Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

"Электра. Орест. Ифигения в Тавриде", реж. А. Лателла, Театр "Старый дом", Новосибирск

Спектакль длиною в 6 часов пролетел, как одно мгновение. Удивительное зрелище, соединившее в себе противоположности: древние мифы и современный стёб, трагедию и комедию, классический текст и молодежный жаргон, нравственность и страсть, колизейный театр и эстрадный цирк.
В "Электре" поначалу показалось, что режиссер так старается показать свои возможности, что перенасытил действие приемами, примочками, штучками, создав фейерверк-переизбыток, как выпускник вуза старательно демонстрирует свои знания и превосходство над другими: подумала, что режиссер совсем юн. Всё очень понравилось, актеры так окунулись в своих героев, что было чувство, будто они играют не роли в древнегреческой трагедии, а в предлагаемые обстоятельства - импровизируют, живут в той детской игре, где всё по-настоящему и празднично, существуют по тем правилам, которые захватывают игрока полностью - с азартом, эмоционально. От молодых актеров исходило столько сексуальной энергии, что хотелось прикасаться к каждому, как к талисману-поджигалке: их тела, глаза источали столько настоящей жизни, не придуманной, а сиюминутно проживаемой, что было ощущение утоления жажды в пустыне.
Древние мифы в изложении Еврипида были разложены в современности таким образом, что в голове крутилась мысль: вся история войн, вся политика во все века - это история одной души, которая находится в неразрывной связи со своей семьей, со своим детством, и трагедия народов - лишь следствие трагедии душ, детская боль которых толкает к ненависти, агрессии, желанию мести.

Мать Электры Клитемнестра вместе со своим любовником Эгисфом убивает своего мужа царя Агамемнона. Сына Ореста, наследника, она тоже хочет убить, но Электра спасает малолетнего брата и отдает его престарелому дядьке на воспитание. Эгисф, ставший царем вместо убитого отца Электры, отдает её замуж за простого крестьянина, чтобы её дети не могли стать наследниками трона, однако муж оставил её девушкой.
Спустя 7 лет Орест с другом Пиладом возвращаются, чтобы по поручению Аполлона отомстить за убитого отца. Будучи нерешительным, Орест попадает под влияние своей сильной духом, охваченной жаждой мести сестры Электры.

Электра не случайно выглядит подростком-неформалом, в черных берцах и балетной черной пачке, символизируя бунт против родителей, в данном случае, против матери.
Орест младше сестры и сомневается в её решении отомстить матери, убивать не готов, но поддается убеждениям сестры и с поддержкой друга Пилада убивает свою мать.

Когда ошеломленный Орест произносит "я убил маму", это выглядит одновременно страшно и жалко, словно он не понимает, что он сделал. Когда все герои на разные лады начинают произносить "мама", в этом одновременно и детское плачущее растерянное взывание о помощи, и обиженное желание отомстить за не полученное понимание и со-чувствие. Сердце сжимается от этих трагических детских "мам" каждого из героев.

На второе действие "Орест" мы с Таней bboriska слегка припоздали и смотрели его с балкона. О, это было такой удачей - оказаться наверху и видеть всю картину разом, охватывая детали, которые из первых рядов оказывались упущенными.

Все артисты излучали столько обжигающей энергии, что разогрели зал до ощущения присутствия в этой игре изнутри в качестве участников. Маятник эмоций колебался от тихих слез к неудержимому хохоту, от замирания и неподвижности к желанию кружиться в танцевальном кураже вместе с героями.

Режиссеру и его команде удалось заразить зрителей древними страстями, открыть их детскую составляющую, позволяющую реагировать на происходящее с непосредственностью погружения в себя здесь и сейчас, в предложенных жизнью обстоятельствах, воздействовать на чувственную составляющую зрителей.

Электра (Светлана Марченко) и Орест (Анатолий Григорьев) - несомненные лидеры в этой команде, своей энергетикой несущиеся вперед, к ним добавились, на мой взгляд, Пилад (Георгий Болонев), Ифигения (Олеся Кузьбар) и Виталий Саянок, игравший сразу несколько ролей. Остальные артисты все молодцы, но для меня лично эта пятерка стала очень близкой, как родные люди - они раскрываются очень ярко, безбашенно.

Каждое действие имело свой характер, они не похожи друг на друга, как родные сестры Электра, Ифигения и их брат Орест. Здорово, что все три действия идут друг за другом в одном, пусть и таком длинном, спектакле, т.к. возможно сравнить свои чувства, увидеть, насколько разные характеры даже в одной семье, насколько сочно показаны причины поступков каждого героя, насколько живы и ныне герои из древности, словно ходят они среди нас по-прежнему - это помогает и себя лучше понять, поискать похожие мотивы внутри.

Первое действие было больше похоже на традиционный греческий театр с всполохами стеба от подростковой современной культуры, второе содержало элементы цирка и эстрады, в третьем на сцене появляются Супергерои комиксов в узнаваемых костюмах Бетмена, один из которых еле таскает ноги - эстафета поколений героических богов и времен налицо: меняются времены, средства воздействия на зрителя, но не нравы.

В спектакле "между строк" звучат современные штучки-примочки, неожиданные и узнаваемые до смеха, снимающего пафос трагизма, разряжающие обстановку, и это обогащение древнего текста выглядит шутливой петардой. Хороший литературный текст все-таки интереснее современных текстов-пряжков с их ограниченным лексиконом, несмотря на попытку эпатировать зрителей своей "храбростью" и вызовом классике.

Режиссер прекрасен, самодостаточен, ничуть не излишен, а просто щедр и талантлив.
Разочарование, превосходяшее очарование, но ставшее убеждением - победа над собой:)


Итальянцы режиссер Антонио Лателла, художник Грациела Пепе, хореограф Франческо Манетти привнесли в спектакль яркость выражения эмоций, неожиданные сочетания костюмов разных эпох, экспрессивную пластику движений, сочность языка жестов, тела, южный жар сердец и свежесть взгляда на старую историю.
Из сотрудничества сибирского театра, русских актеров и итальянского режиссера, из соединения разных культур, актерских школ, необузданности южного телесного темперамента в соединении с бунтарским духом потомков "сибирских ссыльных", выживающих в морозах и снегах, родился прекрасный "мулат" с обновленной "генетикой", оживляющий театральное пространство.

Браво "Старому дому" с новой историей!

Спасибо Оксане Ефременко из литчасти театра за приглашение на спектакли Новосибирского драмтеатра, надеюсь, они ещё не раз приедут на гастроли в Москву, потому что двух спектаклей для Москвы маловато: театр позитивный, живой, с большим потенциалом, прекрасными актерами и с отличным от московского репертуаром.
Удачи и новых находок им, новых встреч с новосибирцами нам!

Tags: Театр 12-13
Subscribe

  • Майя Плисецкая

    "Что вынесла я за прожитую жизнь, какую философию? Самую простую. Простую — как кружка воды, как глоток воздуха. Люди не делятся на классы, расы,…

  • О дисциплине

    Иду по парку, солнышко пригревает, часть бездачных сограждан высыпала на природу, загорают, жарят шашлыки. На лужайке вдалеке от прогулочных дорожек…

  • Ребенок и петушок

    Подъезжает поезд метро, у двери внутри вагона стоит мальчик лет четырех и его папа. У мальчика в руках красный петушок на палочке. Он видит меня,…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 2 comments