Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Концлагеристы", реж. Александр Вахов, Коляда-театр

Спектакль этот видела в третий раз. Два просмотра в Екатеринбурге во время фестиваля "Коляда-plays" восхитили, нынешний было с чем сравнивать. На родной сцене спектакль смотрится более компактным не только по пространству, но и по времени, более динамичным и энергетически мощном, однако некоторая растянутость действия помогла медленнее думать и уловить дополнительные смыслы.
Летом свой акцент поставила на теме выбора человека между предательством и преданностью своим принципам (прошлогодний текст с фотографиями). Свой выбор делает каждый из героев спектакля.
Пьеса похожа на русскую матрешку: одно событие тянет за собой другое, постепенно выясняются подробности, которые буквально переворачивают смысл происходящего, соответственно, причины и следствия выбора.

Сегодня главной темой спектакля для меня стала тема свободы: свободы выбора как такового, вернее, причин, которыми обусловлен этот выбор; внутренней свободы, позволяющей нести ответственность за принятые решения и их последствия; свободы как категории, имеющей или нет (?) границы.

Велик соблазн думать, что ты как-то влияешь на окружающий мир. Разрушаешь или созидаешь - не так важно. Вот я несусь огромной волной на корабль и разбиваю его в щепки: я - волна или я - капля, составляющую массу этой воды в волне?
Где границы моего воздействия на мир? Где мои границы? Где границы моей свободы?

В пьесе герои бегут под влиянием-руководством Сталкера из "концлагеря" в поисках свободы. Куда они попадают? В такой же лагерь, только с большей степенью свободы.
Выбор героев, оказывается, практически просчитан, предопределен. Спровоцировал и получил от семьи Федота желаемое Сталкер. Хозяин получил желаемое от Сталкера. И т.д. до бесконечности?

Кто этот хозяин, голос которого доносится "с небес" и одинаков и для первого "концлагеря", и для второго.

Кто играет этими людьми как пешками, передвигая их в нужном направлении, в то время, как они уверены, что принимают собственные решения и делают личный выбор?

Куда отправились Татьяна и Педрос? В какую степень свободы они попадут?

Почему Федот выбрал вернуться в свой "маленький" концлагерь-Родину?
Возможно ли, что именно это решение было непредсказуемым хозяином/провокаторами, а значит, осознанным и свободным, в отличие от решений других людей?

Свободным ли было решение Сталкера открыть замок новой "камеры" для выведенных им на "свободу" людей в благодарность, что они не бросили его, истекающего кровью, на дороге?

По сути, жизнь героев пьесы - это матрица.
Смешно наблюдать за героями спектакля из зала, который периодически взрывался смехом.
Послевкусие одновременно радостное - от удовольствия наблюдать за процессом и отгадывать загадки, - и грустное - от мыслей о том, не нахожусь ли я сам в такой матрице.

Двигаясь от одной степени свободы к большей и дальше, могу ли я достигнуть границы этой свободы?
Как пьеса - коробочка в коробочке, так и герои двигаются из одной коробочки в бОльшую.

По прошествии полугода спектакль для меня приобрел больше вкуса, как настоялся.

Актеры-колядовцы показали свое мастерство с другим режиссером. Александр Вахов - актер Коляда-театра, в режиссуру отправился несколько лет назад, набрал опыта, заматерел и выдал отличный результат. К слову, в Екатеринбурге он поставил в прошлом году в Театре Музкомедии прекрасный спектакль "Сатори".

Безусловный успех молодого режиссера и много работающих артистов.

Федот Сергея Федорова - поживший и желающий жизни другим человек. Кажущийся сначала подхалимом, но оказавшийся сильнее других. Федоров сумел передать и слабость, и силу своего персонажа.

Сталкер Олега Ягодина поначалу кажется уверенным в себе человеком, делающим "добрые дела", которыми, известно, куда дорога выстлана, затем хищным и хитрым провокатором, но в итоге сумевшим принять сложное решение, в котором больше силы или слабости, усталости - не поймешь.

Прекрасная/ый Педрос в исполнении Антона Макушина влюбил/а меня в Макушина же ещё летом. Что Антону по плечу абсолютно разноплановые роли, знала давно: он много играет у Коляды, от Пети в "Вишневом саде" до Клавдия в "Гамлете". Но чтобы вот так нежность показать, именно женскую, - это что-то невероятное, у меня эта роль Макушина вызывает восторг и приливы нежности отраженной.

Евгений Чистяков в роли Акчаруд органичен, пластика помогает ему передать характер практически безмолвного персонажа.

Максим Тарасов зажигает в этом спектакле нешуточно.

Томышев, говно-человек, и этим все сказано - Илья Белов. Потрясающей гибкости, пластики актер с широкой гаммой изобразительных средств: что он вытворял сегодня на сцене!! Интонации, мимика, звуки (!), движение - неповторимо!!

Сегодня впервые увидела в роли Татьяны Ирину Ермолову. В Екатеринбурге видела Алису Кравцову - у неё совсем другая Татьяна получилась, не хуже, не лучше, - просто другая. Не знаю, сохраняют ли актеры рисунок роли, заданной режиссером - замысел-то понятен и смысл передан, - роль довольно небольшая, но эпизодической её не назвать, однако интересно смотреть, как на персонажа накладывается актерская энергетика. Ирина сегодня так отожгла, не по-детски, что я до сих пор в шоке. Знаю, что этой актрисе подвластно всё, но такой я её ещё не видела! Кувыркаться на сцене буквально - это что-то! Роль маленькая, энергетический выброс колоссальный - это было нечто!

Замечательный спектакль!

Отдельно хочу сказать об авторе, ведь спектакль начинается с пьесы.
Валерий Шергин ворвался в драматургию из актерской профессии, подобно Николаю Коляде: изнутри театра, похоже, тексты пишутся иначе, чем снаружи, от писательской драматургии. Особый взгляд актера, которому скучно играть в скучном спектакле и прикольно хулиганить в спектакле с неожиданными поворотами (одной из первых пьес Николая Коляды была почти детективная "Игра в фанты"), чувствуется в том, как прописаны характеры героев и развитие событий: идеи, словно черт из табакерки, выпрыгивают из канвы повествования одна за другой. Даром что Валерий - ученик Николая Коляды, а он своих учеников не переучивает под себя, позволяет сохранять индивидуальность. А уж индивидуальность у Шергина есть, и особенная. Думаю, он ещё не раз взорвет театральную жизнь России, а там, кто знает, и других краев.

Фотографии с одного из летних спектаклей, исполнители с сегодняшними не совпадают: в роли Акчаруд - Алексей Романов, вместо Максима Тарасова играет Антон Бутаков.
Фотографии в альбоме «Екатеринбург-14», автор ol.lusha-2011 на Яндекс.Фотках

Екатеринбург-14

Екатеринбург-14

Екатеринбург-14

Екатеринбург-14

Екатеринбург-14

Екатеринбург-14

Екатеринбург-14

Екатеринбург-14

Екатеринбург-14

Екатеринбург-14

Екатеринбург-14


С другого спектакля:
Фотографии в альбоме «Екатеринбург-14», автор ol.lusha-2011 на Яндекс.Фотках

Екатеринбург-14

Екатеринбург-14

Екатеринбург-14

Екатеринбург-14



Видео с сегодняшнего показа, заключительные поклоны - их было много, публика вызывала актеров неоднократно, задарила какими-то милыми коробочками и подарочками, что порадовало. Любят их в Москве весьма.

Александра Вахова (тоже, подобно Коляде, вышедшему из актеров) поздравляю с московскими гастролями в качестве режиссера: прецедент положен! Так держать! Успех этого спектакля, случившийся в ЦСД, пусть продолжается и в других местах!

Что касается Николая Коляды - ну никуда без него, куда ни взгляни:)
Помимо драматургии, режиссуры и актерства, ему дан талант поддержки молодых талантов - актеров, режиссеров, драматургов, кого хочешь. Видит зачатки таланта - будет помогать и протежировать, не щадя зрителя:) Не только на нынешних гастролях, но всегда и везде, Николая Коляда показывает, демонстрирует, рассказывает про своих учеников, нравится это кому-то или нет: абсолютно бескорыстный служитель не только театра и Театру, но и людям, личностям, которых нужно лелеять и поддерживать. Его ученикам судьба дарит счастливый билет: быть рядом с Колядой, учиться у него прежде всего любви и жизни - невероятное везение!! Желаю им это понимать и беречь отношения с ним, несмотря ни на что.

Всевидящее Око
Tags: Коляда-театр, Театр, Театр 14-15
Subscribe

  • Карен Джангиров

    Без моего ведома идут поезда, летят самолеты, плывут корабли, запускаются спутники, объявляются войны, начинаются снегопады, метели, дожди... А за…

  • Карен Джангиров

    Человек — это тайна, в уголке которой плачет большое животное

  • Питер Хейн

    КОГДА НЕВЕЖДЫ Оставив мудрость увядать в песках зыбучих из знания мы сотворили Бога, но лучшее обречено стать худшим, КОГДА НЕВЕЖДЫ ЗНАЮТ СЛИШКОМ…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 1 comment