Вот и перестала быть дочкой.
Ещё осенью на этот день был куплен билет на "Утопию" Марии Пахес. Пробыв наедине с мамой - связь с ней была очень сильной и энергии к ней ушло очень много, - а потом с собой и своими чувствами в пустой маминой квартире, собирая вещи ее последних дней, решила не оставаться дома в одиночестве (муж на даче) и все-таки поехала, тем более, ждала там Таня, с которой по традиции при встрече в театре пьем коньяк и тепло общаемся, а мне это было очень нужно.
Прожив в атмосфере смерти последние дни, вчера ощутила просто потрясающую энергию жизни от того, что происходило на сцене.
Энергия эта была настолько сексуальной, а значит, наполненной желанием, и желанием жить в том числе.
Поразило, что фламенко может быть и мужским танцем: четверо прекрасных мужчин, одетых в просторные костюмы, к концу спектакля пропитанные потом и потому особенно сексуальные, выдавали столько энергии, силы, жизни, что я сама возвращалась к желанию жить и любить, и столько нежности и благодарности к маме было, вспоминались моменты из детства, и юбка, которую мама носила в моем раннем детстве, потом я в юности, и которую я нашла висящей на спинке стула как носимую в последнее время, и смех отца, и многое другое хорошее и светлое.
Невольно сравнивала танец Марии Пахес с недавним танцем Сильви Гиллем. Сильви - танцовщица мирового уровня, с минусовым вертикальным шпагатом, гибкая как веревочка, показала искусство танца виртуозное, но холодное, на мой взгляд, искусственное.
А Мария вроде бы просто пяткой поправляла хвост платья, но это было так грациозно, так личностно, она излучала такую теплую женственность, что внутри рождалось восхищение, и благодарность за красоту и желание хотеть радоваться. Выразительные пластичные руки, танцующие спины, округлые формы девушек, небольшой животик Марии в красном платье при свете сверху - все наполнено жизнью, простой истиной простых желаний, движением, теплом, стремлением продолжить жизнь так, как складывается здесь и сейчас. Раскованность, свобода и право быть собой - это фламенко.
- Мне очень нравится слово "утопия". Если у нас не будет утопий, мы замрем на месте, не будем двигаться, развиваться. Даже если все кругом плохо, есть маленький уголочек, где ютится утопия и шепчет тебе: давай, двигайся, дерзай! - так говорит сама Мария Пахес.
Четкий ритм, женственность и мужественность во взаимодействии, дополняющие друг друга во взаимном желании, заряжали настоящим, какой-то внутренней правдой, силой хотеть жить.
А ещё я думала о том, что мама прожила длинную жизнь, сложную не только потому, что события были сложные, но ещё и потому, что видела она много такого, от чего возникала обида, и это сильно влияло на её ощущение несправедливости жизни, трагичного существования. При всем том, что люди запомнили её сильной, самостоятельной, умеющей понять и поддержать. А внутри она была маленьким недолюбленным и обиженным ребенком, как и многие из нас. Обида на жизнь, что не побаловала, создает ощущение напрасной жизни: кажется, что ты сделал все, чтобы быть счастливым, а не стал им.
Жизнь - это то, что происходит в данный момент.
Настоящее - то, что есть у тебя в нынешний миг.
Это и есть правда - то, что ты сам чувствуешь в это мгновение.
Быть счастливым здесь и сейчас - умение внутреннее, не всегда зависящее от внешних обстоятельств.
После спектакля мы сидели с Таней в саду Аквариум до самой темноты, говорили о людях, о жизни, о смерти. Я смотрела на обитые досками с дырками от сучков толстые стволы деревьев - в саду меняют почву, видела веселый взгляд чернявого водителя маленького трактора, который, кажется, рассмотрел коньяк сквозь пакет и завидовал нам с Таней, и говорила: "Танечка, какие красивые доски, как хорошо, что ты есть, как хорошо жить".
Потому что находить радость вокруг, даже когда страшно от ухода мамы, это и есть жить.
Так важно жить с радостью, потому что иначе умираешь, слабеешь без желаний.
Жизнь продолжается. И она сильнее смерти, что бы ни было.
Уснула почти в 4 утра.
Впереди тяжелые дни. Спасибо Пахес, Тане и всем вам, кто посылает мне поддержку, а я чувствую её даже от тех, кто не говорит ничего - энергия материальна и я знаю, кто обо мне думает сейчас, пусть и молча.
Берегите себя, ищите и находите радость вокруг и внутри.
Спасибо, что вы есть.