Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Конармия", реж. Максим Диденко, ШС МХАТ, IV курс, мастерская Дмитрия Брусникина

Режиссер Максим Диденко со товарищи разложили рассказы Исаака Бабеля на музыку и танец и назвали действие "балет-оратория". Спектакль начался с "ора" - артисты, расположившиеся за столом, стоящим на сцене, начали с глухого "мммм" и довели звук до мощного громкого "ааа". Так же и весь спектакль набирал темп, мощь от начала к финалу, от простого любопытства к потрясению. Получился такой музыкально-танцевально-драматически-политический памфлет.
Необычный по форме - представитель пограничного искусства между танцем, пением, драматическим спектаклем, даже с элементами театральной клоунады, - интересный по исполнению - мой женский взор вдоволь насладился гибкостью и пластикой молодых артистов и прекрасными обнаженными мужскими телами, - актуальный по содержанию: как-то вовремя к размышлениям о происходящем в мире пришлись дневниковые записи Бабеля, превращенные в короткие рассказы, рассказывающие о событиях советско-польской войны, случившихся спустя всего 3 года после революции.
Любая революция строится на крови, возбуждает низкие инстинкты, страх и желание подавлять и убивать других.
"Хорошие дела делает хороший человек. Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди." И. Бабель
Ужасы войны и виртуозная пластика: "Конармия" в Центре имени Мейерхольда
Фото отсюда

Студенты, для которых события, рассказанные Бабелем, - история столетней давности, мы в их возрасте воспринимали события конца VIII века как нечто, посыпанное пудрой, - удивительно точно смогли передать атмосферу постреволюционных лет, которую мы в детстве привыкли видеть в фильмах к очередной годовщине ВОСР, но только сегодня эти события показаны с беспощадной правдой, которую выправляли и лакировали до неузнаваемости летописцы, страшащиеся расстрела в те времена. Бабель расстрела не избежал, но именно благодаря ему эта жуткая атмосфера неоправданной жестокости, безнаказанности, разнузданности, стремления убивать доступна потомкам и показана молодыми артистами на сцене ЦИМа.

Пение, речитатив, рэп, совмещенные с хореографией, требуют от молодых артистов немало сил. Текст Бабеля читается нараспев, приобретая порой облик молитвы: недаром через все действие "красной нитью" проходит Иисус - библейские мотивы в реальной жизни повсюду, а во времена революций и войн распятых и погибших ни за что, пусть не святых людей, всегда много.
Смотрела на сцену, а вспоминала недавние рассказы сына о посещении Музея геноцида в Камбодже, где убивали не только интеллигенцию, но просто всех тех, кто носит очки. Фотографии тех, кому суждено было погибнуть, потрясают страхом и обреченностью в глазах.


Всевидящее Око
Любая революция свершается под лозунгом благородной борьбы против нынешнего режима и за перемены к лучшему. Смена власти всегда связана с интригами и часто - с кровью, с гибелью как властителей, так и простых людей. Во имя чего гибнут эти люди? Чьими руками делаются черные дела? Кто управляет этими процессами?

Страшные события, когда человеческая жизнь ничего не стоит, когда в горниле революции или войны отдельно взятая душа не видна, пропадает бесследно, показаны создателями спектакля жесткими способами: актеров подвергают "пыткам" водой, обнажением, выверенными - иначе можно травмироваться - движениями. Студенты всё выдерживают.

Зрелище завораживает красотой беспощадности, конвейер смертей, обнажений духовных и физических вводит в транс похлеще психоаналитика.

***
Мама, будучи ребенком, вслед за своим отцом переехала в Душанбе, где отец строил завод. Семён Будённый, конармия которого идет к Варшаве в рассказах Бабеля, побывала и в Таджикистане. По словам мамы, если таджику жестом показать перекрученные длинные усы - Будённого, - их корежило: Будённый захватывал селения, которые сопротивлялись, и вырезал всех мужчин, таджики его ненавидели.
***

Об этом я тоже вспоминала, глядя на сцену.

Спектакль, несмотря на то, что сыгран студентами, очень сильный как по энергетике, что неудивительно для юных дарований, так и по исполнению, что достойно будущих актеров. На мой взгляд, это событие в театральной жизни Москвы. Человеческая душа - объект исследования драматургии, театра - в этом спектакле теряется в мясорубке войны, финал это ярко показывает - тела сваливаются в квадрат "братской могилы" одно за другим.
"Конармия" брусникинцев - не душещипательный спектакль, не женский, а очень мужской, честный, жесткий, правдивый и доверительный.

Отдельно отмечу композитора Ивана Кушнира, хореографов Илью Оши, Максима Диденко и Ирину Галушкину, художника по костюмам (очень хороши!) Анис Кронидову, художника по свету Антона Астахова.

Ребята молодцы все! Почему-то выделился актер - к сожалению, не знаю их поименно, - которого я для себя назвала "Базилио Азазелло" - с красной бабочкой на шее.

Желаю этому спектаклю из студенческого дипломного превратиться в репертуарный.

Добавлю бытовых подробностей.
Зал был переполнен! Люди разве что на люстрах не висели. В лифте с нами ехал Александр Цекало, в фойе прогуливался с друзьями Андрей Белый, Анна Ардова, была также Фёкла Толстая и драматург Евгений Казачков.


Рада, что студенты играют такие спектакли. Мастерски сделана сложная и точная работа. Ребята, которых видела ещё на втором их курсе, очень сильно выросли, возмужали, набрали мастерства.
Браво!
Tags: Театр, Театр 14-15, ШС МХАТ
Subscribe

  • Про любовь

    После ухода брата я слушаю разных людей, которых не знала прежде. Истории их отношений с братом. Их личные истории. Люди из другого среза жизни. Не…

  • Про светлую память

    Сегодня поехали с мужем на кладбище, 9 дней его старшему брату. Пока ждали сына, поднялись в кафе у входа попить чаю. За ширмой поминали некую Лиду.…

  • Памяти Романа Виктюка

    Много лет назад я шла из МХТ к Чеховской, зашла в Елисеевский купить суши для мужа. Так я благодарила его за возможность в одиночку радоваться…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments