Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Книга Иова", Театр «Meno Fortas», реж. Э. Някрошюс

Зрители встали, кричали "браво", а я не почувствовала ни-че-го. Вероятно, я буду тем самым солдатом, который не в ногу против всей роты, но лукавить не хочу: разочарований быть не может, потому что не было ожиданий, но никакого очарования тоже не возникло. Для меня этот спектакль - мертвый.

Тяжелый библейский текст, произнесенный на литовском языке и отслеживаемый на экране в русских титрах, в начале спектакля трижды повторяется от имени Господа, Сатаны и Иова. Всё очень серьезно, почти назидательно, без тени сомнений, как бывает у поживших людей, которые на основании своего опыта считают, что они познали истину. Меня это пугает в других и я очень боюсь подобного в себе, отслеживаю проявления поучительности.

Произведение искусства, в театре - спектакль, - это всегда диалог творца со зрителем. Я себе представляю так: режиссер берет какой-то текст, который его волнует в данный момент, пропускает через себя, добавляет ему своей крови, пота, плоти, души, заражает идеей актеров, которые от себя тоже добавляют, а зритель становится соучастником этого действа, может откликнуться душой, вступить в диалог с создателями спектакля, прочувствовать чужую боль, порадоваться чужой радости, поразмышлять над вопросами, которые задают другие, побыть в поиске, или остаться равнодушным.

В моем случае диалога не случилось: был монолог, довольно монотонный, как бывает, когда твой собеседник увлечен своим и не думает о тебе, не замечает, что он весь в себе, и это отсутствие интереса к тебе как к собеседнику оставляет тебя равнодушным. Не знаю, что сегодня было тому причиной - чужой язык и необходимость отводить взгляд от актеров на экран с титрами, далекое местоположение, исключащее восприятие энергетики актеров, текст и тема, в которой для меня не было вопросов, а были только готовые ответы, однако для меня спектакль остался лишенным энергии жизни, энергии любви, да и боли в нем не увидела, словно это был не процесс - размышления, чувствования, - а некий результат, такой итог определенного жизненного периода, заумная интеллектуальная игра в того самого белого бычка с бесконечными повторами.

Статичная большей частью картинка, отдающая фальшью разума, но не содержащая истины любви, которая, в моем понимании, и есть Бог - принимающий, прощающий, мудрый.

Режиссура, на удивление, очень простая. Три раза повторенный в разном исполнении текст. Пять раз Иов снял пиджак, пять раз потом надел. Гирлянда из горящих лампочек на Иове. Черная кишка от письменного стола, то выплевывающая, то поглощающая людей. Рыба в конфетной обертке.
Что это? Зачем? Разве эти вопросы стоит задавать себе на спектакле по библейским мотивам? В чем тут театр? Зачем поставлен этот спектакль?

Не по-ня-ла.

Может быть, это и гениальный режиссер, и спектакль глубокий, но не для меня, увы.
Прежде я не смотрела его спектаклей из-за большой продолжительности, т.к. не успевала бы после них на пересадку в метро, однако теперь понимаю: будто чувствовала, что это не мое. Сегодня хоть не обидно, что досмотрела до конца без потерь. Возможно, все-таки нужно смотреть что-то другое от Някрошюса. Возможно, все-таки найду, на что сходить, чтобы не оставлять впечатление от его режиссуры в таком виде: интеллектуал без эмоций - это не моё. Бога без любви не бывает, как ни размышляй на библейские темы. А в этом спектакле любви не было, сколько бы ни говорили со сцены о Боге, а значит, не было и Бога.
Мимо.
Всевидящее Око
Tags: Някрошюс, Театр, Театр 14-15
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 28 comments

Recent Posts from This Journal