"Рождество" по двум новеллам О'Генри - "Дары волхвов" и "Последний лист" - это американский мюзикл, адаптированный для российской сцены. Идет он в филиале Театра им. Пушкина, что поначалу удивляет: привычнее мюзиклы смотреть в больших залах, а тут всё компактно, близко, на расстоянии вытянутой руки. Мини-мюзикл ещё и потому, что первый акт идет 45 минут, второй чуть больше: весь спектакль уложился в 2 часа.
http://ria.ru/culture/20141113/1033074393.html
"Дары волхвов" играют в крошечном пространстве. Делла (Алла Кармакова) и Джим (Петр Рыков) проживают свой сочельник так близко, словно ты смотришь в окно напротив. Удивительно: голоса у актеров явно не опереточные, но спето всё чисто и очень эмоционально. Актеры совсем юные, я никого из них не знала, смотрела с жадностью и интересом: несмотря на то, что микрофоны у них есть, ощущение чистого голоса не пропало. Кажется, что необходимости в микрофонах нет - всё близко, камерно, в небольшом объеме зала, поэтому фальши в игре быть не может, всё очень по-настоящему во всем. Небольшой эпизод Анастасия Лебедева (Мадам Софрони) отыграла очень ярко. В помощь актерам, безусловно, прекрасные костюмы, деликатные, пастельные (не только в цвете, но и в смысле безукоризненного вкуса без претензий и амбиций) и грим. Отличная игра со светом: живой оркестрик становится актером второго плана сначала визуально, с помощью подсветки от задника сцены, но порой и буквально, эпизодически выходя на сцену вместе, а иногда и вместо актеров. Вокальные партии были исполнены с таким юношеским азартом и энтузиазмом, что не поверить актерам было невозможно: рождественское настроение было задано, хотя ещё не время для чудес.
Сценография спектакля содержит сюрпризы разного рода.
Во втором акте сценическое пространство неожиданно увеличилось вдвое.
Актрисы те же - Кармакова и Лебедева, но узнать их не так просто: в других париках они выглядели совершенно иначе, что само по себе стало сюрпризом. Девушки начали рассказывать историю, которую я знаю наизусть, как и первую. Да и в фойе перед спектаклем и во время антракта на экране телевизора шел фильм по второй новелле.
Всё шло прекрасно, но...
Появился Александр Матросов, и стало ещё прекраснее.
Пьяница-художник Берман получился у Матросова ярким, разбитным, щедрым, смешным и трогательным: зная его судьбу, казалось невероятным, неправильным, что такой жизнелюбивый человек может умереть, что вообще в этой истории может быть трагический исход хоть кого-то.
Смотрела на Бермана, видела Матросова, а вспоминала спектакль Учебного театра ШС МХАТ "Мизантроп" - именно в нем когда-то впервые увидела Сашу Матросова, тогда ещё студента ШС (2003 г.), который, на первый взгляд, не выделялся яркой внешностью, его нельзя было назвать писаным красавцем, он не поражал телосложением Аполлона, выглядел обычным парнишкой. Но когда он заиграл, глаз было не отвести от него - горящий взгляд, стремительность, мощная энергетика, сила таланта: он сверкал не как холодный бриллиант, но как греющая лампа накаливания.
Из-за него стала ходить на другие спектакли этого курса. Да так и подсела на ШС МХАТ, ни одного выпуска с тех пор не пропустила. А началось с Саши:)
Потом я не раз видела его в спектаклях. Подходила с цветами и словами, которые видела важными для него. Даже когда-то написала ему письмо с мыслями, которые возникли при просмотре его студенческих спектаклей.
Однажды пригласила свою не театральную подругу на спектакль с его участием.
Сидели мы в центре 3 ряда, практически у сцены. Герой Александра на краю сцены рассказывал о том, что он слабый пьющий человек, неудачник, и вдруг моя Ира, которой я перед спектаклем про Сашу рассказывала, какой он замечательный актер и человек, вдруг довольно громко произнесла: "Да ладно!", типа, "Не верю". Я опешила, а Саша, который явно услышал эту фразу, не раскололся:) Хотя последовала секундная пауза и во взгляде мелькнула смешинка:) Если мне не показалось с перепугу:) Ира моя вообще горазда ляпнуть: как-то на "Докторе", который идет в Театре.Док впритирку к зрителям, умудрилась толкнуть меня в бок и громким шепотом сказать про актера Заводюка, выходящего к зрителям с остановившимся взглядом: "Смотри, смотри, он с тебя глаз не сводит!", после чего он отвел глаза и мне оставалось только "злиться" на подругу, которая "отбила" актера:))
С некоторых пор я перестала звать её в театр, хотя и по другой причине.
Вернусь к истокам:)
Несмотря на знание сюжета, на мюзикловую подачу текста, предполагающую музыкальную феерию по законам жанра, на условность театрального языка, ближе к финалу ком в горле стоял и слезы сдерживать удавалось с трудом. Не только мне. Кто из девушек не поднимал рук к лицу, те сжимали пальцы, чтобы не выдать себя.
Молодая команда тех, кто создал этот необычный мюзикл, доставила искреннюю радость зрителям. Спектакль подарил не только удовольствие, но и ощущение свежести, новизны, какого-то юного потенциала. При всей нарочитой неброскости, неяркости декораций и костюмов, спектакль получился сочным, вкусным, ярким по ощущениям.
Спасибо всем: и режиссеру, и художнику по костюмам Виктории Севрюковой, и сценографу Тимофею Рябушинскому, придумщику сценического конструктора, и художнику по свету Ивану Виноградову.
Компактный, теплый спектакль с ощущением рождественского чуда и с желанием делать что-то важное для тех, кто любим и дорог, или просто для случайного человека.
На обратном пути я перепутала направления и поехала в другую сторону.
Вдруг вспомнила, как лет 10 назад рядом со мной вот так же после спектакля в метро оказалась женщина, доехавшая до Пражской вместо своей станции Алтуфьево. Мы с ней случайно разговорились и проговорили долго, пока она не услышала названия станции. Время было позднее, она потеряла почти час времени. Прощаясь, она сказала: "Видимо, мне нужно было поговорить с вами, раз так случилось". Что-то важное для себя она тогда поняла.
В своем вагоне я удобно устроилась, нашлось сидячее место, несмотря на вечер пятницы.
Закрыв глаза, думала о том моем друге, который мне билет подарил, этот вечер сделал. Посылала ему здоровья и радости - мысли материальны, я это точно знаю, доказательства у меня есть:)
И вдруг услышала красивую мелодию.
По дороге в театр в вагоне метро звучала громкая навязчивая музыка, люди оглядывались в поисках того, кто долго не брал трубку. Однако показался мужчина с гитарой, подключенной к колонке. Раздражающие звуки никого не вдохновили на оплату.
Здесь же звук был громкий, но музыка приятная.
Я выглянула из-за спин стоящих пассажиров: по вагону шел щуплый парнишка в широких штанах, у рта флейта, на руке пакет для денег. Я достала монетки, бросила в пакет, парень благодарно кивнул головой, не прекращая играть, при этом внимательно посмотрел мне в глаза. Во взгляде, помимо благодарности, светился ум и что-то ещё, нежность какая-то, несуетность.
Губы расползлись в улыбке: люблю таких людей.
Парень дошел до начала вагона, опустил флейту, обернулся к пассажирам и сказал:
- Спасибо! Хорошего вечера!
Это оказалась девушка!!!
Тут я совсем разулыбалась от своей ошибки.
Девушка посмотрела на меня, чуть кивнула, как бы снова благодаря.
От этого человеческого тепла и неравнодушия разомлела вовсе.
Поезд остановился. Девушка вышла и пошла неторопливо назад, не то отыграв свою смену, не то на поезд в обратном направлении. Она шла и смотрела на меня, и улыбалась тепло и несуетно.
Я улыбалась ей, подняла руку и помахала, кивнув благодарно головой.
Она попахала мне в ответ.
Это невербальная теплота, общение на уровне чувств с полным взаимопониманием стало ещё одним подарком в этот вечер. Мелькнула мысль о нетрадиционной ориентации девушки, уж очень она нестандартно выглядела, и всё же взаимопонимание между нами было совсем не на уровне секса.
Театр театром, а жизнь - настоящее. Однако невозможно порой отделить одно от другого: настоящее и придуманное всегда переплетены даже в жизни простого человека, далекого от театра.
Жизнь пишет истории посильнее, чем драматурги.
Такой вот чудесный вечер подарил мне мой давний уже друг, с которым мы крайне редко общались за годы знакомства, но с которым тоже есть какая-то тонкая нить взаимопонимания, взаимного уважения и - с моей стороны точно - любви того самого уровня, что и с этой девушкой-флейтисткой.
Другу же - здоровья крепкого и радости глубокой. Спасибо.
http://tass.ru/kultura/1571666