Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Вера и велосипед", «Независимый проект VERUM», реж. Наталья и Геннадий Назаровы

По неожиданному приглашению Даши anonimous_star попала на чудесный спектакль, о котором прежде даже не слышала. Перед началом спектакля Наталья Назарова рассказала удивительную историю его создания.
Знакомые, закрывающие антикварный магазин, пригласили её забрать понравившиеся вещи для театра. Среди вещей было много старых фотографий, оказавшихся бесхозными. Студентам-второкурсникам Мастерской Каменьковича и Крымова (ГИТИС-РАТИ) отдали эти фотографии с заданием по изображению незнакомого человека создать свой образ. Одна из девушек с фотокарточки, сделанной 9 мая 1953 года в ЦПКиО им. Горького, обрела такую плоть и кровь, что маленький студенческий этюд превратился в полноценный спектакль-импровизацию, который идет шестой год. Он ещё и интерактивный в каком-то смысле, ибо герои спектакля задают вопросы зрителям, как добрым знакомым. В действие включаешься сразу и до конца, до того живой, искренний, настоящий спектакль разыгрывается на сцене, возникает ощущение, что ты просто подсматриваешь жизнь соседей. Есть в этом что-то одесское, когда частная жизнь одних превращается в спектакль для всех остальных.

На сцене всего три актера: Мария Смольникова, Амбарцум Кабанян, Яна Осипова. Молодые люди, недавние выпускники, успешно играющие в кино и театре. Какие же вкусные образы они сами придумали и сыграли.

Текста пьесы нет. Никакой драматург не писал текста. Ребята все придумали сами - будучи второкурсниками, совсем юными людьми. Как им удалось так вникнуть в характер женщины с фотографии, которую показали уже не поклонах? Истинная судьба это женщины неизвестна, однако, всматриваясь в эту фотографию, я верила, что такое могло с ней приключиться: глухо застегнутое платье с неуклюжим воротничком, скрещенные ноги, сложенные на бедрах кисти рук - девушка с напряженным и таким же закрытым лицом, но с глазами, в которых теплится ещё надежда на личное счастье, полусидя на парапете набережной в Парке Горького. Кто выбросил эту фотографию, что она попала в скупочный магазин? Она никому оказалась не нужна? Женщина или фотография?

Мария Смольникова придумала свою Веру - это имя написано на обороте фотографии - неловкой, смешной девушкой, которая к тому же и говорит как-то странно. Она выходит в красном платье, в котором и настоящая Вера сфотографирована. Спрашивает зрителя, о чем он мечтает. И делится своей мечтой о велосипеде. Странная мечтательная дурнушка, утыкающаяся носом в подушку любимого, чтобы насладиться ароматом его волос, ничего не знающая о себе, пытающаяся быть такой, какой её хотеть видеть другие, чтобы стать принятой, любимой, влюблена в молодого перспективного врача Николая, который везет её знакомиться с мамой-армянкой, которую ярко и шумно сыграла потрясающая Яна Осипова.

Вообще, для меня эта история - именно этих двух женщин, Веры и Эммы Суреновны, их только связал Коля-Кабанян, как часто бывает и в жизни, когда сын сильной яркой женщины-матери становится зависимым и нерешительным, боясь гнева матери до седых волос.

Мария Смольникова была настолько достоверна в роли Веры с выступающей нижней челюстью, угловатостью, что я, видевшая её в "Сталинграде", тем не менее уточнила у Даши, которая её знает, какова она в жизни. - "Конечно, она не такая", - успокоила меня Даша.

За развитием действия было интересно наблюдать: все небольшие тайны судеб этих придуманных людей раскрывались постепенно, показывая жизненную логику характеров и событий. Для меня, человека взрослого и любопытного к логике судеб, все было понятно, оправдано, жизненно и просто. Не каждый профессиональный драматург напишет такую историю - простую, но захватывающую, банальную в целом, но непредсказуемую в деталях, очень смешную в начале и трагически трогательную в финале.

Потрясающий спектакль: легкий, воздушный, теплый, нежный, с роскошным чувством юмора и непринужденной печалью, вызывающий приступы хохота в начале и приведший к молчанию и кому в горле к концу. Справа Даша, видевшая его во второй раз, вытирала лицо. Слева девушка в тщательно подобранном гардеробе и - в ноябре - в замшевых туфельках на высоких каблуках, заплакала чуть не навзрыд. Сидевший слева от неё молодой человек, который во время действия периодически обсуждал происходящее на сцене, сначала положил ей ладонь на колени, а когда присмотрелся, тихо сказал: "Ну вот!", вытер ей слезы и обнял её. И я подумала, что так это здорово, что в зале происходят такие настоящие истории нежности.

Спектакль про многое, в том числе, про горькое неумение быть собой вообще и собой счастливой в частности, о желании мечтать, о том, что мечты сбываются не всегда к лучшему, о зависимости и о том, что любовь такая разная. Спектакль с открытым финалом заканчивается, похоже, для каждого зрителя индивидуально.

А ведь я чуть не отказалась от приглашения: поймала себя на мысли, что мне не хочется срываться через два часа в театр, и только укорив себя, что перестала быть легкой на подъем, собралась. Как важно использовать шансы, которые дает тебе жизнь, а не сидеть сиднем и сетовать, что ничего хорошего нет.

Спектакль шел без антракта больше 2,5 часов, что было незаметно. На пути к метро группа уличных музыкантов пела песню, рядом на парапете сидела женщина средних лет с лицом, полным отчаяния, явно в каком-то параллельном мире находящаяся, пассивно "танцевала" руками. Это почему-то стало для меня продолжением увиденной истории.

Очень я благодарна Даше за приглашение, режиссерам и актерам за историю и исполнение, а себе - за то, что преодолела свою лень.
Будет возможность - сходите на этот нежный, несмотря на грусть, простой человеческий спектакль.
Всевидящее Око
Tags: Театр, Театр 14-15
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments