Ожидала от Лепажа потрясения и в этот раз. Но его не случилось.
Подруга, посмотревшая вчера спектакль во второй раз, сказала, что были накладки с техническим обеспечением, был неудачный спектакль. Но мне кажется, не в технических накладках дело.
Как всегда, у Липсинка технически сложное оформление - это практически театральный конструктор, причем виртуозно исполненный на арене цирка, так что все тайны на виду у зрителей со всех сторон, механизмы не спрячешь за кулисами.
Однако, наблюдая за тем, как артисты исчезают и появляются из недр круглой сцены, как открываются и закрываются двери и люки, как меняются мизансцены, герои, отношения, я вдруг поняла, что меня не волнует происходящее по воле драматургов действие. Показалось, что все это вторично, невнятно, внешне, нацелено на демонстрацию искусства, а не настоящих чувств: драмы и боли или любви и счастья.
Истории героев банальны (пара молодоженов, жена изменяет мужу с мифическим героем, которого не существует, но теряет ребенка вполне реально; "больная" иммигрантка узнает, что она вовсе не больна, а просто стареет; два солдата-гомосексуалиста с непонятными "философскими" целями; игроман-телепродюсер, обнажившийся перед зрителями полностью (женщина сзади охнула: "Ничего себе"), которого в финале спектакля очень красиво затянул красный смерч из дыма - поглотила геена огненная?), актерские работы довольно простые.
Всех героев объединяет казино и игра, но по окончании спектакля остается ощущение какой-то незаконченности. Возможно, в полном варианте, когда будут части, представляющие остальные масти, станет более понятной (для меня лично) идея создания спектакля, но пока я в недоумении. Спектакль не заставил задуматься, что-то прочувствовать, оставил впечатление затянутого, искусно сделанного, но искусственного, неживого, лишенного чувств, тяжелого.
Появилась тема политики, но весьма поверхностно отраженная: нужна ли политика в спектаклях такого масштаба, не уверена - мне не было интересно, т.к. политика - скорее сиюминутное дело, да и слишком грязное, чтобы становиться темой для театра, на мой взгляд.
Из прежних постановок осталась тема многоязычия, разнообразия: актеры говорили на нескольких языках.
При этом визуально и технически спектакль изумительный. Сложные конструкции на небольшом круге сцены, опускающиеся сверху то стулья, то экраны телевизоров, на которых он-лайн демонстрируется картинка с камеры, установленной рядом со сценой, впечатляют.
И финал завораживает: обнаженный уже не молодой мужчина стоит с центре арены, его как будто утаскивает за собой алый дым, закрученный в смерч, устремленный кверху. Образ скоротечности и вихря жизни, когда человек приходит и уходит голым, забирая за собой только опыт, открытия, решения и поступки?
Не знаю. При всей медлительности театрального действа подумать об этом не успела.
Вышла с холодным носом, как принято говорить.
Но следующий спектакль посмотрю обязательно: верю, что Лепаж хорошо продумал свое новое творение.
Надеюсь на удивление:)))