли, наводит свой, деревенский уют с голубыми шторами из плюша, купленного для обивки собственного гроба много лет назад, расширяет границы Олиного общения и восприятия мира, и - самое главное, за чем она приехала, - находит возможность примирить Олю с её матерью, женой умершего своего сына, чужой, по сути женщиной с нелегкой судьбой.

Сила души маленькой старушки, которую играет молодая актриса Анна Ковалева, преображает мир, тот самый маленький мир вокруг одного человека.
Любовь способна творить чудеса, незаметные на первый взгляд, но вполне реальные.
Как дорыться до любви сквозь защитные маски, как стереть наросшие на душу мозоли, как сделать так, чтобы мать и дочь смогли простить друг друга и сказать другу другу: "Я тебя люблю"?

Любовь, терпение и труд всё перетрут. Бабушке удается всё задуманное.






Сценография художника Николая Симонова намеренно аскетичная: длинный во всю сцену диван, стол, холодильник ЗИЛ как пережиток прошлого, старомодный торшер - жилье семьи, состоящей из одиноких женщин.





Фото и видео взяты с сайта РАМТ.

К концу спектакля становится понятным, почему зрители сидят не в удобных креслах, а на длинных лавках в тесноте, да не в обиде, - перед началом спектакля почти на всех рядах зрителям пришлось тесниться, чтобы смогли поместиться все: да-да, надо уметь принять эту близость, которая может нарушать твои границы и выводить из зоны комфорта. Только через принятие, через умение понять, что ты не один, не одинок в своих чувствах, что надо уважать право другого быть собой, человек способен прийти к доверию, близости и радости родства.

Теплый семейный спектакль для повзрослевших детей и их родителей.
Tags: РАМТ, Театр, Театр 15-16
Subscribe

  • Про хорошее в людях, или о пользе личного общения

    Перед лоджией в квартире, где жила мама, растут деревья, ветви которых дают тень, отчего в квартире не хватает солнца. Так мне кажется, хотя я там не…

  • Голь на выдумки хитра

    Стою в крошечном магазинчике "Садовод", похожем на микросклад мелких пакетиков - семена, химикаты для сада, какие-то непонятные приспособления для…

  • Про нас

    Хожу несколько лет в тайрай, первое посещение куда подарили мне дети - любимый сынок и Лена, ставшая любимой невесткой. (Сама я любимой невесткой не…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Про хорошее в людях, или о пользе личного общения

    Перед лоджией в квартире, где жила мама, растут деревья, ветви которых дают тень, отчего в квартире не хватает солнца. Так мне кажется, хотя я там не…

  • Голь на выдумки хитра

    Стою в крошечном магазинчике "Садовод", похожем на микросклад мелких пакетиков - семена, химикаты для сада, какие-то непонятные приспособления для…

  • Про нас

    Хожу несколько лет в тайрай, первое посещение куда подарили мне дети - любимый сынок и Лена, ставшая любимой невесткой. (Сама я любимой невесткой не…