Семья из 3 человек, родители и взрослая дочка, живут в 3-комнатной хрущевке. Мама - учительница, директор школы. Старший сын учитель физкультуры, живет отдельно, подробностей про него не рассказали: отсоденился, видать, навеки. Дочь тоже почему-то пошла по стопам мамы-педагога-директора (мне, как дочери замечательной мамы, ясно, почему: мама совершенно чудесная образованная женщина, директор по сути, начальник, контролирующий человек, знающий, что и как надо делать, чтобы было хорошо и правильно). Почему-то дочка, оставшаяся жить с родителями, работает теперь не в школе под контролем мамы, а отправилась работать в профсоюз учителей защищать их права: меня это тоже почему-то не удивляет. Если мама (почему-то мне кажется, что вовсе не папа) принимает решение из 3-комнатной неудобной квартиры с двумя детьми сделать 2-комнатную с большой кухней, то становится понятно, что права детей, не важно, учителя они или нет, не являются первоочередными, и надо уметь их защищать.
Лирическое отступление.
В свое время я хотела троих детей, и материнского начала мне дано, судя по всему, как раз на троих - интуиция меня не обманула.
Но так случилось, что ребенок у меня один.
Когда-то мы с маленьким сыном были вынуждены вернуться из гарнизонов в мою детскую квартиру и жить с мамой и братом: муж даже мысли не допускал, что мы можем жить в его семейном гнезде, при этом категорически был против ехать служить в Горький, куда предлагала поехать я, лишь бы не жить с моей мамой и братом, ведь я прекрасно понимала, что мне предстоит в этом случае, меня и одну-то там не ждали, а уж втроем тем более.
Но мама так удобно меня воспитала, что это сейчас я перевоспитала себя и позволяю себе быть кошкой, как вчера мне написал мой друг, и следовать своим желаниям, однако практически всю свою жизнь я подчинялась желаниям мамы, а впоследствии, мужа, точнее, я принимала их желания как свои собственные.
Когда мама и брат услышали, что я хочу второго ребенка, они были в шоке: "Куда в этой квартире ещё одного ребенка?" Муж меня не поддержал, поэтому сын у меня так и остался единственным. Неизрасходованный материнский инстинкт приходится реализовывать другими способами, не всегда радующими даже меня.
Когда я, пытаясь хоть как-то выбраться из клетки, в которой я себя ощущала сама и, по сути, растила собственного сына, отправилась за помощью к психологу, то одной из важных истин, открытых на психотренинге, была такая: Каждый человек имеет право на свою территорию terra incognita, где человек может быть наедине с собой.
У меня такой территории не было. В комнате 14 кв.м. мы жили втроем: бабушка, мой старший брат и я - разнополые дети. Помню момент, когда я, лет в 10, зашла в комнату, а мой брат переодевался, сидя на стуле: я увидела голую попу и раздражение Саши и молча закрыла за собой дверь, но в душе осталось гадкое-ехидное ощущение, что я знаю его некую тайну. Ему, думаю, было неприятно.
Терра инкогнита моя и брата - туалет да ванная на время, пока ты там один.
За чтение книг в туалете меня ругали, так что проносить их туда мне приходилось, засовывая книжку в трусы и прикрывая халатиком. Если в ванной я пересиживала, по мнению мамы, в дверь стучали и спрашивали, что я там так долго делаю. Приходилось вылезать.
Почему одну из 3 комнат в семье с двумя разнополыми детьми отдали под продолжение кухни, в передаче не объяснили. Допустим, для многочисленных гостей.
Когда мы переехали в свою квартиру в Южном Бутово, про которое друг мужа высказался "жуть бескрайняя", мама моя торжественно сказала: "Ну, вот теперь можно и второго родить!"
Женьке досталась отдельная комната в 11 кв.м. Представить там его брата или, тем более, сестру, было предательством по отношению к сыну.
Я через это прошла и сыну подобного не желала: хотелось, что у него была своя терра инкогнита.
Ему было около 7 лет, когда мы сюда переехали, и я всегда стучалась, заходя к нему в комнату: уважение его прав на приватность было неоспоримым, даже если я заходила просто позвать его к столу. Святое.
Вернусь к космосу:))
Мужчина-дизайнер, оформлявший комнату героини проекта, тоже понимает хорошо про свое пространство.
Он перенес комнату в спальню родителей, которая делила комнату девушки по диагонали так, что они ходили мимо неё, в другое место. Представляю, чего стоило оформить эту перепланировку.
Много другого хорошего придумал этот замечательный дизайнер, думающий не столько о своих амбициях, сколько об уюте девушки, что само по себе радостно - когда люди думают не только о себе, но и о других.
Что меня потрясло в этом проекте: стремясь создать для девушки интимное пространство, дизайнер заказал шторы, создающие две стены одного пространства, с рисунком, созданным по представлениям о том, что видит ребенок, находясь в утробе матери. Фантазия, вопрос спорный, так ли светло ребенку в животе у мамы, но ведь не узнаешь.
Были там слова о том, что ребенок в утробе все равно, что человек в космосе.
Иногда смотрю на звездное небо, на космос, и думаю: вдруг мы все, мой маленький окружающий мир - это всего навсего утроба матери? Что впереди дальше?