Люблю и уважаю Владимира Панкова, видела практически все его спектакли, начиная с "Красной ниткой", который потряс так, что всю дорогу до метро я шла и рыдала. Люблю и уважаю его актеров. "Войну" ждала очень, т.к. спектакль создали Международный театральный фестиваль им. А.П. Чехова, Эдинбургский международный фестиваль в сотрудничестве с SounDrama Studio (Москва).
Тем обиднее приносить извинения авторам спектакля: не смогла я досидеть до конца, - это уникальный случай для преданного театрального зрителя, но фальшивить, строить из себя интеллектуала не буду, не приняла я этот спектакль, увы. Вынести сигнал воздушной тревоги в течение нескольких минут подряд не смогла, это оказалось настоящей пыткой для меня, провокацией, которая сработала: я не смогла впустить "Войну" в душу и сбежала в мирную Москву. Тем не менее, по просмотренной первой половине спектакля есть восторги.
Спектакль завораживающе красивый!
Решенный в черно-белых тонах немого кино, с потрясающим воображение светом (художник по свету Николай Сурков), рисующим кинематографические картины, с прекрасными костюмами (художник-постановщик Максим Обрезков), с огромным количеством музыки и звуков (композитор – Артем Ким, музыкальные руководители – Артем Ким, Сергей Родюков), спектакль погружает зрителя в атмосферу начала прошлого века: молодые люди высшего света, наливая шампанское, рассуждают о войне чуть не со смехом, как о чем-то стороннем, их не касающемся. Однако фальшивые пафосные рассуждения далеки от реальности, в которой близкие люди гибнут по-настоящему.
Тема войны спустя 100 лет актуальна так же, как и тогда: история ничему не учит человечество вообще и отдельных людей в частности.
Технически спектакль сложный: артисты парят на лонжах над сценой, исполняют пластические этюды (хореографы – Екатерина Кислова, Сергей Землянский), играют на инструментах, великолепно поют свои партии, спектакль поделен на рапсодии.
Любое качество имеет свою линейку от минуса к плюсу.
В "Войне" Панков, на мой взгляд, задал настолько высокую планку по всем параметрам, что это количество "слишком" - множество звуков, визуальных эффектов, хореографии, стремящееся в бесконечность плюса - сделало конструкцию спектакля не гармоничной, перекошенной, неустойчивой.
Для меня она рассыпалась примерно в середине действия, на десятой рапсодии, когда сначала на сцене в течение 2-3 минут царила тишина - настолько длинная театральная пауза, что когда я рассказывала об этом мужу дома, он усмехнулся: "Надо было спросить: текст забыл?", - а после этого действие обрушило на зрителя ту самую воздушную сирену. Актер крутил и крутил ручку устройства, издающего тревожный высокий гул, я пыталась заткнуть уши, это не помогало, зрительница, стоящая у стены справа (зал был переполнен!), тихонько вышла, я воспользовалась тем, что у меня было крайнее от прохода место в бельэтаже, тоже поднялась и с облегчением вышла из зала.
К спектаклю и работе актеров это не имеет никакого отношения: моя нервная система не справилась с войной, увы, хотя я и не ожидала такого от себя.
Когда слишком театральное, слишком условное действие вдруг маятником качается в действие слишком реальное и настоящее, не каждому по силам остаться в равновесии. Панков выбил меня, как кеглю.
Однако любить и уважать его меньше я не стала. Слишком велико восхищение им как творцом. А его артисты - самоотверженные люди, талантливые во всем.
Поэтому на другие его спектакли пойду снова, а на этот - увольте.
Актерам извинения и благодарность.