Чем меньше ребенок, тем сложнее определить "норму" эмоциональной жизни. Тем не менее приведем ориентировочные представления о здоровых и нездоровых эмоциональных проявлениях в разные возрастные периоды (по материалам Филадельфийского центра развития ребенка (PCGC).
Признаки здорового эмоционального состояния
От рождения до шести месяцев
проявляет по отношению к родителям большую привязанность и экспансивность, часто им улыбается и охотно реагирует на мимику и речь;
получает особую радость от определенных зрительных ощущений, звуков и движений;
развивает способность в некоторых случаях успокаиваться сам.
От шести месяцев до одного года
все более характерно и адекватно реагирует на разное выражение лица, тон речи и способы взаимодействий;
все активнее изучает окружение в поисках приятного опыта;
изобретает всевозможные способы побудить родителей к проявлению любви.
От одного года до полутора лет
все больше ищет и получает удовольствие в играх;
начинает охотно и точно реагировать на разный тон голоса;
появляются признаки способности контролировать гнев и проявление неудовольствия;
копирует поведение и эмоции других;
стремиться к развитию взаимодействий с разными людьми (особенно с другими маленькими детьми).
От полутора до двух лет
все чаще играет и ведет себя "понарошку", в том числе изображая эмоциональные реакции;
начинает использовать для выражения чувств арсенал определенных жестов и интонаций;
время от времени, в состоянии огорчения или замешательства, ищет спокойствия и уединения;
развивает все большую способность распознавать эмоциональные состояния других людей (особенно родителей);
начинает все более подходящим образом и конструктивно реагировать на разные эмоциональные состояния других (особенно родителей);
разрабатывает вместе с родителями репертуар способов или "кодов" для передачи эмоций и чувств.
От двух до трех лет
развивает способность "закатывать" вспышки гнева и успокаиваться после них;
все больше ведет себя так, чтобы проверить настроение и получить эмоциональный ответ других людей;
проявляет все больше воображения в игре и переживаниях;
пытается выражать свои чувства с помощью слов;
начинает беспокоиться о том, что могут произойти неприятные события;
ищет подтверждения благополучия своего и своих близких.
От трех до четырех лет
все больше упражняется в управлении эмоциями;
пытается манипулировать эмоциями других (особенно сверстников);
проявляет интерес к своей половой принадлежности, что находит отражение в эмоциональном самовыражении;
проявляет больше привязанности к родителю противоположного пола, что может приводить к некоторой соревновательности и противоречиям в отношениях с родителем того же пола;
стремится к пониманию и обсуждению эмоций;
начинает проявлять заметный эмоциональный отклик (положительный или отрицательный) на сны.
От четырех до шести лет
ищет конструктивный выход эмоциональному напряжению в спокойной и осмысленной форме (например, рисование или игра);
начинает высказывать суждения о причинах и проявлениях эмоций;
становится все более самостоятельным в плане получения удовлетворения и разрешения эмоциональных затруднений;
проявляет все большее сочувствие и интерес к другим людям (особенно сверстникам);
ищет и признает справедливость в эмоциональных конфликтах.
От шести до семи лет
склонен проявлять крайние формы эмоционального ответа, например, неудержимый восторг вместо спокойной радости или истерический плач вместо просто грусти;
очень восприимчив к эмоциональным травмам;
может проявлять опасения перед посещением школы и испытывать в связи с этим отношение родителей к себе;
формирует многочисленные, относительно поверхностные и кратковременные взаимоотношения со сверстниками;
начинает включаться в "сексуальные игры" со сверстниками, чтобы удовлетворить любопытство, связанное с гениталиями;
чаще вступает в конфликты с братом или сестрой;
может прибегать ко лжи и воровству как форме противодействия и непослушания.
От семи лет до девяти лет
проявляет гораздо большее эмоциональное равновесие, чем раньше, хотя сохраняется возможность повторения крайних форм эмоциональных реакций и ссор с родителями;
испытывает как страх, так и рациональную озабоченность по отношению к возможным опасностям, подстерегающим во внешнем мире: преступности, насилию, несчастным случаям;
начинает интересоваться разговорами и шутками, связанными с сексом, проявляет любопытство к механизмам воспроизводства;
испытывает все больший интерес к сверстникам;
лучше справляется с соревновательными играми и проигрышем в них;
беспокоится о своих успехах в учебе, опасается совершения ошибок и унижения от неудач;
принимает все больше ответственности за свои поступки.
От девяти до одиннадцати лет
в целом счастлив и доволен собой;
в оценках, одобрении и наставлениях все больше полагается на сверстников, чем на родителей;
образует отношения со сверстниками по типу детской привязанности;
развивает более зрелые взаимоотношения с братьями и/или сестрами;
проявляет озабоченность вопросами справедливости и порядочности;
ищет и развивает отношения по типу "лучшего друга";
беспокоится о возможных неприятностях с родителями, таких, как ссоры, развод, потеря работы, болезнь или смерть.
От одиннадцати до тринадцати лет
становится застенчивым и чувствительным в вопросах физического развития, здоровья и привлекательности;
боится потерять расположение окружающих;
развивает все более романтическую привязанность к сверстникам;
время от времени теряет терпение по отношению к брату и/или сестре и родителям, если они слишком вмешиваются в его личные взаимоотношения со сверстниками или пытаются навязать свои взгляды на жизнь;
ищет и развивает тесный дружеский круг для социальной и моральной поддержки;
чаще проявляет озабоченность собой, плохое настроение и раздражительность.
Симптомы эмоциональных проблем
От рождения до шести месяцев
несоответствие веса и физического развития ребенка "нормальным" возрастным параметрам;
безразличие к кормлению;
плохой зрительный контакт, безразличие к человеческому голосу и игре;
постоянное нарушение режима сна и бодрствования (помимо нарушений, связанных с коликой, или просто невозможностьюспать всю ночь);
гиперчувствительность к различным зрительным образам и звукам;
подергивания лица и рук;жевание отрыгнутой пищи.
От шести месяцев до одного года
странное поведение и действия, связанное с причинением себе физического ущерба (монотонные качания, стучание головой);
отсутствие видимых закономерностей в режиме сна и питания;
неумение имитировать звуки и жесты;
общая апатия, отсутствие должного эмоционального ответа как на внезапные пугающие ситуации, так и на приятные стимулы;
отсутствие признаков неудовольствия при столкновении с незнакомыми людьми;
заметное отставание в познавательном и двигательном развитии.
От одного года до двух лет
склонность к уединению;
избыточное качание и позирование;
отсутствие видимой тревоги при разлуке с родителями;
чрезмерная отвлекаемость;
частая раздражительность, не поддающаяся успокоению (помимо периодических вспышек гнева);
лунатизм.
От двух до трех лет
постоянная пугливость;
неудачные попытки заговорить;
неспособность сосредоточенно играть с чем-либо в течение десяти минут;
напряженные и длительные конфликты с братьями и/или сестрами;
избыточная активность;
повышенная гневливость и агрессивность;
медленное восстановление после вспышек гнева;
тяжелая и длительная реакция на разлуку с родителями.
От трех лет до шести лет
частые случаи самонаказания и нанесения себе травм;
частые и тяжелые конфликты с другими детьми;
постоянное уединение, избегание контактов с другими детьми;
общая неспособность следовать правилам и указаниям;
нежелание разговаривать и договариваться;
внезапные, заметные и продолжительные периоды снижения общей уверенности в себе, невнимания или утраты интереса к окружающему;
постоянная меланхолия.
Телефон специалистов Психологической службы Центра: +7 (495) 361-13-06
Адрес электронной почты Психологической службы Центра (e-mail): virtus@front.ru