Очень люблю и уважаю Виктора Рыжакова - вдумчивого, внимательного к внутренней составляющей текста, к актерам вообще, а к студентам в особенности. Поэтому поначалу недоумевала: казалось, что ребятам не очень интересны эти диалоги, словно устаревшие, было ощущение какой-то невнятности, разорванности, непоследовательности, каких-то проб характеров, примерки ролей на молодых актеров. Ощущение процесса без результата, эксперимента ради эксперимента, эдакой игры в актерскую игру. Да и текст порой проговаривался так быстро, будто важно было четко и правильно его произнести, как на занятиях по сценической речи.
Поэтому стала отвлекаться от смысла слов и погружаться в личности студентов - наблюдать за их лицами, слушать их эмоции, постигать характеры, думать об их актерской органике, представлять их в будущих ролях, в кино или в театре - короче, фантазии отчасти не имели отношения к происходящему. Однако режиссер, меняя темп речи, ритм музыки, которая была то аккомпаниментом к происходящему, то задавала настрой актерам и зрителю, дополняя текст, аккуратно заводил меня как зрителя, словно подкручивая ключиком большие часы с маятником, громко тикающие во время театральных пауз. К финалу спектакля я была переполнена наблюдениями, эмоциями, впечатлениями и от игры актеров, и от разговора со мной как со зрителем. Они-Карамазовы-мы: детские игры в игру театральную, сброшенные в эту почти подростковую реальность, сделали размышления Достоевского о человеческой природе современными и актуальными.
Режиссер пробует актеров в разных ролях, тасует характеры и способности, меняет героев и актеров полами - девушка играет мужчину, парень - девушку. Актеры, отыграв свою сценку, садятся на лавочки напротив зрителей: зрители сидят не в зале, а на сцене напротив актеров, так что можно видеть их и в игре, и в "кулисах" - такими же зрителями, как мы, они смотрят на игру своих товарищей и на нас, как в зеркало. И это не менее интересно, чем следить за игрой студентов в диалоге друг с другом. Мы смотримся друг в друга, словно черты, разделяющей нас на разные части, не существует.
Ребята все разные. Есть типажи: если смотреть курс за курсом, то видно, что мастера курса выбирают из множества абитуриентов ребят, похожих на недавних выпускников. Студенты Золотовицкого отличаются от студентов Райкина, но чем-то неуловимо похожи между собой. Однако при этом у каждого актера есть своя энергетика. На мой зрительский взгляд, самые интересные, с широким диапазоном актеры - не самой правильной актерской внешности. Из ярких примеров - Антон Шагин, которого не выделишь из толпы, как его однокурсника Макса Матвеева, но его бешеная энергетика позволяет ему сыграть любой характер, любую "внешность".
Именно на этом спектакле мне вдруг захотелось написать не столько о спектакле, сколько о ребятах, за которыми наблюдала с большим интересом, будто Виктор Рыжаков, режиссер-ПЕДАГОГ, предлагал мне сделать именно это: не только посмотреть внутрь себя, но и рассмотреть будущих актеров. Воспользуюсь сайтом, где будущие актеры сами рассказывают о себе. К сожалению, там не у всех есть фотографии, поэтому и поделиться своими впечатлениями смогу не обо всех, боюсь что-то напутать.
АНДРИЯНОВ ВЛАДИМИР - красавец-мужчина, брутальный, уверенный в своей неотразимости, актер на роли любовников, который сегодня вышел обнаженным, восхитительно сложен - пишет о себе, что учился на юриста, но мечтал стать актером: "пришло осознание того, что если этого действительно хочешь всей душой, и готов за это бороться, то все возможно." Умничка! Когда хочешь всей душой, веришь и готов действовать - получится всегда, проверено. Радует, что при всей мужской самоуверенности в нем есть актерская жажда ИГРАТЬ - осуществлять себя разным, пробовать разные краски, возможности, примерять на себя неожиданные характеры. Ему это по силам.
ДАУКАЕВА АННА рассказала о нескольких попытках поступить в театральное, а я вспомнила, как редчайшего таланта актриса Ольга Лапшина рассказывала про 20 попыток поступления в течение 5 лет (в 4 вуза ежегодно). Анна - красивая, но красотой необычной, нестандартной, яркая характерная актриса с широким диапазоном актерских красок, способная сыграть и фарс, и трагедию, очень подвижная, гибкая - совсем не о физических данных сейчас говорю. Она умеет мгновенно перестраиваться, как если бы самолет мог повернуть под прямым углом или полететь в противоположную сторону. Очень раскованная, свободная, думающая. Думаю, у неё отличное актерское будущее.
КАРПОВА МАРИЯ - на первый взгляд, она имеет характерную внешность актрисы - правильные черты лица, миловидная, красивая, статная девушка из числа тех, кем гордятся все курсы Райкина: гибкая, стройная, сексуальная, смелая - просто красавица. Я всегда выделяю для себя "малых золотников" - девочек, которые берут не внешностью. Красавицы не пропадут без ролей, остальным надо трудиться больше, чем одаренным внешне, тому пример Гурченко, у которой не было классической красоты.
Маша же вдобавок к своей внешней красоте получила какую-то интеллигентную, воспитанную, сдержанную красоту внутреннюю, причем как её внешняя, так и внутренняя красота будут развиваться, режиссеры будут раскрывать её постепенно. Она из тех, для которых процесс ничуть не менее важен результата.
КУЗЕНКИНА АЛЕКСАНДРА - задорная девочка, которую я отметила ещё на творческом вечере К. Райкина, когда они были первокурсниками: рыжеволосая клоунесса, круглолицая хохотушка, большелобая живая, активная, насыщенная эмоциями актриса. Её лицо из тех, на которых можно рисовать всё, что угодно, потому что сама она умеет перевоплощаться: несмотря на то, что чисто внешне она выглядит "простушкой", потенциала её таланта хватит на разнохарактерные роли.
ПОЛЯКОВ АНДРЕЙ - отметила его ещё на спектакле "Руслан и Людмила" - есть в нем что-то зрелое, с замахом на будущее, трудолюбивое. Родился он "в семье талантливой пианистки и гениального строителя": мне понравилось, как он говорит о своих родителях - с гордостью и с полным правом так говорить. У него есть тот эгоизм, который вызывает уважение, потому что в его устах "Я" звучит заслуженно: у парня немало заработанных успехов, думаю, и дальше так же пойдет дело.
ПРОНИНА АНАСТАСИЯ поразила меня ещё на 1 курсе, показав себя на творческом вечере К. Райкина маленькой Мазиной в небольшой сценке: она как раз из тех малых золотников, которые дороги. Выразительные глаза, строгость во взгляде, какая-то удивительная серьезность и сосредоточенность. Целеустремленная и работоспособная: несмотря на юность и отсутствие профильного образования, уже играет в театре, в том числе играет моно-спектакль "Наташина мечта" в ЦДР, а для него нужно иметь характер, ведь держать зал нужно и за счет внутренней силы, выдавать не только текст, но и свою личность, опыт, позицию. Боюсь ошибиться, но кажется, она приезжала в Екатеринбург на "Коляда-plays", во всяком случае, мы там о ней говорили с актерами "Коляда-театра".
САБИРОВ РУСЛАН - жизнерадостный парнишка, замечательный, светлый, такой фонтанчик позитива. Я не удивилась, прочитав в его резюме, что он учился на эстрадном факультете, осваивал клоунаду, пантомиму - полученные знания, как и музыкальный талант, делают его синтетическим, универсальным актером, я его вижу и студентом Олега Кудряшова, попади он в его набор, потому что все эти таланты в нем не уступают таланту драматического актера, который он в себе почувствовал. Я тоже рада вместе с ним, что он попал именно на курс Константина Райкина - учиться у такого мастера почетно, интересно, а для труженика - просто счастье, потому что всегда приведет к великолепному результату. Жизненный опыт, выраженный в резюме одним словом "помотало", ещё не раз сослужит отличную службу Руслану, потому что мне кажется, он и дальше будет пробовать себя в разных проектах, не будет бояться экспериментов, нового, сможет поучаствовать в разных театральных авантюрах, потому что в хорошем смысле авантюрист, да:) И думаю, успешный, удачливый по жизни человек - во всяком случае, от души ему этого желаю:)
СМОЛЬЯНИНОВ НИКИТА - в спектакле "Руслан и Людмила" обратила внимание на красивое сложение этого утонченного юноши: было в нем что-то нарциссическое, божественное, его бы в белую тогу, сандалии с крылышками - и Меркурий перед вами. Сегодня он показал страсть, драматизм, у него есть большой актерский потенциал, я им любовалась, и не только я: одна из девушек-актрис, мне кажется, выделяла его из своих товарищей, а я вдруг, глядя на них, вспомнила, как сама смотрела на своих сокурсников в их годы. В этом возрасте так сладостно обожествлять людей, наделять их теми качествами, которые так хочется увидеть в идеальном, притягательном человеке.
Вообще, видеть, как ребята наблюдают за игрой своих товарищей - отдельное удовольствие, потому что большей частью они смотрят с восхищением, что говорит об атмосфере на курсе. Это здорово, что ребята любят друг друга. Студенческие годы пролетают так быстро - "своих" первых студентов ШС МХАТ я вижу уже матерыми актерами, даже не верится, что когда-то они стояли на этой же сцене и не знали своего будущего, своих ролей, в которых я смотрю на них из зала и вспоминаю их совсем юными студентами: практически все, кого отмечала на дипломных спектаклях, состоялись, тем интереснее выделять новых и следить уже за их творчеством. Потом они разлетаются, попадают во взрослую атмосферу, уже нет той поддержки, к том числе, от педагогов, и жизнь усложняется, поэтому видеть вдохновленную радость со-игры, со-существования студентов всегда означает подхватывать их энтузиазм и веру в лучшее, подпитываться этой энергией жажды жизни и радости.
ДАНИИЛ СТЕКЛОВ - внешне очень похож на маму, Агриппину Стеклову, да и по накалу страстей тоже. Ему и сцены достались наиболее яростные, страшные, словно подчеркивающие возможности Данилы именно в этом ракурсе. Кажется, что ему суждено играть Рогожина. Почему-то подумала, глядя на него, что было бы здорово, встреть он на своем пути режиссера-женщину, умную, по-матерински мудрую, которая смогла бы рассмотреть и показать ему то, чего не расскажет ему о нем никакой режиссер-мужчина, при всех его достоинствах. Стекловская порода - деда и мамы - видна невооруженным взглядом, думаю, и талант передался, но отчего-то хочется, чтобы сам Данила стал другим, потому что есть в нем что-то отдельное: это какое-то другое семечко, попади оно в заботливые руки театрального мичурина, получится очень интересный актер, поливать его надо любовью, светом и теплом.
СТОЯНОВ МАКСИМ - сначала подумала, не сын ли Стоянова, но нет, сам с усам. Во время спектакля не могла определиться с отношением к нему как к актеру, и только прочитав его резюме, поняла: он не до конца открыт-раскован, в нем пока нет актерской легкости, полета, наслаждения игрой. Красивый, статный, с уверенностью в себе вроде бы всё в порядке, а вот чего-то пока не хватает. Однако читаю его биографию и понимаю: за этого парня может быть спокойной, он все преодолеет, всё сумеет, всего добьется, потому что не боится трудностей, готов бороться за свое видение себя в этом мире - качество более редкое, нежели подаренный свыше талант. Терпение и труд всё перетрут, труженики всегда добиваются своего. Я в него верю. Думаю, и роли для него педагоги найдут - они внимательные - такие, чтобы помочь ему раскрыться в разных качествах, да и в профессии он будет востребован, почему-то мне кажется, мы не раз увидим его на телевидении.
ТРОЙНИК МИХАИЛ - удивительное на первый взгляд несоответствие между брутальной, грубоватой мужской внешностью и нежной романтичностью, семейным теплом, редкой благодарностью к семье. Его родители, действительно, вырастили замечательных детей, уже одним этим можно гордиться, потому что это самое большое достижение - вырастить хорошего человека, не сломать, не испортить доверенное. Прочитала его резюме только сейчас (в посте про "Руслан и Людмила" мне написали в комментарии, что у него в тот день был день рождения, но я тогда не поняла, о ком именно речь, зрительно не соотнесла фамилию и образ, а на сайте фотографии его нет) и растрогалась:) И тому теплу и спокойствию, с которым он рассказывает о своей семье, о своем пути, и благодарности тому, что с ним происходит, и даже тому, что он учился в Бауманке - это места моего детства. Поступить туда и отучиться несколько лет - дорогого стоит, этот парень умеет постигать, учиться, двигаться вперед, вдумчивый, внимательный, тщательный. Думаю, он и в профессии сложится, и в семье - девчонки, обратите внимание на этого парня, он - надежный партнер по жизни, на него можно опереться в разные периоды жизни.
(Вот странно, пока набирала фамилии студентов, чтобы посмотреть про них в интернете, на некоторых вылетали странички федерального розыска, правда, информация недоступна)
ШПАК ВЕРА - очень красивая, кинематографической внешности девушка, глаз не отвести: курсы Райкина отличаются такими яркими стильными красавицами всегда, особенно хорошо их видно обычно в мастер-классах, на таких актрис (а их всегда несколько - высоких, стройных, длинноногих "моделей") ставится мощного накала сексуальности танцевальный номер, чтобы вышли, сразили, потрясли. А Вера ещё и поет прекрасно, что для мужчин - последний, контрольный "выстрел":) Прочитав, что она ещё и верховой ездой занимается, стреляет из боевого оружия, поулыбалась: эта девочка всегда будет востребована режиссерами, за неё можно быть спокойной.
ЮСУПОВА АЛЬБИНА - эта девушка с нежно-восточной внешностью обратила на себя внимание и на 1 курсе, и в спектакле "Руслан и Людмила": есть в ней что-то притягательно-женственное, именно восточное, одновременно маняще-сексуальное и закрытое воспитанием. Как и Сабиров Руслан, училась на эстрадном факультете, и это тоже неуловимо чувствуется: из неё получилась бы неплохая певица, но она послушалась своей интуиции или совета понимающего человека, не знаю, и стала актрисой - это был правильный выбор. Музыкальные и танцевальные её таланты будут востребованы и в ролях, но в актерской профессии она сможет проявить гораздо больше своих способностей и возможностей. Необычная внешность плюс талант дадут ей возможность играть роли с сильными характером, у неё выразительное лицо.
Особое мое внимание привлекла одна девочка, в которой я увидела дар куда более редкий, нежели актерский. Эзотерики называют этот дар "третьим глазом". Поначалу я не выделила эту девочку, но видя, как она следит, сопереживая глубже, внимательнее других за игрой сокурсников и за нами, зрителями, сидящими напротив, увидела в ней интерес к другому человеку, не частый в принципе, а уж среди актеров, которым свойственно интересоваться-любоваться собой, ведь без амбиций не стать популярным, известным, публичным человеком, чего требует профессия, и подавно. Ещё там, в темноте сцены, подумала, что непременно напишу об этой девочке, что думаю, без указания фамилии, но так хотелось, чтобы она узнала о том, что я увидела в ней: совершенно очевидно, она пока не догадывается о том, что в ней есть что-то, чего нет во многих других. Она пока что учится впитывать других людей, это не бросается в глаза, но она уже нарабатывает опыт наблюдений, расширяя таким образом не только профессиональное качества подсматриванием за людьми в целях разнообразия актерских красок, но и свои человеческие качества. В ней заложено свыше видеть и чувствовать людей чуть глубже других. Я даже со смехом подумала, что сделай она ЭЭГ мозга, у неё тоже обнаружится роландический ритм, такие же активные зеркальные нейроны, позволяющие ей более успешно имитировать движения и чувства других людей, вникать, погружаться в чужие эмоции, отчего её актерская палитра будет пополняться и расширяться куда успешнее других ребят.
Судьба, конечно, тут же помогла мне, после спектакля выведя меня на улице именно на неё: я не стала упускать такой щедрый шанс, заговорила с ней, испугав "третьим глазом":) Она ещё девочка совсем, не открыла в себе многого, и это здорово, что у неё впереди столько "открытий чудных", потому что раскрывая других, интересных людей, она и себя будет открывать как интересную личность. В её рассказе о себе есть деталь, которая мне говорит о том, что она, действительно, людей ставит на первый план, и лишь потом что-то другое.
Непременно буду следить за её судьбой - очень интересно, как сложится и её карьера, и личная жизнь, потому что видится, что рядом с ней будут люди очень интересные, редкие и сложные поэтому - те, кого она, в отличие от других, сможет почувствовать. Мы все подсознательно отсеиваем тех, с кем нам оставаться, на кого у нас хватает сил. А у этой девочки сил много.
Ох, и длинный текст получился: дочитавшим спасибо:)
Рыжакову же огромная благодарность за такой необычный для меня вечер:)))