Шла на спектакль с сомнением в самой себе, смогу ли воспринять. Уж очень противоречивые "составляющие" у пазла с именем "Опера "Титий Безупречный" лично для меня.
В основе лежит пьеса Максима Курочкина, написанная "по мотивам" первой пьесы Шекспира "Тит Андроник". Сама пьесу не читала, но услышала, что в ней есть мат, однако режиссер-постановщик обошелся без него, при этом "ублюдок" нараспев и так звучит достаточно смачно и очень неожиданно.
Музыку написал Александр Маноцков. Побаивалась, что будет нечто слишком современное для меня, ибо я не гурман музыкальный. По счастью, опасения оказались напрасными: музыкальными терминами пользоваться не умею, скажу просто - музыкальная составляющая спектакля превосходна! Особенно во втором акте в сценах с женой Тития по имени Порк - характер героини выражен мелодией очень ярко.
Наконец, поставил спектакль Владимир Мирзоев, которого люблю и уважаю, но уж очень странной показалась мне его постановка в Свердловской Драме "Доходное место": действие перенесено в прошлый век, происходит на дне бассейна, чего я увязать с действием не смогла. Один из тех, кого сегодня за кулисами встретила, чудесный труженик декораций, на мое недоумение высказался просто: "Не во всем нужно искать смысл!" И он прав! Порой начитаюсь с переизбытком психологов, наищусь смысла - и жить не хочется, хотя надо бы наоборот. "Иногда это просто банан" (с).
И как это здорово - от сомнений и опасений двигаться к удивлению и восхищению, а не наоборот.
Ибо опера - превосходна!! Я в восторге!! Получился прекрасный микс из новой драмы, новой музыки, опытной режиссуры и талантливых исполнителей! Опера-стёб, для которой важно расслабиться, освободить своё чувство юмора, не искать никакого смысла и вдоволь насладиться моментом!
Отгадайте, что за блюдо приготовлено для вечернего спектакля?
"О чем эта пьеса?" - спрашивает один из героев, словно иронизируя над зрителем.
Ответить на этот вопрос я затрудняюсь: перед походом в театр пыталась осилить краткое содержание оперы - про Шекспира в Курочкине, про театр в театре на сцене, про Нерегулярную жену Архитектона, про Субурбия и его жену Перл, про Тития и его жену Порк, на которой он женат 130 лет и имеет 25 сыновей. Уложилось непрочно. Утром прочитала умный отзыв о спектакле, напряглась ещё больше: такое количество специфических терминов только усложнило понимание того, что мне предстоит увидеть, прочитанное не желало складываться в единую картину.
Оставалось прожить предназначенное.
Итак, группа блогеров оказалась за кулисами.
Кастрюля, свиные ребрышки и дохлая курица на подносе - предметы, "заряженные" для выхода на сцену.
На сцену мы вышли босиком - святое место, можно только в сценической обуви.
Вот так выглядит зрительный зал "Тития" со сцены:
К первой загадке, курице и кастрюле прибавьте двух горгулий, меланхолично взирающих на людей.
Партитура дирижера с остатками вчерашнего спектакля: это не мусор, а часть реквизита - мятая бумажка, прилетевшая со сцены.
Очаровательные глазки?
Сценография Александра Лисянского. Вы пытаетесь найти смысл?
В оркестровой яме на полу стоят две кружки "с пивом".
Самое интересное, актеры потом с этого бутафорского пива сдували настоящую пену!!
Две "жены" готовятся к спектаклю:
Перл, жена Субурбия/Стюардесса - Екатерина Ферзба
Порк, женя Тития/Нерегулярная жена Капитана - Анна Костылева
Действие спектакля происходит в будущем. Герои поют прозу. Капитан читает комиксы и ходит в театр, т.к. ему внушают, что именно в искусстве скрыт рецепт спасения человечества. Сын Тития Папос арестован, ему выкололи глаза и оплавили в вечный лед. Порк страдает. Второй сын Микас, защищая мать, гибнет от рук отца. Титий видит Сгусток, образовавшийся после гибели Папоса и размышляет: "Души сливаются в один сгусток, как яйца на скороводке!" Прекрасная ария!
Вы что-нибудь поняли? Если бы не видела Максима Курочкина на Любимовке, подумала бы: "Что курит автор?" Но человек выглядит нормально:)
Купила программку в надежде прочитать либретто. Частично его процитировала тут.
Заключительная фраза оттуда: "Нерегулярная жена, Администратор-убийца и Аналитик-убийца пытаются узнать, что же все-таки понял Капитан?"
А надо что-то понимать?:)
Очень смешная опера. Первое действие я воспринимала всерьез и глаза у меня были похожи на те, что выше на фотографии.
Кстати, о загадке.
Глаза-шарики - это глаза сына Тития Папоса, одного из тех самых 25, которых нарожала Порк Титию за 130 лет совместной жизни, их выколол ему родной папочка, вместо зеленых шариков Папос (Алексей Прокопьев) натянул на глаза те самые красные ромашки с первой фотографии, но родная мама решила, что ранки от выколотых глазок нужно полить лимонным соком и оставить желтые половинки лимонов на лице сына вместо глаз.
Под прекрасную музыку и чудесный голос Анны Костылевой во втором акте я тихо смеялась, стараясь не мешать соседу по ряду, т.к. он удивленно оборачивался на мои сотрясавшиеся плечи, видимо, не смея воспринять действие как пародию, содержащую черный юмор.
В очередной раз за вечер вспомнила слова мудрого труженика театра о том, что не надо везде искать смысл.
Фантастическая опера с юмором, удачно соединившая, казалось бы, несоединимое: прозаический текст, современную музыку, драматическое искусство, физиологически отвратительные картины.
Короче, все мои опасения не оправдались, понравилось абсолютно всё! И пьеса, и музыка, и постановка.
Я увидела, как большие мальчики играют в жизнь, в искусство, в театр, в фантазии, в пародию, во что угодно, только не в смысл, и это замечательно - просто поиграть, вспомнить детство с его условностями, с необязательностью логики и последовательности, с прятками от взрослого смысла, назидательности и правил, с отсутствием правдивого финала "как в жизни".
Прекрасные артисты Александр Полковников (Титий), Алексей Мочалов (Архитектон), офигенный Субурбий в исполнении Виталия Родина, яркие Анна Костылева (Порк) и Екатерина Ферзба (Перл), а также все остальные без исключения.
Хочу отметить интересные костюмы, разбивающие части спектакля по смыслу, которые придумала Нина Васенина, рубленую хореографию Артура Ощепкова, работу художника по свету Нарека Туманяна и дирижера Айрата Кашаева.
Нет сомнений в том, что спектакль будет вызывать споры. В гардеробе слышала, как одна из зрительниц возмущалась режиссерским решением, не подходящим оперному театру, не умаляя достоинств музыкальных, я пыталась сказать, что в межнациональном браке рождаются красивые дети-метисы, что такой спектакль тоже имеет право на существование именно благодаря своей необычности, нестандартной точке зрения, но не была услышана. Однако это и хорошо, что споры будут.
Кстати, в зале были "драматические" критики и драматурги: Павел Руднев, Александр Железцов, Ольга Михайлова, а также Григорий Заславский и обаятельный Слава _arlekin_
Тем, у кого есть чувство юмора, опера, безусловно, понравится. Мне кажется, это прорыв во что-то новое. Сидя в зале, я почему-то вспоминала агитбригады 20-30 годов с фигурами, выстраиваемыми из акробатов, в них было что-то революционное. На мой взгляд, опера "Титий Безупречный" - тоже революционная в каком-то смысле. Хотя я нетипичный оперный зритель.
Автор пьесы Максим Курочкин на сцену не выходил, снимал на память:
Проходя мимо него, сказала, что спектакль отличный, он разулыбался и поблагодарил.
Будет желание, сходите: спектакль идет чуть более 2 часов с небольшим антрактом, встряхнет мозги, порадует иронией, хорошей музыкой, красивыми голосами и костюмами.