Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Не прав и неправда

Увидела в чеченском сообществе нижеследующий текст (орфография сохранена) и задумалась: прав и правда - корень один, прав_да, разве "не прав" и "неправда" - одно и то же?

Одним из главных устремлений чеченского народа была и есть «нийсо» (справедливость). Позором считалось оказание помощи своему родственнику в случаях, когда тот был неправ. Говорящего неправду останавливали, обращаясь к его родичам. Его вразумляли, если нужно - резко пресекали, а в тех случаях, когда ничего не действовало - могли и убить. В представлении чеченцев не было человека без опекуна, к которому можно было бы обратиться с претензиями. Именно поэтому стало возможным то, над чем сегодня можно только посмеяться: «О недостойном поведении Гитлера надо сообщить его родичам - пусть они его остановят», - так говорили чеченские старики во время Второй мировой войны.

В прежние времена благородные люди («оьзда нах») стара­лись соблюдать справедливость даже в самых острых конфликтах. Так, в народных преданиях сохранился некогда действительно произошедший случай. Однажды между двумя молодыми людьми произошла ссора. Вдвоем они удалились, чтобы разрешить спор поединком. Однако только один из них оказался вооружен кинжалом. Тогда владелец кинжала, нанеся своему противнику рану, протянул ему свое оружие со словами: «Возьми, теперь ты ударь». Тот, приняв кинжал, нанес удар и вернул его хозяину. Так, передавая друг другу один и тот же кинжал, они наносили друг другу раны, пока, обессилив, оба не рухнули на землю. Один из них умер, другой (владелец кинжала) остался жив. Посовещавшись между собой, родственники убитого простили ему кровь за то, что во время ссоры он соблюдал справедливость.

«Справедливость должна быть и между двумя родными бра­тьями», - утверждает народная пословица. В случае, если не было возможности отстоять справедливость ввиду явного пре­восходства сил угнетателей, чеченец никогда не принимал это как порядок вещей, который будет сохраняться всегда. Восстановление справедливости просто откладывалось им до того времени, пока у него не появятся для этого возможности. Не торопился, но и не забывал. Просто терпеливо ждал.


Оттуда же до кучи ещё один текст, который, по мои наблюдениям, характеризует чеченцев так же, как и приведенный выше.

Чеченские нравственные ценности.

В первую очередь следует упомянуть «маршо» (свобода че­ловека). О том, что эта ценность ставилась чеченцами превыше всего, свидетельствует традиционное приветствие, которым чеченцы обмениваются при встрече:

«Приветствую тебя!» (буквально - Свобода для тебя!) - го­ворит начинающий разговор.

«Приветствие от Всевышнего да будет тебе!» (Свобода от Всевышнего да будет тебе!) - отвечает другой.

«Приходи свободным!» - говорят гостю.

«Оставайтесь свободными!» - говорит уходящий остающимся.

«Иди свободным!» — слышит он в ответ.

Этот обычай показывает, что чеченцы ставят свободу, пра­во собственного выбора и свободомыслие выше здоровья (рус­ские, например, приветствуя друг друга, говорят «здравствуй­те»), мира и других ценностей.

***

Большинство чеченцев всегда ощущало себя внутренне свободными, какими бы суровыми ни были условия жизни, по крайней мере, даже в то время, когда во время выселения они жили в чужой стране, лишенные всяких прав:

«Но была одна нация, которая совсем не поддалась психо­логии покорности - не одиночки, не бунтари, а вся нация целиком. Это - чеченцы... Никакие чеченцы нигде не пытались угодить или понравиться начальству - но всегда горды перед ним и даже открыто враждебны». - А. Солженицын. «Архипелаг ГУЛаг».

Свобода- понятие не только философское, но и историчес­кое. Если во времена Шейха Мансура чеченцы отстаивали свободу своей страны, то в советское время они боролись за свою личную свободу и свободу взаимоотношений внутри своей семьи. Для достижения большей степени свободы в то время не было исторических условий.

Свобода - это еще и психологическое понятие. Даже нахо­дясь в тюрьме, человек может сохранять внутреннюю свободу, если, конечно, у него хватит для этого ума и веры. Без этих качеств человек не будет свободен душой даже при максимальной внешней свободе. Большинство чеченцев всегда были внутренне свободными. Именно внутреннюю свободу («свободу души») увидел в чеченцах и упомянутый выше русский писатель.


Всевидящее Око
Tags: Вопрос, Чечня
Subscribe

  • Про хорошее в людях, или о пользе личного общения

    Перед лоджией в квартире, где жила мама, растут деревья, ветви которых дают тень, отчего в квартире не хватает солнца. Так мне кажется, хотя я там не…

  • О цифровизации ... "всей страны"

    Выбираем с мужем плитку для кухни. Продавец показывает, что на каждом стенде есть qr-код, можно посмотреть информацию о товаре. - Классно!…

  • Голь на выдумки хитра

    Стою в крошечном магазинчике "Садовод", похожем на микросклад мелких пакетиков - семена, химикаты для сада, какие-то непонятные приспособления для…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 0 comments