Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Как с пользой фотографировать архитектуру

Оригинал взят у lit_street в Как с пользой фотографировать архитектуру
Вчера состоялся очередной урок Школы Архнадзора в газетной комнате Английского клуба (ныне Государственного Центрального музея современной истории России).
Второй курс открылся занятием "Как правильно фотографировать памятники" для постановки на охрану. Семинар провел искусствовед и фотограф, генеральный секретарь DOCOMOMO Россия Николай Васильев.

Речь шла скорее о документальной фотографии, а не о художественной. Не думаю, что кто-то из нас каждый день пытается спасти историческую архитектуру. Но сейчас есть огромное количество людей, которые фотографируют и выкладывают фото в свой блог и сотни сообществ. Я думаю, что советы, прозвучавшие на уроке, могут быть полезны:

- блогерам, которые пишут о памятниках архитектуры, исторических зданиях,
- фотографам, которые (случайно или не случайно) оказались рядом с труднодоступными интересными строениями и горят желанием предоставить эксклюзив в своем блоге,
- тем, кто не пытается создать художественную фотографию, а фотографирует "на память" - рассчитывая, в том числе, что их фотографии могут пригодится специалистам, попадут в какой-нибудь архив, что по ним можно будет представить себе и восстановить "как тут раньше было".
А там уж - чем чёрт не шутит - вдруг сложится в жизни ситуация, когда вам очень захочется или понадобится спасти какое-то здание и подать документы для придания ему охранного статуса.

По сути, это рекомендации, как создать о строении правильное впечатление, передать зрителю подлинный облик здания.


Сначала лектор обосновал важность хороших фотографий для постановки здания на учет, но мы в это и так верим, поэтому останавливаться на этом не будем.

- Архитектурная фотография берет подачу из архитектурной графики. В графике практически не передана перспектива. Гораздо более важно вертикали сделать вертикальными, перпендикулярными плоскости, на которой стоит здание.

Для примера. Перспектива передана тенями, воздухом, но вертикали не скошены, все ровно.




- При фотографировании здания нужно идти от общего к частному. Сначала снять его издали - как оно расположено в ландшафте или как вписано в общий вид улицы, выше или ниже других домов, по красной ли линии и т. д. Потом просто общий вид - как на чертеже. Потом постепенно приближаться. Последний этап - фотографирование мелких деталей: окон, кирпичной кладки, толщины стен, клейм на кирпичах, росписей и слоев штукатурки, перил и дверных ручек - и т. д. Фиксация деталей - показать, как здание стареет.

- Оба подхода - общий вид и детали - очень важны. Если фотографировать только детали, то может создаться впечатление, что здание совсем в разрушенном состоянии, никакой ценности не представляет, и его надо немедленно снести. Поэтому нужно делать общий "товарный" вид, чтобы был виден замысел архитектора, чтобы передать оригинальность постройки.
Не надо надеяться, что в путеводителях есть уже сотни таких "открыточных" видов. Нужно делать свой - хотя бы для того, чтобы можно было сравнить, как изменилось здание за период от одной до другой фотографии.

- При идеальном раскладе нужно приходить фотографировать здание в несколько заходов. Сначала - просто обойти вокруг, осмотреться, прикинуть ракурсы, понять солнечное освещение, сформировать свое впечатление. Потом отдохнуть, отвлечься и придти фотографировать.
Общие планы лучше снимать в солнечную погоду. А детали - в пасмурную, они получатся контрастнее, более понятными.

- Нужно правильно передать основные точки, расположение в пространстве без оптических трюков - таких, как искажение перспективы. Важно сохранить пропорции здания - например, соотношение окон.

- Когда фотографируешь детали, особенно нужно обратить внимание на двери, т. к. их заменяют на современные быстрее всего всего. За пластиковые окна обычно платят сами жильцы, и этот процесс более медленный, а недорогие новые двери ставит домоуправление.

- Надо помнить, что широкоугольный объектив искажает перспективу и пространство.
Если снимаешь вертикали с нижней точки, то масштаб сбивается. В таких случаях можно, чтобы в кадр попадали люди - чтобы по ним понимать масштаб. Вообще люди в кадре иногда способствуют передаче масштаба.

- Чтобы при съемке по возможности не исказить пропорции потолка, можно поставить съемку на таймер и положить фотоаппарат на пол (чтобы не поцарапать, можно на крышку фотоаппарата или на что-то ровное) объективом вверх. И разогнать людей вокруг него, чтобы не лезли в кадр - тут они не нужны :)

- Отснятое лучше хранить все целиком (кроме, разумеется, технического брака). Никогда не знаешь, что пригодится. Например, в какой-то момент может понадобиться выяснить, что находилось рядом с этим зданием.

И еще раз для закрепления почти стишок:
Масштаб!
Вертикали!
Пропорции!
Детали!

Tags: ссылки
Subscribe

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments