«Кострома» на Яндекс.Фотках
Сегодня был невероятный по накалу спектакль. Зрители в театре, кажется, уже узнают друг друга в лицо, народу всё больше, уходят в антракте все меньше: остались понимающие, принявшие эстетику Коляды, если говорить умно, или оттаявшие душой, если эмоционально.
Коляда и его актеры делают с людьми невозможное: смягчают, добираются до совести. Вдруг вспоминаешь, что когда-то поступил с кем-то дурно, и становится не только стыдно, что постарался забыть, но подступает ком к горлу, перехватывает дыхание и становится жалко себя ничуть не меньше, чем Лира или Глостера. Понимаешь, что каждый имеет право на понимание и сочувствие, что бы он не сделал: любой человек по-своему несчастлив, каждый хочет уберечься от новой боли, доставляя боль другому.
Лир лишь в 80 лет открывает простые истины, которым он не сумел научить своих детей: вырастил двух хищниц, предавших и его, и мужей, и только Корделия сумела сохранить непоказную любовь и преданность. В самом начале Лир наслаждается властью и послушностью свиты, рад обманываться сам и позволяет обманывать, пользоваться этим, другим.
Удивительно, что только перед смертью, ценой смертей вокруг, Лир открывает глаза на истину: ни деньги, ни власть, ни интриги не дают счастья и не могут заменить любовь и верность, каким бы хитрым не был разум, а любовь мудрее.
Поражает концентрация артистов. Уже в самом начале спектакля я полностью попала во власть происходящего на сцене: шаманский ритм, сверкающие браслеты ввели в транс, моими чувствами владел Лир-Коляда, Олег Ягодин (Эдгар), Антон Макушин (Эдмунд), Глостер (Сергей Колесов) - отчего-то сегодняшний спектакль оказался для меня очень мужским, хотя все три сестры (Корделия - Василина Маковцева, Гонерилья - Ирина Плесняева, Регана - Вера Цвиткис) были потрясающие. Но женское коварство и дочерняя неблагодарность сегодня отошли на второй план по сравнению с вопросами власти и уверенности в своей правоте.
Как актеры выдерживают такое каждый день, я не знаю. Им надо коньяк выдавать, как молоко за вредность на химпроизводствах: со сцены исходит столько энергии, что из зала выходишь другим человеком. Надеюсь, артисты получают такое же количество энергии от потрясенных зрителей, происходит взаимный обмен энергией.
Сегодня зал долго не отпускал артистов со сцены, устроил овации, люди стояли и не хотели расходиться в благодарность за увиденное.
Искусство Коляды - образное, идущее не только и не столько от разума, сколько от невероятной интуиции и богатства внутреннего мира режиссера, соавтора Шекспира сегодня, Гольдони вчера, Лермонтова, Гоголя, Пушкина... Умеет он придумать что-то нестандартное, повернуть зрителя другим боком так, что тот увидит в привычном незамеченное. Коляда делает спектакли про себя, но непостижимым образом выходит про меня, про соседа по ряду: его образы вытаскивают из подсознания ассоциации, мгновения давно забытые, и всё это говорит куда больше, чем знакомый текст или просто слова. Его спектакли вроде бы просты, из подручных средств, практически вульгарные (по викисловарю, vulgāris - народный, обычный), но запускают в действие сложные внутренние механизмы, не оставляя равнодушными зрителей, которые делятся порой на противоположные лагеря разумных и со-чувствующих.
Когда я вижу "перебежчиков" из лагеря разумных, то тихо и понимающе улыбаюсь:)
Если бы "Коляда-театра" не было, его надо было придумать и создать.
Спасибо Николая Коляде, что он именно это и сделал:)
Гений, что тут скажешь:))
Фотографии в альбоме «Кострома-2012» ая ольги на Яндекс.Фотках
Поклон.
«Король Лир» на Яндекс.Фотках