Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Палач

Оригинал взят у anna_paulsen в Палач
Про роль жертвы много писано. Напишу-ка я про роль палача.

Начну издалека. В общем каждый человек хочет чувствовать себя хорошим и достойным. В случае с проблемами с самооценкой он неизбежно будет играть какую-нибудь роль в треугольнике Карпмана (погуглите). И естественно он выбирает ту роль, в которой он чувствует себя наилучшим образом. в данный момент. То есть в какой-то момент выгоднее быть жертвой, в какой-то палачом, а в какой-то спасателем.
Палач выгоден тогда, когда быть слабым невыгодно. Слабым - значит уязвимым. А невыгодно обычно тогда, когда уже по уши насиделся в роли слабого (жертвы) и был много раз там запинан другими "палачами". В какой-то момент падает последняя капля и человек звереет. Однажды озверев, он уже позиции свои сдавать не хочет и обещает себе: "Еще раз в жертву? Да больше никогда в жизни!"
Никогда не говори "никогда".
И вот значит, преисполненный опыта и чувства собственной непобедимости, человек запрещает себе быть уязвимым. Но Вселенная - неутомимая тетка, и в один прекрасный момент она подкидывает человеку партнера, который по отношению  к нему попадает в роль жертвы: "делай со мной что хочешь, я-твоё". Сначала это приятно, а потом, видя, что жертва не унимается и правда готова себя положить костьми во имя любви, палач, встречаясь с ней, встречается с задавленной своей уязвимостью. И вот тут ему становится страшно. Во-первых, в глубине сознания шевелится мысль "какое же я гавно! он же хороший человек!", а во-вторых в другой стороне глубины сознания шевелится собственная жертвенная часть, которую человек сам в себе теперь ненавидит и презирает. По скольку чаще всего сам он этого плохо осознает, презираемое проецируется наружу в виде защитной реакции от того, чтобы во всей полноте почувствовать, что жертва таки страдает, а я таки гавно. И палач начинает презирать и пинать ту жертву, что снаружи, одновременно являясь жестоким и к себе, и к партнеру. И если жертва таки обладает хоть каплей самоуважения и начинает возмущаться, то это становится интересной до поры до времени игрой "кто кого?", а если жертва не сопротивляется, а позволяет об себя ноги вытирать, то палач чувствует себя еще большим говном и смывается с вопросом: "Блин, чо со мной не так? Ведь это ж мечта моей жизни, чтоб меня так любили! Почему же мне это не нравится?". В лучшем случае, защищая себя от чувства вины, которое вызывает такое поведение страдающей жертвы, он объясняет свою "несимпатию" себе тем, что находит "недостатки" в жертве,  буквально притягивает их за уши. Некоторые сердобольные переключаются в роль спасателя и начинают на себе тянуть жертву, пока сами не обнаружат себя в роли замученной жертвы обнаглевшего уже палача, который гоняет их за то, что плохо спасают.
Переключение из роли в роль случается тогда, когда уж сильно невыносимо неприятно играть какую-то роль. Пока она приносит бонус, человек играет не переключаясь.

Вырваться из этого круга можно:
- отказавшись быть жертвой
- отказавшись быть палачом
- отказавшись быть спасателем.

Это в свою очередь возможно тогда, когда человек не делит себя на составляющие, не подавляет ту или иную часть себя, когда ему хорошо быть собой любым. Тогда он перестает видеть в партнере тоже и жертву, и палача, и спасителя. И даже если партнер очень хочет побыть в какой-то роли, то реакция у первого будет удивление (иногда шок, смотря что человек делает). То есть уважение ни к себе, ни к партнеру никуда не пропадает.  Но может оказаться слишком тяжело и ресурснозатратно быть рядом. Потому как придется все время отбиваться от провокаций ("приглашений") со стороны партнера побыть в какой-нибудь роли. То он навязчиво ухаживает ("спасает") и обижается ("жертва"), что не встречает должной благодарности, то наезжает, указывая, каким я должен быть ("палач"). При такой бомбардировке нахождение рядом - это бесконечный стресс и нервное ожидание "что еще он теперь выкинет?".

Tags: anna-paulsen, ссылки
Subscribe

  • Фридрих Ницше. О морали

    Мораль - это важничанье человека перед природой. Должно быть, некий дьявол изобрел мораль, чтобы замучить людей гордостью: а другой дьявол лишит…

  • Фридрих Ницше. ЧЕЛОВЕЧЕСКАЯ ВСЯЧИНА.

    Кто сильно /страдает/, тому /завидует/ дьявол и выдворяет на небо. Лабиринтный человек никогда не ищет истины, но всегда лишь Ариадну, - что бы ни…

  • Фридрих Ницше. Мужчина и женщина - II

    Гордость внушает злополучно влюбленному, что возлюбленная его нисколько не заслуживает того, чтобы быть любимой им. Но более высокая гордость…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 3 comments