Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Старший сын", реж. Г. Козлов, Санкт-Петербургский театр "Мастерская"

Третий, заключительный вечер с этим прекрасным театром. Спектакль по пьесе А. Вампилова "Старший сын", которую в театре не видела, а фильм пересмотрен многажды, любим, поэтому казалось, что ставить пьесу с молодыми актерами из другого поколения, скорее, детьми героев пьесы - большой риск.
Перед спектаклем прямо из зала на сцену выбрался сам Григорий Козлов. Сказал, что это единственный спектакль, где он сам выходит, чтобы что-то сказать. Он обернулся к фотографиям, отпечатанным на простыне-занавесе, показал на бумажные фотографии разных людей, незнакомых и знакомых - Окуджавы, Володина, Вампилова, и начал говорить о своем отце. Затем артисты показывали фотографии своих дедушек, бабушек или родителей и рассказывали свои семейные истории знакомств - по сути, откуда они пришли, с чего началось их существование, какая связь времен в каждой судьбе. Истории настоящие, а потому щемящие, до кома в горле.
Настроение было создано, душа открылась и доверилась происходящему, и не напрасно: случилось маленькое светлое чудо искренности, никакого театрального обмана или условности, всё удивительно по-настоящему, будто смотришь, как живут соседи из дома напротив. Возникло то, что так редко и потому ценно между людьми - доверие.
Когда по окончании спектакля на сцену снова вышел режиссер и поцеловал по-отечески каждого актера, будто это одна большая семья, стало понятно, почему эти ребята создают впечатление команды, семьи - с таким-то объединяющим началом в виде Отца, который знает, куда вести, что делать, как понять и объяснить, как найти путь к душе артиста и зрителя. Потому и ребята талантливы все в равной степени - выделять кого-то сложно, каждый отобран и воспитан тщательнейшим образом, индивидуально, как будто любящий свою работу ювелир увидел в каждом алмазе свои градусы огранки для выявления всей особенной красоты самородка, создал неповторимые алмазы.

Риск режиссера оказался оправданным: спектакль даже не хочется сравнивать с фильмом, настолько они разные.

Володя Бусыгин (Михаил Касапов) и Сильва (Арсений Семёнов) опоздали на последнюю электричку до Москвы и ищут дом, в котором можно переночевать, чтобы не замерзнуть. (Для нынешнего времени ситуация практически невозможная, похоже, - везде камеры, домофоны, не каждый откроет дверь незнакомому человеку, а всего-то времени прошло).

Подросток Васенька (Евгений Шумейко), отчаянно влюбленный в соседку Наташу, открытый доверчивый паренек, впускает незнакомцев в дом, потрясенный на ходу придуманной историей про внезапно найденного отца, тут же влюбляется в незваного брата, доказывая кровную принадлежность к "блаженному" отцу (Алексей Ведерников).

Двое случайных попутчиков, волею судьбы сведенных вместе, так же волею судьбы меняют жизнь семьи Сарафановых, в которой мать когда-то ушла к инженеру, бросив непутевого мужа-мечтателя и двоих детей. Дочь Нина (Алёна Артемова) вот-вот должна выйти замуж за правильного и надежного мужчину, крепко стоящего на земле (Сергей Алимпиев), Васенька влюблен в женщину вдвое старше себя, оба жалеют отца, который по причине слабости характера и пристрастия к алкоголю вынужден играть на похоронах и танцах.

Влюбленный в Нину Володя и циничный разбитной Сильва невольно раскрывают членам семьи глаза на тех, с кем мечтают связать свою жизнь дети Сарафанова.

Зрителю остается следить за тем, как судьба управляет всеми нами героями этой истории.
Хотя я прекрасно знаю, что там происходит, ребята так искренно играли персонажей пьесы, что погружение в события было полным.

Действие очень тактично и деликатно перенесено в 70-е годы прошлого века с его лужами во дворах, с песенкой про радио-няню (нынешние дети, поди, уже не знают, что это за передача такая), даже халатик на секретарше суда Макарской (Александра Мареева) будто из "Бриллиантовой руки", только перламутровых пуговиц так и не нашли.

В спектакле много неожиданных деталей, которые украшают действие: это и музыка тех лет, и живое пение молодыми актерами старых советских песен, что придало им какое-то новое звучание, и цитата из ВИА с синхронными поворотами гитар у музыкантов, и чудесный эпизодический персонаж без слов Сосед (Владимир Карпов), желающий приударить за Макарской, но всегда невовремя, безуспешно.

Спектакль получился светлый, искренний, живой, человечный, каких нам всем не хватает. Самые простые эмоции, без потрясений, но со слезами на глазах, перемежающимися со смехом. Со сцены в зал идет удивительная доброта, ощущение пусть не самой счастливой, но искренной поддержки, помощи, семейственности в лучшем смысле этого слова.

Актеры молодцы все без исключения.
Это поразительно, насколько ровными по уровню выражения своего таланта воспитаны эти артисты руководителем их курса Георгием Козловым. Похоже, он и отбирал ребят тщательно, и так же тщательно, кропотливо работал над тем, чтобы понять, проявить индивидуальность каждого студента не только как актера, но в первую очередь как личности. Огромный труд - не просто научить молодых ребят играть на сцене, но суметь создать команду единомышленников, большую семью из отдельных личностей с амбициями, наверное, ревностью-соперничеством, чтобы получился единый организм, с которым можно создавать спектакли, одновременно радующие, светло печалящие, при этом сделанные с тонким вкусом и странно искренние в нынешнем сложном мире, полном совсем не лучших человеческих проявлений.
Возвращение к истокам во всех смыслах - теплую особенность этого театра.

В зрительских отзывах на спектакль увидела предложение переименовать его в "Младший сын". Действительно, талант Евгения Шумейко в этом спектакле так разнообразно проявляется, что каждое его появление на сцене вызывает нежную радость. Как артист "пьянеет" за столом, как яростно любит и видит прекрасной женщину, в которой никто другой этой прекрасности не увидит - любо-дорого посмотреть.

Интеллигентный Михаил Касапов; яркий, с хорошей долей экзальтации и эксцентрики Арсений Семёнов, глядя на которого я вспоминаю Одессу, хотя с Одессой связан, как оказалось, Сергей Алимпиев - брутальный, источающий мужскую энергию, даром, что сыгравший Рогожина; кажущийся простодушным Алексей Ведерников, в котором есть огромный потенциал комедийного актера, способного играть и трагедию; чудесная Александра Мареева, которой под стать любые роли; милая и одновременно амбициозная Алёна Артёмова; обаятельный и пластичный Владимир Карпов.
Молодцы все!!

За эти три вечера прикипела сердцем к этим актерам. Они не похожи ни на кого, хотя, глядя на них, я вспоминала три курса Кудряшей, виденных мной в последние годы, и любимый Коляда-театр - у них есть то самое ощущение семьи, теплоты и взаимопонимания между актерами, что безусловно, заслуга руководителя, Отца.

Как они смотрели в зал - благодарно, с радостью, с нежностью. Зрители прощались с молодыми актерами стоя.

Оставили они в моем сердце много теплого нежного восхищения. Как это здорово, что судьба свела их всех воедино, что в Петербурге помогли им сохраниться вместе и создать свой театр на радость зрителям.

Будет теперь повод поехать в Санкт-Петербург специально на их спектакли. В марте будут гастроли Коляда-театра, на которые я и так планирую поехать, придется захватить лишние дни, чтобы увидеть и другие спектакли этого чудесного театра "Мастерская", где, правда, служат мастера своего дела, отличные актеры и уникальный режиссер.

Всем-всем труженикам этого театра - здоровья, вдохновения, новых работ на радость себе и нам, зрителям!!

Начало спектакля:

Всевидящее Око
Tags: Мастерская, Театр, Театр 14-15
Subscribe

  • "Куда ушло время?"

    Сегодня опять попала на этот проект на "Культуре": 5 фильмов от стран БРИКС - Бразилии, ЮАР, Индии, Китая и России, посвященных человеческим историям…

  • "Дышать", реж. Алексей Федорченко

    "Время - река, любовь - океан. И там, и там утонешь". Алексей Федорченко снимает фильмы медитативные, притчевые, про людей, живущих внутри небольших…

  • "Движение вверх", реж. Антон Мегердичев

    Фильм посмотрела по рекомендации сына, которому фильм понравился, но по его мнению, искажение фактов о жизни реальных людей недопустимо. Поначалу я с…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments