Categories:

"Конармия", реж. Максим Диденко, ШС МХАТ, IV курс, мастерская Дмитрия Брусникина

Режиссер Максим Диденко со товарищи разложили рассказы Исаака Бабеля на музыку и танец и назвали действие "балет-оратория". Спектакль начался с "ора" - артисты, расположившиеся за столом, стоящим на сцене, начали с глухого "мммм" и довели звук до мощного громкого "ааа". Так же и весь спектакль набирал темп, мощь от начала к финалу, от простого любопытства к потрясению. Получился такой музыкально-танцевально-драматически-политический памфлет.
Необычный по форме - представитель пограничного искусства между танцем, пением, драматическим спектаклем, даже с элементами театральной клоунады, - интересный по исполнению - мой женский взор вдоволь насладился гибкостью и пластикой молодых артистов и прекрасными обнаженными мужскими телами, - актуальный по содержанию: как-то вовремя к размышлениям о происходящем в мире пришлись дневниковые записи Бабеля, превращенные в короткие рассказы, рассказывающие о событиях советско-польской войны, случившихся спустя всего 3 года после революции.
Любая революция строится на крови, возбуждает низкие инстинкты, страх и желание подавлять и убивать других.
"Хорошие дела делает хороший человек. Революция — это хорошее дело хороших людей. Но хорошие люди не убивают. Значит, революцию делают злые люди." И. Бабель
Ужасы войны и виртуозная пластика: "Конармия" в Центре имени Мейерхольда
Фото отсюда

Студенты, для которых события, рассказанные Бабелем, - история столетней давности, мы в их возрасте воспринимали события конца VIII века как нечто, посыпанное пудрой, - удивительно точно смогли передать атмосферу постреволюционных лет, которую мы в детстве привыкли видеть в фильмах к очередной годовщине ВОСР, но только сегодня эти события показаны с беспощадной правдой, которую выправляли и лакировали до неузнаваемости летописцы, страшащиеся расстрела в те времена. Бабель расстрела не избежал, но именно благодаря ему эта жуткая атмосфера неоправданной жестокости, безнаказанности, разнузданности, стремления убивать доступна потомкам и показана молодыми артистами на сцене ЦИМа.

Пение, речитатив, рэп, совмещенные с хореографией, требуют от молодых артистов немало сил. Текст Бабеля читается нараспев, приобретая порой облик молитвы: недаром через все действие "красной нитью" проходит Иисус - библейские мотивы в реальной жизни повсюду, а во времена революций и войн распятых и погибших ни за что, пусть не святых людей, всегда много.
Смотрела на сцену, а вспоминала недавние рассказы сына о посещении Музея геноцида в Камбодже, где убивали не только интеллигенцию, но просто всех тех, кто носит очки. Фотографии тех, кому суждено было погибнуть, потрясают страхом и обреченностью в глазах.


Всевидящее Око
Любая революция свершается под лозунгом благородной борьбы против нынешнего режима и за перемены к лучшему. Смена власти всегда связана с интригами и часто - с кровью, с гибелью как властителей, так и простых людей. Во имя чего гибнут эти люди? Чьими руками делаются черные дела? Кто управляет этими процессами?

Страшные события, когда человеческая жизнь ничего не стоит, когда в горниле революции или войны отдельно взятая душа не видна, пропадает бесследно, показаны создателями спектакля жесткими способами: актеров подвергают "пыткам" водой, обнажением, выверенными - иначе можно травмироваться - движениями. Студенты всё выдерживают.

Зрелище завораживает красотой беспощадности, конвейер смертей, обнажений духовных и физических вводит в транс похлеще психоаналитика.

***
Мама, будучи ребенком, вслед за своим отцом переехала в Душанбе, где отец строил завод. Семён Будённый, конармия которого идет к Варшаве в рассказах Бабеля, побывала и в Таджикистане. По словам мамы, если таджику жестом показать перекрученные длинные усы - Будённого, - их корежило: Будённый захватывал селения, которые сопротивлялись, и вырезал всех мужчин, таджики его ненавидели.
***

Об этом я тоже вспоминала, глядя на сцену.

Спектакль, несмотря на то, что сыгран студентами, очень сильный как по энергетике, что неудивительно для юных дарований, так и по исполнению, что достойно будущих актеров. На мой взгляд, это событие в театральной жизни Москвы. Человеческая душа - объект исследования драматургии, театра - в этом спектакле теряется в мясорубке войны, финал это ярко показывает - тела сваливаются в квадрат "братской могилы" одно за другим.
"Конармия" брусникинцев - не душещипательный спектакль, не женский, а очень мужской, честный, жесткий, правдивый и доверительный.

Отдельно отмечу композитора Ивана Кушнира, хореографов Илью Оши, Максима Диденко и Ирину Галушкину, художника по костюмам (очень хороши!) Анис Кронидову, художника по свету Антона Астахова.

Ребята молодцы все! Почему-то выделился актер - к сожалению, не знаю их поименно, - которого я для себя назвала "Базилио Азазелло" - с красной бабочкой на шее.

Желаю этому спектаклю из студенческого дипломного превратиться в репертуарный.

Добавлю бытовых подробностей.
Зал был переполнен! Люди разве что на люстрах не висели. В лифте с нами ехал Александр Цекало, в фойе прогуливался с друзьями Андрей Белый, Анна Ардова, была также Фёкла Толстая и драматург Евгений Казачков.


Рада, что студенты играют такие спектакли. Мастерски сделана сложная и точная работа. Ребята, которых видела ещё на втором их курсе, очень сильно выросли, возмужали, набрали мастерства.
Браво!