Сегодня невольно подслушала два разговора матерей с детьми.
Первому мальчику лет 6. Мама пыточным голосом вопрошала, почему он посмел отойти. Сняла с него кепку, чтобы видеть глаза. Мальчик уже отработал технику защиты, смотрел в сторону и что-то явно придумывал, пытаясь обмануть.
Второй ехал с мамой в метро с лентой "выпускник" через плечо, хотя ему не больше 10 лет: они ехали, видимо, из какой-то особенной школы. Он, очевидно, устал и хотел сесть, мест не было, он поделился с мамой, на что она ему ядовито-мстительно долго отвечала, что ей тоже не хочется далеко ездить, но приходится: "Ты хочешь денег, просишь все время, так зарабатывай давай". Я посмотрела на мальчика: очень красивый, не похожий совсем на маму, он стоял рядом со мной, стиснув зубы, решая какую-то задачу в уме, в глазах почти стояли слезы, он уже понял, вероятно, что ему так и придется по жизни "зарабатывать" все самому. И когда я увидела мальчика, который стоял с мамой за ручку, и оба не сели на свободное место, а продолжали стоять, держась друг за друга, сердце порадовалось.
Все наши панические страхи быть ненужным, одиноким идут из детства, из семьи, от таких вот "строгих, но справедливых мам".
Зачастую всю последующую жизнь мы и людей близких интуитивно выбираем таких, каким надо нравиться такой вот ценой.
Любовь с условиями - совсем не любовь. Любовь безусловна, принимает и уставших. В том числе, и самих себя.