Вспоминаю свою поездку в Чечню в августе прошлого года: попала туда в священный месяц Рамазан. Изначально использовала это время намеренно, чтобы чувствовать себя в безопасности, т.к. отправляться туда было все-таки страшно, а месяц поста и стремления к праведной жизни после прочтения Нохчала - кодекса чести нохчи (чеченца), - давал надежду на то, что местные не будут грешить по отношению ко мне, иноверке и русской, от нации которой они там натерепелись не меньше, чем русские от чеченцев.
Страх перед исламом там, в Чечне, сменился уважением к силе их веры: во время нашего поста нельзя употреблять определенные продукты и нужно молиться, а во время их поста весь длинный августовский день от рассвета до заката нельзя не только есть, но даже пить воду. Поверьте, это куда сложнее, чем не есть мясо-яйца-молоко: я там была в эту жару и солнцепек. А они не пьют воды, я видела, проведя два дня с двумя чеченцами-провожатыми.
Ислам - не воинственная религия сама по себе. Там тоже люди живут, любят, рожают детей, хотят мира для себя и для детей.
То, что сейчас происходит, - это не религия.
Это политика. Шантаж. Запугивание. Собственные страх и ненависть, обращенные против других, впитанные в детстве, в семье.
Что это делается под знаменами ислама - спекуляция. Деньги. Не духовный, а материальный интерес, опирающийся на страх, подчинение воли одних воле других. Желание неограниченной власти, построенной на страхе.
Сейчас стали говорить о том, что за выбор смертника должны отвечать родственники.
Увидев, насколько у мусульман крепка семья, устои, уважение к родителям (славу возносят не столько герою, сколько его родителям, вырастившим достойного уважения человека, ведь труд родителей не так заметен, как подвиг, а сил требует не меньше), поддерживаю решение, что семья в ответе за тех, кто с собой уносит жизни ни в чем не повинных людей.
Профилактика? Даст результат?
Мыслю реально: нет. Зомби были, есть и будут, увы.
Семьи, в которых вырастают зомби, где подавляется воля, разум, где за закрытыми дверями есть насилие над детьми, - а я убеждена, что эти люди вырастают в семьях, где насилие в любой форме ломает личность, душу, - должны отвечать за то, что они сформировали человека-бомбу: пусть пожизненно содержат родственников жертв теракта, устроенного их ребенком, пусть будут отвержены обществом как отбросы.
В любви и внимании террористы не вырастают.
Справедливость должна восторжествовать. Людям нужно знать, что семья, которая вырастила урода, в ответе перед людьми.
Людям важно знать, что зло наказуемо. Добру в нашем мире приходится быть с кулаками.