Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Иов", реж. Саша Денисова, МХТ

На Новой сцене состоялся спектакль режиссерской лаборатории "Современный актер в современном театре". Режиссер Саша Денисова поставила собственную пьесу "Иов". Однако в спектакле есть детали из жизни самих актеров: Саша предложила им добавить в образ Отца свои собственные наблюдения из личной жизни, чтобы герой пьесы, который практически ничего не говорит, есть только некий образ, стал осязаемым, живым.
Название спектакля должно взывать к истории об Иове, человеке безупречного образа жизни, которого Сатана подверг всяческим испытаниям, дабы заставить его отречься от Бога. За что наказывает Бог, и можно ли прожить жизнь безгрешным в благополучии или нарушать заповеди и быть безнаказанным? Заслужены ли страдания человека?
Судьба Иова есть как бы прототип человеческой судьбы на земле. Древнееврейскому народу было свойственно убеждение, что блага жизни и счастье даются человеку за добродетельную жизнь. И если блага жизни у него отнимаются и он становится несчастным, то это значит, что добродетель его пошатнулась и он согрешил. Награда и наказания даются человеку еще в пределах земной жизни. При таком сознании трудно понять безвинное страдание. Его не могли понять друзья - утешители Иова. Иов был благочестивый и добродетельный человек, он всегда почитал Бога и был покорен Его закону. Но вот у такого человека отнимаются все блага жизни, и он становится несчастнейшим из людей, страдания его непереносимы. Утешавшие его друзья старались найти у Иова какие-либо прегрешения, которые оправдали бы его несчастную судьбу, как целесообразную и осмысленную. Но Иов настаивал на своем. Он восстал против Бога и боролся против Бога, взывал к божественной справедливости. Бог оправдал Иова и осудил его утешителей. Людям очень трудно отказаться от целесообразности всего происходящего в мире и, значит, трудно понять безвинное страдание. Многим кажется, что если есть безвинное страдание, то, значит, нет Бога, нет промысла Божьего. — Н. А. Бердяев

Молодой перспективный финансовый аналитик (Алексей Красненков) перед отъездом в США приезжает в деревню попрощаться с отцом (Игорь Хрипунов), который ушел из семьи много лет назад, живет с другой женой (Ольга Лапшина) и 12-летней дочкой (Дарья Макарова), производящей впечатление психически нездоровой, однако решающей сложные математические уровня слету.

Отец, в прошлом известный талантливый математик, живет в своем мире, у него болезнь Альцгеймера.


Его жена - религиозная женщина, сыплет направо и налево цитаты из Библии, одновременно понося собственную дочку, ухаживает за немощным мужем.

Есть ещё старшая её дочь (Яна Гладких) от первого брака, с которой молодой аналитик закрутит любовь, забыв о своей невесте.


Вопросов возникает много: есть ли любовь внутри этой странной семьи, почему отец ушел из первой семьи, не видел столько лет сына, при этом сын регулярно получал от отца письма, которые стимулировали его достигать успехов, а потом оказывается, что вовсе не отец писал эти письма, что движет героями пьесы, почему успешный аналитик, умеющий все просчитывать, вдруг в корне меняет свою жизнь, что повлияло на его столь кардинальное решение, наказание ли для отца его болезнь и за что именно, за что наказана младшая дочь ученого, если и её состояние считать наказанием.

Что произойдет с героями пьесы, рассказывать не буду: нам показали эскиз спектакля, он, возможно, будет дополняться, совершенствоваться, желающие посмотрят его сами. Мне кажется, он ещё нуждается в доработке.

Однако для меня важным стало не содержание пьесы или игра актеров.
В финале, когда актеры пели песню Цоя, лицо мое сморщилось, пытаясь спрятать слезы. Что-то такое важное произошло. И не только со мной.
Справа от меня сидел молодой человек с букетом цветов, принесенным для Игоря Хрипунова (он говорил об этом в фойе перед спектаклем).
Парень поднес руку к губам, словно хотел скрыть исказившийся рот, он так же пытался сглотнуть ком в горле, как и я, - это было слышно, несмотря на громкую музыку, он весь напрягся, пытаясь совладать с неожиданными чувствами.

Спектакль позволил нам двоим, а значит, и другим, достать из души глубоко запрятанные эмоции. У каждого свои: возможно, сосед справа тоже вырос без отца и так же нуждался в письмах от него, в понимании, что его не бросили, что он дорог отцу. Возможно, его взволновали совсем другие вещи.

Спектакль, который мне показался чуть недоделанным, невнятным, без точных акцентов, проясняющих позицию создателей спектакля, сделал свое дело.

Огромную роль в этом сыграла, на мой взгляд, великолепнейшая актриса Ольга Лапшина, которой и достались абсолютно все цветы, в том числе, предназначенные Игорю Храпунову (два букета для него точно были). Роль личности в истории, называется. Ольга создала яркий сочный образ женщины, живущей в своем придуманном мире, за пределами которого она многого не видит, не хочет знать, т.к. реальность не соответствует её представлениям о том, как должно быть, но при этом она искренна, как может быть искренно несовершенство.

Что не умаляет заслуг других артистов.
Алексей Красненков показал своего героя обаятельным, внимательным, вдумчивым, легким.
Яна Гладкова сделала свою героиню в меру разбитной, в меру душевно щедрой, в меру несчастливой, без стремления к состраданию и к жалости.

Яна и Алексей - выпускники ШС МХАТ: Алексей окончил курс Золотовицкого в 2010 году, Яна - курс Брусникина-Козака в 2011, обоих хорошо помню по студенческим спектаклям, оба за эти годы выросли как актеры, что радостно видеть.

Игорю Хрипунову досталась сложная роль без слов, он прекрасно с ней справился. Тоже, кстати, выпускник ШС МХАТ 2007 года, курс Брусникина-Козака, великолепный актер уже тогда, во время учебы, я выделила для себя этого студента.

Дарья Макарова сыграла девушку с особенностями развития, ей удалось передать отрешенное состояние человека, до которого никому нет дела, родные не видят, что внутри больного состояния закапсулирован талант.

Есть ещё один участник - музыкант Дмитрий Скворцов, к которому периодически обращаются герои за музыкальной поддержкой. Живая музыка освежает действие, которое развивается в лаконичных декорациях. Большой плюс, на мой взгляд, - рисунки мелом на стенах: когда люди не умеют разговаривать на обычном языке, не понимают друг друга, рисунки помогают выразить душевное состояние и показать другим, что происходит.

Не знаю, как будет выглядеть этот спектакль в окончательном варианте, но мне он понравился и в таком виде. Есть о чем подумать, есть над чем поплакать: для меня спектакль состоялся.

Удивительно, но когда я ночью начала писать отзыв на этот спектакль, увидела в ленте пост практически на эту же тему "Любая беда неслучайна?", увлеклась разговором с другими людьми: вопрос этот так и остается неоднозначным спустя много веков после жизни Иова.

Возможно ли прожить жизнь комфортно и без страданий, если жить праведно-безгрешно? За что или зачем человеку посылают испытания?

Каждый человек, по сути, пишет свою личную библию, решает свои вопросы бытия и сознания. Правильных ответов на вопросы быть не может, потому что человек склонен опираться только на свой собственный опыт, а он у всех разный. Религиозные люди, как и героиня Ольга Лапшиной, предпочитают прятаться за цитатами из библии, назидательно учат других людей жить, не замечая, что сами-то живут не по этим правилам. Между словами и поступками порой лежит огромная пропасть: где истина, как найти её? Неверующие прячутся за чем-то своим, возводя безверие в личную религию.

Между белым и черным множество других цветов и оттенков.

UPD. Кстати, рекомендую спектакль "Сфорца" по пьесе Денисовой в ЦИМ им. Мейерхольда.
Tags: МХТ, Театр, Театр 15-16
Subscribe

Posts from This Journal “МХТ” Tag

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 12 comments

Posts from This Journal “МХТ” Tag