Отсмотрела в очередной раз фильм "Офицеры", раскрашенный современными технологиями так, что революционные штаны стали, действительно, красного цвета.
А ведь именно этот фильм когда-то сыграл решающую роль в моей судьбе. Так я уважала историю Любы Трофимовой, что когда мой одноклассник, вернувшийся с афганской войны, собирался дальше служить в Туркмении - Туркменистане, - и предположил, что я, москвичка, театралка, любительница концертов в консерватории, типа, такая вся из себя изысканная и утонченная, не выдержу очереди из офицерских жен к цистерне с водой, я оскорбилась: "Ну, если ты считаешь, что не выдержу, женись на той, которая выдержит".
Женился он таки на мне:)
Очереди за водой в Кушке (ТуркВО) не было, хотя вода в доме была трижды по 2 часа, а порой и 3 дня подряд не было, тогда надо было ходить к колонке с ведром и на третий этаж, да и газа могло не быть, и тогда я готовила на утюге, используя его как электроплитку. Выдержала, однако. Как и многое другое, отличное от московской жизни. И считаю гарнизоны хорошей школой жизни для себя: и сейчас я не сталкиваюсь со многим, что видела в 4 гарнизонах. А чего там только не было. И пьяные жены умирали в лесах, и многодетная мать случайно убила свою дочку из пистолета мужа-прапорщика, нарушившего инструкцию и пришедшего пообедать да покемарить, а 4-летняя девочка, которую уносили врачи на носилках, спрашивала у матери: "Мам, зачем ты меня убила?"..
Подвигом свое замужество не считала. Хотя в Кушке, особенно там из-за того, что вечерами вдалеке были видны огни Торгунди, афганского селения с той стороны границы, стояла на лоджии, слушала каждый вечер, как в 8 вечера большая пехота шла на поверку к штабу дивизии под Марш Славянки, и ветер-афганец нес песок с той стороны, я гордилась, ощущая близость судеб Любы Трофимовой и своей.
Знаю, как в целом относятся к армии. Там такие же люди, как и мы, не хуже никак. И вкалывают они порой больше, чем гражданские. В войсках всегда было не сладко.
Поэтому вот вечер уже, все отметили-отпраздновали.
А я только сейчас от всего сердца поздравляю всех служивших. Не просто мужчин. Не потенциальных защитников. Не мужчин как защитников женщин.
Не формально.
А именно тех, кто по-настоящему причастен.
Отслуживших. Отдавших долг. Ответственных, значит.
Понимающие - поймут.
Или тех, кто служит. Но таких среди моих читателей, похоже, нет.
Просто скажу: я как женщина понимаю, что такое воинская служба, и умею ждать, умею уважать ваш труд.
Что касается Любы Трофимовой.
Алина Покровская когда-то давно в интервью говорила, что как-то ехала в поезде с женами офицеров и ей было стыдно.
Я была в Театре Российской армии, где она служит, лет 15 назад, и оставила ей у администратора письмо, в котором ответила от имени офицерских жен, что да, офицерские жены - разные очень.
Тогда за офицеров часто выходили замуж их одноклассницы из маленьких сел и городков, откуда ребята могли вырваться, чтобы получить и высшее образование, и жилье, и возможность попасть служить за границу в группы войск в ГДР, Венгрии или ЧССР, либо девушки из тех городов, где были военные училища с той же целью. Мне рассказывали, что перед выпуском летом перед окнами училищ прогуливались местные барышни, зная о голодных курсантах, которым скоро грозило распределение в гарнизоны, и не всегда в дальние, порой и в лучшие места, чем собственные по рождению или проживанию. Цель была - не любовь, а лучшая жизнь, вырваться из своей. А дальние гарнизоны не обошли ни одну из нас.
Москвичек, как Люба Трофимова, среди жен офицеров было очень мало, и их не любили обычно.
Но жены офицеров при всем при том - очень разные.
Теперь, когда я вижу в метро пары пожилых мужчин и женщин, с явным ощущением давности бытия друг с другом, зачастую в муже определяю отставника, а в женщине - жену офицерскую жену.
Офицерские пары - они особенные. Это трудно объяснить людям свободным.
А знающие - поймут без слов.
С праздником, причастные!!
Прозит:)
UPD.
Про Кушку когда-то рассказывала.
Один из этих рассказов: http://ajushka.livejournal.com/1430935.html
На фотографии ниже - единственный из 4 крестов, поставленных к 300-летию империи Романовых на крайних точках Российской империи, который сохранился к моменту моей жизни в Кушке и к нынешнему моменту тем более.
Моя работа - штаб полка, где служил мой молодой муж и куда пришла работать и я, находился примерно на уровне этого креста: чуть слева за "горизонтом" сопки видны кусочки строений - это мой штаб.
Прикиньте, дважды в день подниматься на такую высоту:) Обед у нас был 2 часа, с 14 до 16. Сиеста. Утром идешь к 9 на работу в штаб - ещё прохладно, 20 минут поднимаешься по горочке. А вот к 16 часам воздух уже раскаленный, подниматься было тяжелее. Я похудела по сравнению с Москвой на 7 кг сразу:)
На видео, снятом от Креста, видна и моя асфальтовая дорога к штабу, извилистая такая.
А если идти не по асфальту, а по одной из коротких тропинок, которые видны на сопке, то можно наткнуться на скорпиона или фалангу. Однажды мы спускались с друзьями мужа, я была в кожаных вьетнамках на босу ногу, Талиб, азербайджанец, который сейчас на большом посту в Азербайджане, остановил меня и прибил сапогом скорпиона. Был май, брачный период для скорпионов, когда их яд становится смертельным. Герой, выходит:) Спас меня.