Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Однажды в Эльсиноре. Гамлет", реж. Р. Габриа, Санкт-Петербургский театр "Мастерская"

Ученик Григория Козлова Роман Габриа поставил "трагифарс в двух действиях по мотивам трагедии У. Шекспира в переводе Б. Пастернака" - такой формулировкой программка предупреждает о том, что это не совсем Шекспир и даже не совсем Пастернак, а самостоятельное произведение, точка зрения третьих людей, творцов, на творение, которому уже несколько веков. Режиссер нашел время и место всему - и Шекспиру, и Пастернаку, и Сталину, и стилягам, и зрителям.
Шекспир, удивительным образом, не будучи знаком с современной наукой психологией, сумел создать пьесы буквально про всё - пороки, сомнения, предательства, преданность убеждениям, веру в людей, про любовь. Человеческая душа не претерпела изменений, потому что каждый раз каждый человек проживает свою историю вслед за человечеством, совершает свои открытия всего того, что до него уже открыто.
Мораль и нравственность, вне зависимости от законов общества, всегда есть поле для размышлений - осуждения или оправдания, отвержения или принятия. Поэтому пьесы Шекспира можно смело окунать в любую эпоху: они уже столько пережили и остались актуальными, что и через 500 лет можно будет снимать фильмы и делать спектакли.
Роман Габриа сотоварищи сделали молодежный спектакль, живой, активный, со множеством вкусных деталей, прекрасных танцевальных и музыкальных номеров, соединили разные эпохи, перепутали костюмы из разных времен, вплели в канву шекспировского текста размышления переводчика Бориса Пастернака. На удивление, такое переплетение оказалось уместным, сделанным со вкусом, хоть иногда на грани.

На авансцене стоит гримировальный столик, за которым актер Сергей Агафонов в костюме Шекспира, играющий сразу несколько ролей, приклеивает усы и бородку, превращаясь в самого автора, словно открывая закулисье для зрителя и показывая условность того, что будет происходить на сцене, одновременно делая зрителей соучастниками предстоящего действа.

На столике часы, показывающее реальное время здесь и сейчас. В рамке зеркала торчат фотографии Пастернака, рисунок черепа бедного Йорика, на стене висит портрет Сталина.
За столик периодически усаживается Борис Пастернак (Сергей Алимпиев), который переводит "Гамлета" и находит свое сходство с главным героем: ему так не хочется ввязываться в месть политику, но время диктует свои законы, возможно ли заниматься только собой творчеством?

Шекспир, он же Призрак, он же Актер (Сергей Агафонов) - единственный, кто поначалу одет в костюм времен Шекспира. Он актерствует излишне, экзальтированно, в разных стилях, требует внимания зала, провоцирует на аплодисменты. Актер Актерыч, то горький, то смешной, то язвительный, то трогательный, то талантливый, то бездарный. Каждого вот так носит от одного края личности до другого.

Остальные герои одеты в костюмы 50-х годов прошлого века, так что легко можно представить, как снял бы фильм "Гамлет" в стиле "Стиляг" Тодоровский.

Офелия (Марина Даминева) выбивается из этой "толпы" - современная девушка в "клоунских" коротких брючках и толстых ботинках, трогательная, маленькая, беззащитная. Свой предсмертный монолог она выкрикивает с отчаянием в микрофон как некий сольный номер - моно-соло одиночества.

Ей же по эпохе уравняли Розенкранца (Владимир Кочуров) и Гильдестерна (Николай Куглянт) - они протискивались между зрителями второго ряда, на меня пахнуло луком, который Розенкранц смачно откусывал от огромной белой луковицы. Двое оторванных юношей, болтающихся без дела, с кучей висюлек на обтягивающих джинсах - такие полуметаллисты с пивом в руках, не знающие, кому подчиняться, где бы пригодиться, потому что своих принципов у них нет.

Гертруда (Юлия Нижельская) - молодая привлекательная женщина, запутавшаяся в своих страстях, та самая стрекоза, которой поплясать бы, не задумываясь о том, с кем и зачем она сейчас так счастлива.

Клавдий (Сергей Интяков) - эдакий серый кардинал, желающий руководить, да не очень удачливый: не сумел он продумать всё до конца ни в чем, на том и погорел-сгинул бесследно и бесславно.

Полоний (Василий Щипицын) - исполнительный тип с портфелем, погибший глупой смертью услужливости.

Смешной трогательный Горацио (Илья Борисов) в костюмчике правильного бой-скаута.

Озрик в исполнении Евгения Перевалова увиделся мне каким-то растерянным, внешне чем-то похожим на Пуаро.

Гамлет в исполнении Евгения Шумейко - это ярость, гнев, ирония, энергия, насмешка, тонкий ум, трагическое понимание сути, горькая колкая любовь без веры. Удивительный актер, которому подвластно всё. Начинается Гамлет с современного юноши в светлом костюмчике, заканчивается Принцем Датским в штанах-буфах, в которые Гамлет переодевается на сцене, словно возвращается туда, откуда пришел.
Шумейко вместе с со своим героем будто взрослеет от события к событию.

Прожить трагедию вместе с этими актерами, балансируя на грани с фарсом - огромное удовольствие.

***
А портрет Сталина Пастернак все-таки решается сорвать со стены.
***
История, рассказанная Романом Габриа, получилась многослойной, - даром что перемешаны стили, костюмы, музыка, ирония, трагизм, ёрничанье, высокая духовность, низкие устремления, - и одновременно гармоничной, т.к. вскрыла какие-то иные вопросы, кроме привычных для этой трагедии, уравновесила эпохи и цели.

Много смешного было в спектакле, какое-то юношеское хулиганское опровержение постулатов, очень много музыки, живой и в записи, рок-н-ролл в блистательном исполнении актеров - просто роскошные концертные номера.

Прекрасная сценография (художник Сергей Новиков), хореография (хореограф Николай Куглянт), постановка света (Игорь Тупикин), сценические трюки на грани фантастики, очень виртуозно исполнены (постановщик Максим Пахомов).
Команда - просто супер!

Я увидела больше фарса, чем трагедии в этом спектакле. Но трагедии как раз столько, чтобы задуматься о смысле существования, о том, зачем люди совершают те или иные поступки, стоит ли корона и королева (любые материальные и властные цели) жизни другого человека или собственной, во имя чего действовал и погиб Гамлет, почему эта девочка в коротких брючках и шумной клипсой в ухе не смогла выдержать жизни, и обо многом другом.

Замечательный, яркий, свежий, живой спектакль, ради которого есть смысл быть актером - потрясающие актерские работы абсолютно у всех, кто был в этот вечер на сцене.

Мне говорили, что я влюблюсь в этих ребят: они понравились и 4 года назад на "Золотой маске", а теперь я стала преданной поклонницей этого театра, этих замечательных талантливых актеров.
Завтра ещё одна встреча с ними - "Старший сын". Похоже, этот спектакль снова меня удивит: абсолютно разные спектакли я увидела прежде, надеюсь, что удивлением и радостью станет и новое свидание с ними.

Всевидящее Око

Гамлет

Гул затих. Я вышел на подмостки.
Прислонясь к дверному косяку,
Я ловлю в далеком отголоске,
Что случится на моем веку.

На меня наставлен сумрак ночи
Тысячью биноклей на оси.
Если только можно, Aвва Oтче,
Чашу эту мимо пронеси.

Я люблю Твой замысел упрямый
И играть согласен эту роль.
Но сейчас идет другая драма,
И на этот раз меня уволь.

Но продуман распорядок действий,
И неотвратим конец пути.
Я один, все тонет в фарисействе.
Жизнь прожить — не поле перейти.

Борис Пастернак
Tags: Мастерская, Театр, Театр 14-15
Subscribe

  • Плагиат или нет? :)

    В ЖЖ пишу теперь редко. Так же редко смотрю яндекс-метрику, которая показывает, в какие посты заглядывают читатели. По-прежнему популярен пост про…

  • Это что-то новенькое у ЖЖ?

    Получила сегодня на почту такое сообщение от ЖЖ: ___ ❤️ Начну с себя:)8 сеансов в Екатеринбурге и 4 сеанса в Москве. Длительность сеанса от 2 до 4,5…

  • Ноутбук

    Расскажите, пожалуйста, про ноутбуки. Какие есть подводные камни, какой удобнее и лучше? На что обратить внимание при выборе?

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 10 comments

  • Плагиат или нет? :)

    В ЖЖ пишу теперь редко. Так же редко смотрю яндекс-метрику, которая показывает, в какие посты заглядывают читатели. По-прежнему популярен пост про…

  • Это что-то новенькое у ЖЖ?

    Получила сегодня на почту такое сообщение от ЖЖ: ___ ❤️ Начну с себя:)8 сеансов в Екатеринбурге и 4 сеанса в Москве. Длительность сеанса от 2 до 4,5…

  • Ноутбук

    Расскажите, пожалуйста, про ноутбуки. Какие есть подводные камни, какой удобнее и лучше? На что обратить внимание при выборе?