Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Книга перемен", реж. М. Брусникина, Учебный театр ШС МХАТ

Если бы я не знала, что иду на спектакль, поставленный Мариной Брусникиной, то в процессе просмотра решила, что это режиссерская работа студента: необычный текст, странная сценография, ощущение матричного подхода к актеру и зрителю. Спектакль у меня шел через сопротивление и постоянные попытки собраться, сконцентрироваться, ибо периодически улетала. Оказалось, что моя подруга тоже испытывала трудности с нахождением здесь и сейчас в пространстве зрительного зала.
От Брусникиной сохранена честность разговора с актером и зрителем - откровенная до жесткости, и основная тема - человеческая душа, нравственность. При том, что в спектакле используется ненормативная лексика.
"Книга перемен" по мотивам текста Владимира Тучкова "Русский И Цзин".


Были времена, когда я, находясь в подвешенном состоянии и не умея выбрать путь, обращалась к китайской И Цзин, найдя в интернете классическое гадание на бамбуковых палочках, а потом тщательно вчитывалась в трактовки полученных иероглифов, чтобы понять не то, о чем говорит гадание, а то, что происходит внутри меня, что за процессы там идут: трактовки настолько образны, что увидеть можно все, что хочешь, а мне было важно увидеть не то, что хочу, а то, что для меня честно в данный момент, от чего я могу прятаться, а надо увидеть.

"Предлагаемая автором работа представляет собой попытку создания русифицированного интерфейса великой китайской Книги перемен. В отличие от первоисточника, Русский И ЦЗИН не допускает использования его в качестве гадательного инструмента, поскольку представляет собой не калейдоскоп состояний циклически изменяющейся жизни, а статичную периодическую таблицу судеб. Из элементов этой системы и слагается все экзистенциальное разнообразие нашей действительности" (В. Тучков)

Спектакль по форме и содержанию, по восприятию похож на вечер, когда слева работает телевизор, справа муж рассказывает про украинские события или цитирует погодные сайты, сравнивая отличия в прогнозах, а я сама сижу перед экраном ноута, переключаясь из ВКонтакте на ЖЖ.
Какая-то разорванная "шумная" информация отовсюду, глаза и уши передают всё в мозг (и в нос тоже, если соседи жарят рыбу или варят борщ), он, труженик, вкалывает, чтобы принять, обработать всю поступающую информацию и выдать результат, зачастую уже во сне посредством причудливых образов, доверенных твоему разуму для анализа и принятия решения.

"Шума" - информации - море, а где во всем этом я сама?

Молодежное, даже подростковое представление по форме, но со зрелым подтекстом: такая незаметная вкладка матери в путь ребенка, которую подросток не оценит с большой вероятностью.

Поток сознания разных людей выплескивается со сцены. В спектакле использованы также тексты Клима, Земфиры, А. Тарковского, документальные, студентов этого курса А. Риваля, Н. Сугакова, Е. Рыжих и видеоработы А. Риваля. На заднике - что-то вроде видеоинсталляций, которые не то помогают создать атмосферу матрицы, не то отвлекают от происходящего.

Кто кого создает и зачем, кто что делает и зачем, в каком ты месте находишься относительно кого - вопрос.
Есть интерактивный момент, когда актер просит поднять руки тех, кто зарегистрирован в соцсетях, таких много, он подходит и спрашивает у парнишки: "Вот среди твоих друзей есть те, кто достиг большего, чем ты, и ты в дерьме (это я своими словами передаю суть вопроса, не цитирую дословно:) ) по сравнению с ними, а есть те, кто достиг меньшего, чем ты, - они относительно тебя в чем?"

Можно ли назвать это спектаклем? Не уверена. Показано ли актерское мастерство? Мы с подругой решили, что нет, игры тут не было, искусство ли в смысле искусственности-искусности - большой вопрос.
Больше похоже на разговор со зрителем или с самим собой. Такой хитрый экзамен на нравственность, на человечность, на гражданственность. И по сценречи заодно:)

У меня два простых критерия спектакля: пробрал ли до слез и хочется ли пойти во второй раз.
По обоим критериям получился минус. Честно. При том, что Брусникинского "Пролетного гуся" смотрела 15 раз и каждый раз плачу.

А вчера увидела новую Брусникину - весь спектакль пыталась понять, что в ней самой происходит. Пожалуй, это было самым важным. Отдельно взятая душа отдельно взятого человека. Смотрела на юных талантливых актеров, слушала текст, а думала о Брусникиной. Думала, почему она взяла этот текст, почему она сделала такие отрывки, почему она взяла именно эти песни, зачем именно этим ребятам такой дипломный спектакль: было ощущение, что спектакль поставлен не столько для зрителей, сколько для них, для студентов, которым осталось под крылом быть всего 3 месяца - потом в настоящую взрослую жесткую жизнь.

Вспоминаю, как я впервые попала на выпускников ШС 2003 года - курс, где учились Александра Урсуляк, Дарья Мороз, Дарья Калмыкова, Мария Зорина, Александр Матросов (как жаль, что тогда не было ЖЖ и записей об их выпуске не осталось). Тогда ещё дети, а сейчас уже зрелые популярные состоявшиеся актеры.
Прошло 11 лет с тех пор: ровесники тогдашних студентов сейчас другие - с айпадами-айфонами, крутые, кажется, более практичные-прагматичные.
Как быстро бежит время. Вот уже и выпуску Марьяны Спивак, Антона Шагина, Максима Матвеева, Кати Вилковой 8 лет, Золотовицкий с Земцовым только от них уже третий курс выпускают.

Отмечаю тех ребят, на которых запала (дело вкуса, разумеется, никому не в обиду, но уже при возможности цепляю знакомые лица за локоть и непременно говорю, какие они таланты:), правда, не всех удалось поймать:) ).

Четыре девочки, которых успела полюбить сильно (фотографии взяты со страничек ВКонтакте):
Александра Велескевич
,

Полина Казанцева (две подружки, обе питерские, такие умницы, прям улыбка до ушей)

http://cs607324.vk.me/v607324956/18b6/y5lQoOF6HL4.jpg,

Лариса Кокоева
,

София Лебедева
.

Саша - универсальная актриса, синтетическая, София Лебедева пластичная, а Полина и Лариса, помимо того, что обладают драматическим талантом, поют просто потрясающе!!!
Мальчики, вернее, уже мужчины, конечно же: Антон Риваль
,

Артём Ешкин
,

Александр Дмитриев
,

Роман Рипко
,

Дмитрий Власкин
.

Остальных буду рассматривать лучше, присматриваться:)

Здорово, что у ребят есть возможность сделать портфолио в разных ракурсах.

На очереди теперь "Выключатель" с третьим курсом Дмитрия Брусникина, а потом по второму разу "Сны Казановы" и "ГОГОЛЬРЕВИЗОР". Оказывается, ещё "На дне" не видела, хочу успеть в мае, т.к. в апреле в этот день иду на Золотую Маску.
Группа ВКонтакте курса двух "З", можно рассмотреть ребят внимательнее, а то сложно их собрать в одну кучку: http://vk.com/club18682068
Всевидящее Око
Tags: Театр 13-14, ШС МХАТ
Subscribe

  • О хорошем в людях

    Не складывается у меня с фотосайтами... Фликр незаметно содрал с меня немаленькую сумму, несмотря на то, что не пускает меня на сайт с весны, его…

  • Рыльское

    Из вк помещу сюда запись из Рыльска. Ночью разразилась страшная гроза. Отельчик мой в Пригородной Слободке, как бы "замкадье", жизнь вымирает часов…

  • Приключение "на посошок"

    Жизнь щедро одаривает меня всяческими приключениями. Казалось бы, надо просто потратить 5 часов в уже исхоженном вдоль и поперек небольшом городе, но…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments