Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Мадонна с цветком", Театр-студия п/у О. Табакова, реж. А. Марин

Премьера спектакля по автобиографическому роману крымской писательницы Марии Глушко «Мадонна с пайковым хлебом» состоялась в мае этого года, юбилейного года Победы. Режиссер Александр Марин рассказал, что прочитал это произведение в "Роман-газете" за 1990 год: " «С первых страниц мне стало понятно, что это очень живая человеческая история, написанная очевидцем и участником событий. В этой книге нет спекуляции на военной теме, хотя действие и происходит в годы войны». В спектакле заняты недавние студенты Школы Олега Табакова и Школы-студии МХАТ.
Получив приглашение посмотреть это спектакль, отправилась на сайт театра почитать, о чем пойдет речь. Подумала, смогут ли совсем юные ребята передать атмосферу давних военных лет, которые для них, скорее, даты из учебника истории, как для нас в детстве была революция.
Смогли.
Женский роман о нескольких годах жизни молодой женщины, ставшей матерью на случайном полустанке по дороге к чужим людям, ставшим дальними родственниками по закону, но не по жизни. Нет взрывов, героизма, есть бытовые подробности жизни в тылу, в эвакуации, но они такие страшные в своей простоте и обыденности, в своей необходимости выживать в холодную голодную зиму 42-го. Это спектакль о женском мужестве, которого требует война всегда, во все времена: хрупким домашним девочкам приходится лишаться иллюзий, находить в себе силы жить и сохранять жизнь детям любой ценой, сберегать внутренний свет, оставаться мадоннами даже на задворках жизни в оврагах и насыпных домиках.

Главная героиня Нина успела перед началом войны выйти замуж и забеременеть. Муж ушел на войну, немцы на подступах к Москве, ей предстоит эвакуация. Новые родственники - по мужу - ей не рады, фактически выгоняют её с грудным ребенком на улицу в мороз, без денег, вещей.

Что было бы с Ниной и её ребенком, если бы не чужие люди, ставшие ей родными, заменившими мать, бабушку, спасшие её с сыном?

Юлиана Гребе (студентка Школы Олега Табакова, родилась в Уральске), сыгравшая главную роль, практически не уходит со сцены. Юная девочка, по возрасту равная своей героине, только выросшая в мирное время, выдерживает накал чувств героини, годящейся ей сейчас в прабабки, рассказывает подробно, откровенно, искренно обо всем, что происходило с Ниной в то тяжелое время. Одно горькое событие за другим, потеря за потерей, разочарование за разочарованием: люди открываются с разных сторон, есть и те, кто думают только о себе, о них рассказано скупо, без эмоций, но с такой нежностью показаны те, кто помогал Нине в тот трудный период. Потрясающего таланта юная актриса, я под огромным впечатлением от её игры.

Павел Шевандо и Юлиана Гребе.


Женский роман Марии Глушко стал поэмой в прозе, посвященной Женщине.
Соответственно, и основу спектакля составили, на мой взгляд, женские судьбы, роли, исполненные молодыми актрисами.

Потрясающе сыграла Алена Лаптева пожилую Женю, передала скупо выраженную щедрость деревенской женщины, неловкой в словах, метко и вкусно выражающейся, буквально спасшей брошенную всеми молодую мать.

Выпускницу курса Райкина (ШС МХАТ) Наталью Качалову я не узнала! А ведь видела её в дипломных спектаклях не раз.

Она сыграла старуху Ипполитовну.


Полина Казанцева, прошлогодняя выпускница ШС МХАТ (курс Золотовицкого), сыграла подругу Нины Марусю и Проводницу. Маруся, тоже с грудным ребенком, в отличие от Нины, устроила свою жизнь в эвакуации гораздо более успешно в материальном смысле, не устояв перед соблазном сытости. Полина сумела показать эту женщину без осуждения, без вульгарности, с любовью и уважением к героине, передала нюансы, которые очищают стереотипное представление о судьбе тех, кому не по силам оказались муки голода, кто не смог найти внутри нравственный стержень.


Полина Казанцева и Юлиана Гребе.

Трогательно появление в финале спектакля девочки Алины Петровой с куклой в руках. Подрастает новое поколение мадонн. Каждая молодая мать рожает и кормит своего ребенка, не зная, что ждет его впереди. Как и та самая Богоматерь с закопченной иллюстрации "Мадонны с цветком".

Спектакль молодежный, динамичный, держит внимание зала, прочно проникает в душу, к финалу спектакля трудно сдерживать слезы. Маленький зал Табакерки заполнен под завязку, хотя тема непростая.

Москва слезам не верит, как известно, ведь ритм столицы не позволяет расслабиться, дать волю чувствам.
"Мадонна с цветком" дает редкую возможность остановиться, оглянуться, подумать о близких - родных, друзьях, о чужих людях, мелькнувших в твоей судьбе нечаянной щедростью, подставивших руку в трудную минуту, передавших эстафету добра от одного к другому.

Теплый, живой, настоящий спектакль про свет в душе, который не гаснет даже в самые темные и горькие моменты жизни.

Зал принимал тепло, благодарно. Я поглядывала назад (сидела на откиднушке в 1 ряду), всё думала, встанут ли зрители, как обычно все встают на поклонах в Коляда-театре. После такого спектакля хотелось аплодировать стоя.
Встали. Отчего тоже стало тепло.

Будет желание и возможность, сходите на этот спектакль, погрейтесь теплотой повествования, искренностью и энергией актеров, занятых в спектакле.






Tags: Табакерка, Театр, Театр 15-16
Subscribe

  • Снова про Лидию Павловну

    Копирую посты из фб, которые писала ночами после сеансов и спектаклей фестиваля. Этот текст не стала править, оставлю, как было написано в тот…

  • Продолжение историй из Екб:)

    Будучи на очередном сеансе у Лидии Павловны, рассказала ей, что есть уже 6 москвичек, которые хотят к ней на массаж. "Вы не шутите? Что такого вы…

  • Очередная серия про Лидию Павловну

    Четвёртый сеанс. Я уже подсела на общение с ней и готова хотя бы ради этого терпеть боль. Однако и она, похоже, втянулась в наши разговоры. Опоздала…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 4 comments