Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Category:

"Маскарад", реж. Н. Коляда, "Коляда-театр"

Посмотрела дважды новый спектакль Коляды, про который слышала так много, что казалось, можно уже не смотреть. Впечатление неожиданное и непривычное.

Классический текст, сухой, неудобный, неловкий, местами устаревший. Лермонтов вообще всегда казался мне довольно холодным, отстраненным автором, которого читать-знать надо, но лично я могла бы запросто обойтись без него, как думается уже после прочтения.

А у Коляды он вдруг заиграл совсем новыми гранями. Коляда смахнул пыль, и оказалось, что это живая история, наполненная не просто чувствами наподобие каренинских (мужа Анны), но страстями отелловскими.

В юности, когда читала "Маскарад", да и позже, когда смотрела фильм, видела историю совсем в другой плоскости, скорее, это была история Яго и Отелло, история ревности, злорадства, мести.

А когда смотрела на Ягодина в роли Арбенина, с жутким оскорбленным чувством неполноценности человека, когда-то погрязшего в похоти, нечистоплотности, и вдруг поверившего в честность и чистоту, то неожиданно открыла для себя истории про то, что человек, циничный по сути, не способен поверить в чистоту другого, потому что не видит её внутри себя, именно поэтому так легко допускает грязь в любимой женщине, наказывая её смертью за собственное разочарование в вере, в чистоте.

Сцена сплетен светского приема у баронессы Штраль, перенесенная Колядой визуально в баню, где участники разговора буквально перемывают друг другу кости, окунаясь в белую парчу как в пену, обнажаясь без стеснения друг перед другом - мужчины и женщины, - так и наталкивает на мысль, что мойся-не мойся, а если душа черна, то отмыть её стоит больших усилий, и без веры в результат до него не доберешься, слишком тернист и сложен путь.

В этот раз меня потрясла многослойность средств воздействия на зрителя.
Такой сытный слоеный торт получился:

- вербальный слой, скучный (через "ч", как у Коляды), дословный, с теми странными ударениями и неудобностями, вроде "танцовал" через "о", какие заложил Лермонтов;
- визуальный слой, идущий практически вразрез с текстом, во всяком случае, совсем в ином направлении;
- насмешливое издевательское звуковое сопровождение из современности Oops i did't again, контрастом к тексту почти двухвековой давности;
- пластический слой, ведь язык тела понятен везде и всем, в нем "опечаток" не бывает, ибо он-то правдив и открыт всегда.

Такая щедрость изобразительных средств, воздействующих на зрителя, обескураживает. Причем, действуя, вроде бы, разнонаправленно, разрывая зрителя на части - куда смотреть, что думать, что чувствовать, - в итоге оставляет тебя наедине с собой, но в такой же бане, таким же раздетым, обнаженным перед собственной душой, лишенным пряток в виде одежды и увидевшим собственное несовершенство.

Да, и я совсем не чист, не красив, не идеален, грешен и т.п. Увидеть себя во всей "красе" не готов, не приятно. Хочется, чтобы тебя видели таким, каким ты видишь себя "хорошим", а когда смотришь на себя глазами людей, которые тебя не любят, это отвращает и от тебя "плохого", и от людей, которые тебя явно не любят, если видят именно таким.

Поначалу возникает недоумение, зачем Коляда такое сотворил, но когда вспоминаешь, как он говорил Ягодину на репетициях "играй меня", а верить в мстительного Коляду не хотелось, то в горле встает ком, защитная оболочка души размягчается, и хочется жалеть и "грязного" Арбенина, несчастного, убившего, по сути, лучшее, что было в его душе - веру, и бедную Нину, поверхностную девочку, которая практически машинально, бесчувственно произносит: "Женя, я люблю тебя!" (её играла любимая моя Василина Маковцева, которая прекрасно, просто прекрасно пела, глаз не отвести было от такой аудио-визуальной красоты, после чего только узнала, что она заканчивала театральное училище как музыкальная актриса), и Коляду, и себя, и каждого, кто утирает слезы на спектакле, дорывшись до подобных чистилищ в своей душе.



Очень разные баронессы Штраль получились у Ирины Ермоловой и Алисы Кравцовой: Ира сыграла опытную соблазнительницу-гроссмейстера, умело играющую сложные партии, а Алиса показала соблазнительницу начинающую, пока не осознающую всех последствий содеянного, она была похожа на актрису немого кино, изображающую кокетку по правилам того времени.
Очень вкусно получилось у обеих, поэтому смотреть нужно оба варианта.
Вообще, этот спектакль можно смотреть много раз, не наскучит ни капли, ведь недаром Николай Коляда выходит перед спектаклем и предупреждает, что сделал комедию, поэтому смеяться можно и нужно. Разве что потом открываешь, что смеялся ты сам над собою.

Замечательная Тамара Зимина сыграла Бабочку, придуманную Колядой. Роль без слов, но с чувствами и глазами. Тамара сыграла Судьбу, по сути. То незримое и молчаливое, что сопровождает нас всю жизнь. Смотришь на неё, а она практически все время на сцене, наблюдает, понимая, но помочь не может, подсказать, и только слезы на глазах вызывают ответный ком в горле: да, есть неизбежное, с чем остается только смириться, повлиять возможно не на всё.

Вера Цвиткис - красавица, такая яркая!!:)

Коляда - гений!:))) Каждый раз удивляет меня новым открытием - отличным от открытий идеального искусства, зовущего ввысь, - своим простым и практически вульгарным искусством, но искренним и настоящим настолько, насколько может быть искусственное. Это детская игра, где настоящее понарошку.
Объемные картинки в руках актеров показывают то одно, то другое, словно подчеркивая, что и в жизни всё не то, чем кажется.

Каждый раз понимаю, какое это счастье - встретить на своем пути такого человека, и радоваться, и дорожить, и холить и лелеять в меру сил и возможностей. Потому что он такой - единственный. Уникальный. Дорогой. Любимый. Столько любви, сколько чувствую рядом с ним, благодаря ему - дар судьбы. И вера, что это неизменно. Доверие.
Tags: Коляда, Коляда-театр, Театр 11-12
Subscribe

  • Благо_Дар

    С момента смерти моего брата прошло почти 5 месяцев. Столько всего узнала про его жизнь, отношения с другими людьми, выслушала рассказы незнакомых…

  • Про любовь

    После ухода брата я слушаю разных людей, которых не знала прежде. Истории их отношений с братом. Их личные истории. Люди из другого среза жизни. Не…

  • Про светлую память

    Сегодня поехали с мужем на кладбище, 9 дней его старшему брату. Пока ждали сына, поднялись в кафе у входа попить чаю. За ширмой поминали некую Лиду.…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 9 comments