Летом свой акцент поставила на теме выбора человека между предательством и преданностью своим принципам (прошлогодний текст с фотографиями). Свой выбор делает каждый из героев спектакля.
Пьеса похожа на русскую матрешку: одно событие тянет за собой другое, постепенно выясняются подробности, которые буквально переворачивают смысл происходящего, соответственно, причины и следствия выбора.
Сегодня главной темой спектакля для меня стала тема свободы: свободы выбора как такового, вернее, причин, которыми обусловлен этот выбор; внутренней свободы, позволяющей нести ответственность за принятые решения и их последствия; свободы как категории, имеющей или нет (?) границы.
Велик соблазн думать, что ты как-то влияешь на окружающий мир. Разрушаешь или созидаешь - не так важно. Вот я несусь огромной волной на корабль и разбиваю его в щепки: я - волна или я - капля, составляющую массу этой воды в волне?
Где границы моего воздействия на мир? Где мои границы? Где границы моей свободы?
В пьесе герои бегут под влиянием-руководством Сталкера из "концлагеря" в поисках свободы. Куда они попадают? В такой же лагерь, только с большей степенью свободы.
Выбор героев, оказывается, практически просчитан, предопределен. Спровоцировал и получил от семьи Федота желаемое Сталкер. Хозяин получил желаемое от Сталкера. И т.д. до бесконечности?
Кто этот хозяин, голос которого доносится "с небес" и одинаков и для первого "концлагеря", и для второго.
Кто играет этими людьми как пешками, передвигая их в нужном направлении, в то время, как они уверены, что принимают собственные решения и делают личный выбор?
Куда отправились Татьяна и Педрос? В какую степень свободы они попадут?
Почему Федот выбрал вернуться в свой "маленький" концлагерь-Родину?
Возможно ли, что именно это решение было непредсказуемым хозяином/провокаторами, а значит, осознанным и свободным, в отличие от решений других людей?
Свободным ли было решение Сталкера открыть замок новой "камеры" для выведенных им на "свободу" людей в благодарность, что они не бросили его, истекающего кровью, на дороге?
По сути, жизнь героев пьесы - это матрица.
Смешно наблюдать за героями спектакля из зала, который периодически взрывался смехом.
Послевкусие одновременно радостное - от удовольствия наблюдать за процессом и отгадывать загадки, - и грустное - от мыслей о том, не нахожусь ли я сам в такой матрице.
Двигаясь от одной степени свободы к большей и дальше, могу ли я достигнуть границы этой свободы?
Как пьеса - коробочка в коробочке, так и герои двигаются из одной коробочки в бОльшую.
По прошествии полугода спектакль для меня приобрел больше вкуса, как настоялся.
Актеры-колядовцы показали свое мастерство с другим режиссером. Александр Вахов - актер Коляда-театра, в режиссуру отправился несколько лет назад, набрал опыта, заматерел и выдал отличный результат. К слову, в Екатеринбурге он поставил в прошлом году в Театре Музкомедии прекрасный спектакль "Сатори".
Безусловный успех молодого режиссера и много работающих артистов.
Федот Сергея Федорова - поживший и желающий жизни другим человек. Кажущийся сначала подхалимом, но оказавшийся сильнее других. Федоров сумел передать и слабость, и силу своего персонажа.
Сталкер Олега Ягодина поначалу кажется уверенным в себе человеком, делающим "добрые дела", которыми, известно, куда дорога выстлана, затем хищным и хитрым провокатором, но в итоге сумевшим принять сложное решение, в котором больше силы или слабости, усталости - не поймешь.
Прекрасная/ый Педрос в исполнении Антона Макушина влюбил/а меня в Макушина же ещё летом. Что Антону по плечу абсолютно разноплановые роли, знала давно: он много играет у Коляды, от Пети в "Вишневом саде" до Клавдия в "Гамлете". Но чтобы вот так нежность показать, именно женскую, - это что-то невероятное, у меня эта роль Макушина вызывает восторг и приливы нежности отраженной.
Евгений Чистяков в роли Акчаруд органичен, пластика помогает ему передать характер практически безмолвного персонажа.
Максим Тарасов зажигает в этом спектакле нешуточно.
Томышев, говно-человек, и этим все сказано - Илья Белов. Потрясающей гибкости, пластики актер с широкой гаммой изобразительных средств: что он вытворял сегодня на сцене!! Интонации, мимика, звуки (!), движение - неповторимо!!
Сегодня впервые увидела в роли Татьяны Ирину Ермолову. В Екатеринбурге видела Алису Кравцову - у неё совсем другая Татьяна получилась, не хуже, не лучше, - просто другая. Не знаю, сохраняют ли актеры рисунок роли, заданной режиссером - замысел-то понятен и смысл передан, - роль довольно небольшая, но эпизодической её не назвать, однако интересно смотреть, как на персонажа накладывается актерская энергетика. Ирина сегодня так отожгла, не по-детски, что я до сих пор в шоке. Знаю, что этой актрисе подвластно всё, но такой я её ещё не видела! Кувыркаться на сцене буквально - это что-то! Роль маленькая, энергетический выброс колоссальный - это было нечто!
Замечательный спектакль!
Отдельно хочу сказать об авторе, ведь спектакль начинается с пьесы.
Валерий Шергин ворвался в драматургию из актерской профессии, подобно Николаю Коляде: изнутри театра, похоже, тексты пишутся иначе, чем снаружи, от писательской драматургии. Особый взгляд актера, которому скучно играть в скучном спектакле и прикольно хулиганить в спектакле с неожиданными поворотами (одной из первых пьес Николая Коляды была почти детективная "Игра в фанты"), чувствуется в том, как прописаны характеры героев и развитие событий: идеи, словно черт из табакерки, выпрыгивают из канвы повествования одна за другой. Даром что Валерий - ученик Николая Коляды, а он своих учеников не переучивает под себя, позволяет сохранять индивидуальность. А уж индивидуальность у Шергина есть, и особенная. Думаю, он ещё не раз взорвет театральную жизнь России, а там, кто знает, и других краев.
Фотографии с одного из летних спектаклей, исполнители с сегодняшними не совпадают: в роли Акчаруд - Алексей Романов, вместо Максима Тарасова играет Антон Бутаков.
Фотографии в альбоме «Екатеринбург-14», автор ol.lusha-2011 на Яндекс.Фотках
С другого спектакля:
Фотографии в альбоме «Екатеринбург-14», автор ol.lusha-2011 на Яндекс.Фотках
Видео с сегодняшнего показа, заключительные поклоны - их было много, публика вызывала актеров неоднократно, задарила какими-то милыми коробочками и подарочками, что порадовало. Любят их в Москве весьма.
Александра Вахова (тоже, подобно Коляде, вышедшему из актеров) поздравляю с московскими гастролями в качестве режиссера: прецедент положен! Так держать! Успех этого спектакля, случившийся в ЦСД, пусть продолжается и в других местах!
Что касается Николая Коляды - ну никуда без него, куда ни взгляни:)
Помимо драматургии, режиссуры и актерства, ему дан талант поддержки молодых талантов - актеров, режиссеров, драматургов, кого хочешь. Видит зачатки таланта - будет помогать и протежировать, не щадя зрителя:) Не только на нынешних гастролях, но всегда и везде, Николая Коляда показывает, демонстрирует, рассказывает про своих учеников, нравится это кому-то или нет: абсолютно бескорыстный служитель не только театра и Театру, но и людям, личностям, которых нужно лелеять и поддерживать. Его ученикам судьба дарит счастливый билет: быть рядом с Колядой, учиться у него прежде всего любви и жизни - невероятное везение!! Желаю им это понимать и беречь отношения с ним, несмотря ни на что.