Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Новые страдания юного В.", МХТ, реж. В. Бархатов

Всевидящее ОкоНа премьеру спектакля шла, не читая ничего заранее, т.к. хотелось воспринять всё с чистого листа, как есть, здесь и сейчас. В первые минуты испытывала недоумение, зачем режиссер взял именно эту пьесу немца Ульриха Пленцдорфа: действие происходит в социалистической Германии, атрибуты того времени с советским колоритом в виде прыгающей стиральной машинки и танцами в стиле "делай раз, делай два" казались возвратом в потерявшее актуальность прошлое. Позже выяснилось, что текст в редакции Михаила Дурненкова, что расставило все по своим местам: спектакль сделан молодыми людьми скорее поколения главного героя, поэтому и события показаны глазами ребенка того времени.
Спектакль повествует о судьбе Эдгара, молодого парнишки из небольшого городка Миттенберга, отец которого давно ушел из семьи, "произведя" сына женщине, которая была старше на 10 лет, родившей ребенка, по сути, "для себя" и сосредоточившейся на воспитании ради подтверждения собственных педагогических амбиций. Такие матери не имеют национальности: мужчин они, собственно, используют - одних для воспроизводства детей и далее обходятся без мужчин, создавая впечатление несчастных тружениц (и таковыми являясь), а детей - для того, чтобы почувствовать себя нужными и показать всем, какие они хорошие матери. Несчастные жертвы собственного неумения быть счастливыми и научить этому своих детей: кто не знает хотя бы одну такую женщину.
Парень сбежал от матери в Берлин не то в поисках отца, которого он считает художником и потому пытается представить себя как художника, не имея никакого таланта, то ли в поисках себя. 17-летний паренек живет в заброшенном доме, пытается как-то заработать деньги на пропитание, влюбляется в молоденькую воспитательницу детского сада (Нина Гусева), которую называет Шарлоттой под влиянием прочитанной в туалете книги Гете про юного Вертера, поскольку ассоциирует себя с ним за неимением никого другого, с кем можно себя ассоциировать.

Отсутствие понимания собственных желаний и себя самого, попытки поиска себя в этом мире, стремление, но неумение быть принятым и полезным, приводят Эдгара к трагической смерти - то ли случайности, то ли самоубийству, каждый решит сам.

Выпускник 2012 года РАТИ-ГИТИСА (мастерская Л.Е. Хейфеца) Александр Молочников играет главную роль неприкаянного Эдгара, словно рисует карикатуру. Чуть истерики, чуть эпатажа (когда он начал "стирать" книжные страницы и достал сиденье для туалета, женщина сзади меня с ужасом спросила подружку: "Неужели он начнет подтираться?" и возмущенно выдохнула, когда это произошло), много движений, метаний, которые должны продемонстрировать, очевидно, метания душевные. Для МХТ это так странно: этот театр и его Школа-Студия обращается к сути, а не к внешнему. Поэтому происходящее на сцене для меня стало такой взрывающей мозг какофонией.

Тем более, что и звуков было более, чем достаточно: во время прослушивания звуковых писем от Вилли мне мешала фоновая музыка, которая по действию вполне оправдана, т.к. Вилли сидит в студии звукозаписи и постоянно слушает музыку, но как зрителя меня это раздражало, потому что воспринималась как звонок сотового телефона и отвлекала от действия, да и самого Вилли на краешке сцены под балконом плохо видно.

На сцене происходит невообразимая "настоящая" жизнь: стреляют ружья, "бьются" бутылки, летят искры от сварочных работ, брызги от белой краски, на пол перед ногами зрителей первого ряда (ох, им и достается эмоций) выливается "настоящий" бетон, потом идет дождь, зрительницы зажимают носы, пытаясь спастись от дыма...

Спектакль от этой "правды жизни", к сожалению, не выигрывает. Вспоминала, что у Николая Коляды тоже льется сверху вода, что есть и другие режиссеры, использующие приемы, которые выглядят насилием над актером и вызывают физиологические реакции, вроде плевков друг в друга, поедания сырого лука или лимона и пр. Однако виденное мною прежде оправдано действием и не выглядит желанием показать "а я и это умею":) Здесь же такое плотное соседство подобных приемов вызывает ощущение суетливости, излишности, перенасыщенности.

Поэтому смотрела и, не зная ничего о режиссере, думала, что он, должно быть, очень юн:)

Так оно и оказалось:) И это примирило меня со всем происходящим. Тем более, что актеры самоотверженно исполняли волю режиссера. В. Лаврентьев, с облитым по желанию режиссера зеленой краской лицом, стоя уже спиной к залу, пытался проморгать левый глаз: вряд ли это видели другие зрители, а мне было его жалко, ибо если уж такой прием использовать, то хотя бы не в лицо. Мне вообще некоторые приемчики режиссера показались чисто садистскими:)

Спектакль же в целом произвел впечатление этакого сплава театра старого, где всё настоящее понарошку, но многие детали представлены "как в жизни" (всё равно, что актерам на сцену выносят настоящий борщ, пахнущий чесноком), и театра-конструктора с претензией на новшество. Сценография представлена сложной конструкцией, которая должна была подчеркнуть быструю смену места действия, экспериментаторский характер героя. Актерам приходилось демонстрировать буквально чудеса цирковой эквилибристики, что вызывало сильные переживания за них:)

Ощущения актерского ансамбля, сыгранности не было, хотя каждый актер сделал максимум возможного, да и такие роли, пожалуй, достаются на часто:)) Ходить измазанным краской, как клоун, на сцене одного из старейших театров Москвы - это что-то:)

Разумеется, надо дать скидку на то, что спектакль только начал свою жизнь, что-то, возможно, будет меняться, актеры выграются в своих персонажей с любовью к ним: показалось, что не всегда поступки героев оправданы исполнителями:))))

Возможно, я придираюсь, потому что всех актеров люблю и знаю, кроме исполнителя главной роли Эдгара выпускника этого года РАТИ-ГИТИСА (мастерская Л.Е. Хейфеца) Александра Молочникова, исполнительская манера которого отличается от мхатовской. Новая кровь, однако, всегда хорошо действует:)

Однако спектакль по-настоящему начался для меня погружением в действие с появлением на сцене Нины Гусевой, прекрасно сыгравшей свою Шарлотту. Нину я присмотрела ещё в выпускных спектаклях ШС МХАТ: талантливая, нежная, одухотворенная девочка, о чем, не удержавшись, сообщила в антракте пришедшему посмотреть её спектакль папе, спортивному комментатору Виктору Гусеву, которого уважаю очень и за его репортажи, и за максимально интеллигентное поведение в давней передаче "Последний герой".

Нина набрала за это время какой-то теплой женственности, которая помогла ей в этой роли: играя молодую женщину своего примерно возраста, любящую одновременно двоих мужчин, она так искренно и нежно дотрагивалась до обоих, что такой "правде жизни" со сцены охотно веришь. Эта девочка совершила чудо: заставила меня довериться событиям, на которые до этого взирала с недоумением.

Когда на поклоны вышел режиссер и оказался, действительно, совершенно юным человеком, хотя сегодня прочитала его послужной список и порадовалась его востребованности, сердце мое растаяло и я приняла спектакль окончательно:))

Это так здорово, что Олег Табаков отдает сцену молодым, позволяет им творить, даже вытворять:), реализовывать свои амбиции, идеи, что помогает театру расти, двигаться вперед, т.к. в период роста эксперименты неизбежны, как неизбежно, что не все шаги могут быть успешными. В итоге всё сделанное становится хорошим опытом.


Несмотря на некоторую долю недоумения во время спектакля, в метро ехала и улыбалась, вспоминая происходящее: удивительным образом из драмы, практически трагедии, Василию Бархатову удалось сделать некую феерию, даром, что он обучался как режиссер музыкального театра. Хоть и получился, на мой взгляд, жанровый метис, но и такое создание имеет право на существование, чтобы подергать мысли и чувства зрителей, побередить.

Короче: всех создателей спектакля поздравляю!
Tags: МХТ, Театр 12-13
Subscribe

  • Марк Аврелий

    Измени отношение к вещам, которые тебя беспокоят, и ты будешь от них в безопасности. Начинай каждый день с того, что говори себе: «Сегодня я…

  • Илья Ильф, Евгений Петров. Записные книжки

    Вся пьеса построена на честном слове. "Если вы мне верите, вы не станете меня спрашивать. Я говорю, что так было. Верьте мне". Он был в таком…

  • Всё зависит от точки зрения

    Если ты сунешь нос в мою задницу - ты будешь иметь нос в заднице, и я буду иметь нос в заднице; однако это не то же самое. "Разъяснение Франца…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments