Японское слово satori означает "постижение, просветление, озарение, внезапное пробуждение, которое наступает в результате сосредоточения и самоуглубления.
Костенко - автор уже зрелый, опытный, поэтому его тексты насыщены иными смыслами и интонациями, нежели тексты молодых людей. Жизненный опыт ставит куда больше вопросов, ибо чем больше узнаешь, тем больше понимаешь, что ничего не знаешь (с). Порой правильно сформулированный вопрос значит куда больше, нежели готовый ответ на него, т.к. процесс размышления и осознания более значим, чем результат.
Молодой человек Иван (Максим Чопчиян), недавно похоронивший умершую от рака мать, разыскал отца, который даже не знал о существовании сына. Знакомство друг с другом развивается на глазах у зрителя, сатори-озарение должно произойти в процессе, однако пистолет Иваном куплен до знакомства, а голос "за кадром" периодически сообщает, за какое время до убийства происходит действие: зритель знает, что должно произойти в финале.
Николаенко-отца играет Сергей Федоров. В первые минуты спектакля он обозначает связь с японским названием пьесы пластикой театра кабуки, одновременно демонстрируя некую условность происходящего и отстраненность театра в театре. По мере развития сюжета становится понятно, почему Иван убьет своего отца: потребительское отношение к людям вообще, к женщинам, в частности, возбуждает в сыне ненависть и не прощение за судьбу матери и свою, за отсутствие каких-либо переживаний по поводу беременности забытой давно женщины и появления родного сына. Выношенные прежде размышления об отце, разочарование в обретенном родственнике рождают желание не просто отомстить, а очистить мир от этого человека.
После убийства отца Иван сидит на вокзале в ожидании поезда в никуда, по сути, потому что дома у него нет, рядомоказывается человек, рассуждающий о боге: "Где он, когда нужно? Странный товарищ, мутный. Природа глуха, бог безразличен. Получается, для человека важен только человек. Только с тобой, таким же человеком, я могу свободно говорить об этом. Поэтому нам всем надо держаться вместе. Беречь друг друга, не взирая на то, что мы иногда думаем или говорим ..."
Какие-то очень современные слова, актуальные. Всегда, во все времена, но в связи с событиями на Украине воспринимаю их особенно остро.
Зрелый текст порадовал.
Про исполнение.
Театр музкомедии имеет свою специфику, Вахов как режиссер использовал новые возможности, которые дает профессиональный музыкальный театр: в спектакле присутствуют профессиональные танцовщики и певица, которая появляется в роскошном платье цвета страсти и крови, контрастирующем со сдержанной и условной сценографией и костюмами мужчин, которые придумал Иван Малыгин. Хореография Натальи Москвичевой в моем представлении не всегда помогала задаче раскрытия цели спектакля, не всегда могла я понять логику движений танцоров: красиво смотрелись на сцене трое роскошных высоких стройных мужчин, но почему они, одетые в подростковые толстовки с капюшонами, крутят фуэте, и не всегда на достойном уровне, вместо ожидаемого брейк-данса?
Сложилось впечатление, что актрисе Театра Музкомедии Елене Незвановой удается быть на сцене убедительной в качестве певицы, однако в роли проститутки ей очень неуютно. Возможно, у музыкальных спектаклей другая специфика, но актерская профессия должна включать в себя желание и возможность перевоплощения. Драматические актеры Максим Чопчиян, Сергей Федоров и Антон Макушин играли настолько затратно энергетически, что недоумение по поводу каких-то моментов в итоге сошло на нет: долгое послевкусие после этого спектакля сохраняется. Колядовская школа, кажется, не дает сбоев, профессионализм и самоотдача актеров Коляда-театра радует всегда, но в сравнении с актерами других театров вызывает особую благодарность.
Возможно, со временем спектакль отшлифуется, легкие заусенцы будут устранены, актеры из разных театров станут одной командой и удовольствие от игры ощутят все, - дело от этого только выиграет.
В целом, "Сатори" очень хорош.
Режиссер подобен Данко: только он один изначально должен знать, куда и зачем он ведет за собой команду соратников, видеть конечную картину и четко осознавать свою цель. Человек, не знающий, куда он идет, всегда придет не туда. (С)
Собрать нужную команду, убедительно привести ее к ожидаемому результату - труд не простой.
Александр Вахов заявил себя как интересный режиссер со своими убеждениями, стремлением высказаться и хорошим потенциалом. Очевидно, он стал более широко использовать выразительные средства, раскрывается как самостоятельная творческая единица и, похоже, Екатеринбург может начинать гордиться еще одним талантливым режиссером (главное, чтобы не загордился он сам:) ). Меня это очень радует: Вахов стал для меня приятным открытием нынешнего фестиваля.
Фотографии в альбоме «Екатеринбург-14», автор ol.lusha-2011 на Яндекс.Фотках
Завтра пойду смотреть его "Концлагеристов" с другим составом: влюбилась в этот спектакль с мощной мужской энергетикой и такой же энергетически сильной музыкой "Курары" в исполнении Олега Ягодина.