Olga (ajushka) wrote,
Olga
ajushka

Categories:

Про цирк и монастырское подворье

Этот текст я написала в ЖЖ 6 лет назад, за это время у меня появилось много новых друзей. Смотрю сейчас рекламу "Зарканы" цирка дю Солей и часто вспоминаю те события: потрясающей красоты искусство цирка хорошо просчитано, но непредсказуемо и опасно, если случается какой-то сбой. Когда сын был маленьким, мы каждый сезон ходили в оба цирка. В последний раз была несколько лет назад как раз в цирке дю Солей - сын купил билеты и повел меня на мой день рождения.
К цирку у меня особое отношение, потому что я столкнулась с ним изнутри.


В юности у меня была подруга Лена, которая работала в Союзгосцирке инспектором. У неё было много знакомых артистов цирка. Решила она как-то пригласить меня в цирк и познакомить с закулисной жизнью. Подошли мы ко входу в Цирк на Проспекте Вернадского в нужное время, но человека, который нас должен был провести через контроль, не оказалось - он просто забыл про Лену и меня. Лена вздохнула и сказала, что придется идти "обычным" путем.
Мы подошли к квадратной коробке рядом со зданием цирка. Отчего-то раньше мне представлялось, что именно в этом здании должны находиться цирковые животные. Но я ошиблась, их там не оказалось.
Мы зашли за здание, подошли к окну, уходящему под землю, Лена постучала, занавеска приоткрылась, и на нас снизу вверх взглянуло накрашенное мужское лицо. Окно приоткрылось, и мужчина сначала принял Лену на руки, поставив её на пол, потом и меня, причем я покраснела - переживала, что не маленькая и хрупкая девочка, ибо мужчина был совсем не крупный. Я попала в странный мир циркового закулисья. И сейчас-то я деушка впечатлительная, а уж в 20 лет-то... Мне казалось, что я в каком-то странном сне...

Это была гримерка для двух акробатических пар, разделенная блекло-красной занавесочкой на 2 части. "Наши" воздушные гимнасты были как раз у окошка. Они заканчивали накладывать грим на лицо. Я в оцепенении от необычности и сказочности происходящего смотрела на их раскрашенные лица и уже начала впитывать атмосферу праздника.

Не успели мы раздеться, как зазвучал голос, оповещающий о готовности к началу. Лена велела мне захватить газетки, и мы отправились в зал. Дело происходило в новогоднее время, когда цирковой спектакль подчинен одной теме, чтобы объединить номера одной идеей. В тот раз это была борьба темных сказочных сил - насекомых с силами света - Дедом Морозом и Снегурочкой.
Мы с Леной шли к арене, а мимо нас проносились совершенно в образе пауки в черных разлетайках, какие-то божьи коровки в сетчатых черных колготках, все стройные, красивые, молодые и веселые. Это была сказка наяву. Я подумала: "Вот это жизнь - ведь у них так каждый вечер!" Мне стало завидно:)))

Мы прошли через служебный выход на арену в зрительный зал и скромненько, подстелив газетки, уселись на ступенечках (свободных мест в зале не было). Глаза у меня разбегались в разные стороны: пока прямо на меня сверху соскальзывали по "паутинкам" маленькие хорошенькие паучки-паучихи, обняв стройными ножками тросы, спускавшиеся с потолка, Лена посвящала меня в семейные и любовные новости цирковых артистов - кто чья жена, кто с кем спит, кто кого побивает. И я, вооруженная новыми знаниями, смотрела на артистов уже другими глазами, кого-то жалела, кем-то восхищалась более, чем того требовало их мастерство.

Атмосфера погрузила меня в транс, мне начало казаться, что это реальная жизнь здесь и сейчас - у цирка есть удивительное свойство погружать человек в детство, когда всему веришь.

Вскоре вышел на арену Гена, гимнаст на вершах - это такая пластичная планочка, которую держат двое ребят, а девушка отталкивается от неё и в воздухе делает свои сальто-мортале,- тот самый, который забыл нас встретить на входе.

В антракте мы скользнули за кулисы. Лена познакомила нас с Геной, мы мило поболтали, потом пошли в служебный буфет, весьма скромный, и я с любопытством наблюдала, как два клоуна, рыжий и белый, с удовольствием поглощают кефир из стеклянных бутылок, заедая его булками. И потом мне было смешно смотреть на них во втором отделении - картинка с кефиром никак не хотела стираться из памяти, а сама казалась себе такой посвященной в тайны личной жизни артистов!

По окончании спектакля Гена, узнав, что моя мама - врач, взял мой телефон, попросив узнать насчет румалона - какого-то очень редкого лекарства для лечения костной ткани. Мама достать его не смогла, а вот моя подруга, работавшая в медбиблиотеке, сумела помочь, купив мне где-то баночку румалона за 5 с чем-то рублей - это было очень дорого. Мама ещё спросила, нельзя ли ещё одну упаковку для знакомого больного спортсмена, но подруга сказала, что нет. Спустя какое-то время мы опять пошли в цирк, Гена на этот раз про нас не забыл и встретил у входа. В его гримерке я отдала ему упаковку лекарства, он отдал деньги и так небрежно бросил коробочку в ящик тумбочки, что я подумала тогда, что лучше было отдать спортсмену, может быть, ему нужнее. Только спустя несколько месяцев Гена позвонил и очень горячо благодарил - очевидно, оно пригодилось только теперь и оказалось достаточно эффективным. У спортсмена же оказалось заболевание, при котором румалон уже не мог помочь. Судьба мудро распределила нужное лекарство.

Лена во второе посещение предупредила меня о сюрпризе: она хотела познакомить меня со своим первым мужчиной, сказав, чтобы я ничему не удивлялась. С нами была ещё сестра Лены Таня. Они были непохожи: Таня была невысокой темненькой толстушкой, а Лена - высокой, худой и светленькой.
В антракте мы стояли возле репетиционнного манежа, где разминались супруги-гимнасты - жена стояла у стенки, упираясь в неё руками, стоя на одной ноге, а её муж жестоко подкачивал в вертикальном шпагате вторую ногу к стенке. Высокие отношения:) Мне стало завидно опять: мне б кто так растяжку помогал делать:)) Всё сама, всё сама:)))
В манеже возилось приличное количество цирковых детей, которые тоже тянулись, кувыркались: такой цирковой детский сад в манеже:) Кадры там сами по себе растут, как трава.

К Лене подошел мужчина ростом чуть выше её пупка - ребенок с нарумяненым сморщенным лицом. Лена меня с ним познакомила и стала делать круглые глаза, но мы с Татьяной отошли в сторонку и говорили о том, о сем. Освободившись, Лена с заговорщицким видом спросила у меня: "Ну как?" - "Что как?" - "Ну, это он и есть - мой первый мужчина". А я и не подумала его рассматривать, даже в голову не пришло бы! А Лена тем не менее, очень им восторгалась: мал золотник, да дорог:)

Эту историю, кстати, умудрилась в Кушке рассказать своему непосредственному начальнику, который мало того, был небольшого роста, но и не очень пропорционально сложен. Я его, естественно, принимала таким, какой он есть, и вовсе не замечала его недостатков, рассказала, как другу, он ко мне очень хорошо относился (даже потом дочку Ольгой назвал, хотя, возможно, без всякой связи с моей скромной персоной, но поскольку никто не мешает мне считать именно так, то я балую себя такой мыслью:) ). Вижу, у него выражение лица изменилось, и я тут же, испытывая неловкость оттого, что невольно затронула больную для него тему, и пытаясь отвлечь его от ненужных размышлений, начала "исправлять" положение, вытягивая в росте Лену и уменьшая её избранника. Вышло ещё хуже, я была красная, как рак, но начальник, кажется, меня в итоге простил. Зато потом стала думать, что и кому рассказывать - "опыт, сын ошибок трудных". .

В цирк я, конечно же, влюбилась. Настолько, что сидя на представлении и наблюдая за девушками, которые заполняют паузы хореографическими номерами, думала, что и сама могла бы не хуже их делать то же самое, поскольку занималась художественной гимнастикой, вертикальный шпагат был для меня легкой разминкой, я спокойно садилась на минусовый шпагат, прогибаясь больше, чем на 180 градусов. И мечтались мне гастроли, праздники каждый день и т.п...

Но я знала, что мама мне этого ни за что не позволит: красавица-соседка Жанна недавно познакомилась с цирковым артистом, и наши мамы решали, как его отвадить от Жанны, типа, недостоин, что цирк - это разврат, клоака и т.п. Мне было страшно представить, что бы мама мне устроила, узнай, что я хочу работать в цирке и разъезжать по стране с гастролями. Спастись от маминых "правильных" решений я смогла, только выйдя замуж.

После увиденного за кулисами цирка я долго лежала без сна, в блаженной полудреме от впечатлений, и уснула уже где-то к пяти утра. Это было одно из самых сильных впечатлений того времени.

Спустя годы, когда после гарнизонов вернулись в Москву с маленьким сыном, мы в течение нескольких лет ходили раз в сезон в оба московских цирка, ибо программы были разные. Иногда я видела знакомые по юности лица.

И вот однажды я купила билеты на два представления в Цирк Никулина. На утреннее - с маленьким сыном и на вечернее - через две недели - нам с мужем. Утренники обычно короткие, рассчитаны на малышей, которые быстро устают, теряют внимание, в них задействованы, в основном, клоуны и животные. А вечерние представления обычно насыщены сложными акробатическими номерами. Я обожаю, когда сложно и красиво двигаются, люблю позамирать от восторга перед чужими умениями, потому что у самой эти способности оказались невостребованными, только с годами поняла, что если бы занималась гимнастикой или танцами с детства, то могла бы достичь хороших успехов, потому что по сию пору люблю танцевать и делаю это с энтузиазмом. Не судьба оказалась, но другими любуюсь с восхищением.

Ровно посередине между двумя представлениями происходит трагедия: в газете читаю заметку, что из-под купола цирка сорвался воздушный гимнаст Юрий Мочалов и сильно разбился. Перечислили травмы, мама-врач сказала, что они несовместимы с жизнью. И так меня это заело, думаю, ну не должно такое случиться. Из головы не выходила эта история.

Когда мы с мужем пошли в цирк и сидели на самом последнем верхнем ряду, меня не покидало ощущение, что на арене появилось пятно, которого не было в прошлый раз 2 недели назад. (Как-то рассказывала эту историю в монастыре продавцу свечей, служка сказал, что это могло быть "энергетическое пятно", чем поразил меня - вот уж не думала, что там могут мыслить такими категориями).

Номер, в котором пострадал актрист, был во втором отделении. Он назывался "Журавли": воздушные акробаты в белых сверкающих в ультрафиолетовом свете костюмах летали над натянутой сеткой под потрясающую пронзительную симфоническую музыку. В напряжении следя за перемещениями гимнастов, всё пыталась понять, как такое могло произойти, ведь артисты двигались НАД сеткой и падали в случае промаха прямо на неё, как же мог упавший акробат отлететь в сторону и упасть на арену цирка.

Не могла о нем не думать. На следующий день начала звонить ежедневно в больницу и узнавать о его самочувствии. 10 дней он был в реанимации в тяжелом состоянии, а от падения и дольше, но потом дежурная с радостью в голосе сообщила, что его перевели в обычную палату: судя по тону, она и сама переживала за него не меньше.
Я собралась поехать к нему в больницу. Муж отговаривал, мол, не поймут, а я упрямо твердила, что "цирковые не могут не понять". Взяла баночку меду и отправилась в 1-ю Градскую.

Волновалась я ужасно, как будто шла на экзамен, на первое свидание, не знаю, куда ещё, но сердце замирало и шаги были вполне нетвердые при приближении к нужной палате. Пыталась представить, какой он: в его номере работал крупный мужчина с длинным хвостиком, и я почему-то не хотела увидеть такого мужчину - глупость, но почему-то это имело для меня какое-то значение.

Он - хрупкий и коротко стриженный - лежал лицом к двери, весь сине-лиловый от макушки до живота, но когда мы встретились глазами, я почему-то испытала облегчение: глаза были очень живые и внушали оптимизм. Я успокоилась. Было видно, что у него все будет хорошо.

Рядом на стуле сидела жена. Ситуация выглядела странной. Не помню уж, как я объяснила свое явление. Жена с недоумением спросила: "А вы, собственно, кто?" На что я совершенно нелогично ответила: "Да никто, я просто цирк люблю". Доходчиво?:) Убедительно?:) Ведь я тогда работала уборщицей в библиотеке Дома Офицеров, никакой особой помощи от меня не могло быть. Спросила, чем могу помочь, жена сказала, что нужны отхаркивающие средства, чтобы выводить мокроту из легких, привезла в следующий раз коробочки с травами, чем кажется, удивила их ещё больше. Вскоре Юрий Никулин распорядился выделить 1 млн рублей на восстановление здоровья.

Я приезжала ещё несколько раз в 1-ю Градскую, затем в ЦИТО, куда его перевезли, чуть подлечив зашибленные легкие и сняв трубку из трахеи, которую потом поставили, для проведения сложных операций, необходимых при оскольчатых переломах, которые он получил.
Вот там-то я и осмелилась спросить, как же это произошло, рассказав, что видела их номер и не понимаю, как такое могло случиться.

Оказывается, ту деталь выступления после его падения просто убрали из номера полностью: акробаты на лонжах, прикрепленных к широким поясам, взлетали к куполу цирка, а затем практически в свободном падении летели на манеж мимо сетки с тем, чтобы оттолкнуться от пола и снова взлететь вверх, как птицы. Наверное, это смотрелось очень красиво и эффектно.
Но у Юры в падении расстегнулся пояс... Он упал на колени и локти, сильно их раздробив и сильно ушиб внутренние органы. Коллеги из номера, пока его везли на скорой в больницу, тут же поехали по разным церквам заказывать службы о здравии: цирковые-рисковые верят, что если заказать службу о здравии в семи храмах, это поможет. Возможно, именно это его и спасло? Мысли материальны, воистину. И любовь.
Я тоже внесла свою лепту и заказала службы о его здоровье ещё в двух храмах, мы даже перевыполнили план:)

Мне хотелось заказать службу в Андроникове монастыре - очень уж мне батюшка тамошний нравился, даже матушки там были какие-то душевные, в отличие матушек-бабушек в ближайшей к нашему дому Церкви Петра и Павла, что на Солдатской. И я отправилась в Андроников монастырь. Однако приход в церкви только недавно открылся, ведь долгие годы храм не действовал, а был частью музея Рублева, поэтому службы были только по праздникам и субботам-воскресеньям, поэтому юноша-служка выслушал проблему и, покачав головой, сказал: "Да, цирковые люди под Богом ходят. Вам надо у монахов службу заказать. Они очень истово молятся - отмолят его. Езжайте в Афонское подворье, что на Таганке - там и монахи молятся, и дешевле, чем там, вы сорокоуст нигде в Москве не закажете". Цена тогда для меня имела большое значение, денег вечно не хватало.

Вот так я узнала о Подворье Афонского монастыря, того, что в Греции, где хранятся мощи Св. Пантелеймона-целителя. Частицы мощей хранятся и в Москве, в часовенке Подворья. В первый раз я заходила оплачивать службу в сам монастырь, видела молодых монахов - худых, простуженных, шмыгающих носом даже летом, отрешенных и поверила, что молятся они истово.

Юре я приносила книжки - с философскими размышлениями Мысли на каждый день и с анекдотами, чтобы и о душе почитал, и повеселился.
Расспрашивала Юру о том, как он стал работать в цирке: он оказался не цирковым, а бывшим гимнастом. Как-то пришел в ЦИТО навещать своего товарища по спорту, а рядом с ним на койке лежал цирковой гимнаст, восстанавливающийся после травмы, который и сагитировал Юру пойти в цирк. И кто бы знал в тот момент, что спустя несколько лет Юра сам окажется на больничной койке в том же ЦИТО. Перед этим Юра был лимитчиком, работал в метро с какой-то кувалдой, труда был очень тяжелый и не интересный, поэтому он был рад уйти в цирк.

После первой операции на локте, когда врачи собрали воедино около 70 осколков, я поняла, что жена его уже нервничает при моем появлении, видимо, ревновала, и попрощалась с ними, убедившись в том, что с Юрой будет все в порядке. Он попросил оставить ему номер телефона.

Спустя год Юра позвонил, рассказал, что уже почти полностью восстановился, только рука не разгибается до конца, но и это можно поправить. Звонил Юра от друзей, мне показалось, чтобы не знала жена, и пригласил нас в Цирк на Цветном, но, понимая, что это может быть неприятно его супруге, я сказала, что мы уже видели нынешнюю программу (что было правдой) и просто его поблагодарила. Мне было приятно, что Юра вспомнил обо мне спустя столько времени, рада, что он смог восстановиться после таких травм.

Вскоре мы переехали в Бутово, и больше я о нем не слышала. В нашем подъезде живет артист цирка, и я как-то спросила, не знает ли он чего-нибудь о той истории - природнилась я к этому Юре, все-таки правду говорят, что чем больше души вложил в человека, тем он тебе ближе, и, типа, любишь в человеке ту часть себя, которую вложил. Сосед равнодушно объяснил, что номер этот ещё существует, но состав полностью сменился, о том гимнасте он ничего не знает.

А я с тех пор почти каждый год езжу на Таганку, чтобы заказать годовую службу о здравии на своих друзей. Несколько лет назад я зашла туда после салона, который тоже на Таганке находится: моя мастер ЛМ за месяц до этого похоронила мужа и рассказала странный сон, который никто не мог понять. Выйдя от неё, я отправилась в монастырь, размышляя над смыслом сна. И только выйдя из монастыря, я вдруг поняла, зачем Бог вразумил, наверное:))) Шла радостная, просветленная, вечером позвонила ЛМ, рассказала, что пришло в голову, и она с облегчением согласилась. Очень её мучал этот сон, а когда она поняла, к чему он был, успокоилась.

Вот и шесть лет назад, когда написала этот текст, поехала туда, поплакав с утра, что со мной бывает весьма нечасто. Была там довольно долго: поставила свечи к мощам и иконе, написала одну записочку, потом другую. Потом разговорились со служащим в церковной лавке.
Сначала о его крещении и пути к церкви после армии. Потом - о чем бы Вы думали:) - о театре. Он назидательно говорил о том, что нельзя ходить туда, где страсти: "Вот Вы видели, везде были расклеены во весь рост афиши Виктюка Виктора?", - "Романа, - машинально поправила я, - нет, не видела (что правда)", - "Вот там - страсти, туда ходить нельзя". "Я и не хожу" - совершенно честно призналась я, тут же вспомнив, что как раз-то и собиралась познакомиться с его творчеством. Потом я вспомнила про театр "Глас", сказала, что раз ему интересно, что происходит в театре, и ему не грех туда пойти, то можно пойти и в "Глас", там как раз христианские темы поднимаются.

Короче, расстались мы довольные друг другом. А я потом все думала: вот ведь происходит обмен хорошей энергией, и вроде бы каждый должен остаться при своих, но ведь настроение обычно у обоих лучше, чем до общения. И вопрос: откуда берется добавочка? Кто её подбрасывает??

Ещё он сказал, что молитвы монахов - материальны, как вот коробочка с ладаном. Он взял коробочку в руку, слегка подкинул её, чтобы я смогла убедиться, насколько материальны эти молитвы. Я разулыбалась и сказала, что очень даже верю. Потому что даже просто хорошие добрые мысли и пожелания достигают цели. Он с интересом на меня посмотрел и тоже заулыбался.

А уж я-то, я-то:))) Всю дорогу улыбка не сползала с моего лица. Даже оказавшись перед закрытой кассой в ЦиМе, я не огорчилась, решив, что без труда не выловишь и рыбки из пруда, и что судьба мне назавтра сюда снова приехать перед театром:))

Вот такой случился тогда день, сотканный из переживаний, воспоминаний и света:)))

Любви и счастья всем:))))

UPD Совсем забыла: предлагала Лене поехать к Юре, она ведь практически тоже цирковая, хотя уже давно там не работала - её муж велел ей после свадьбы уйти из Союзгосцирка, считая это место дном и клоакой. Но она сказала, что не решилась бы на такой шаг. Просто передала со мной баночку малинового варенья.

А я подумала: неужели я такая нахалка? Наверное, я очень странно смотрелась. А мне казалось, что таких, как я, в Москве - вагон и маленькая тележка. Понятно, почему косилась Юрина жена, почему мой муж советовал мне не ехать.

Может быть, это и странно было, да только ни о чем не жалею. То хрупкое понимание, которое было между Юрой и мной в те визиты, когда его жены не было в палате, вспоминается даже спустя годы как что-то светлое. Тогда я боялась даже подумать об этом, а сейчас понимаю, что я его любила - такой вот неловкой, странной любовью.
Ничего случайного в жизни не бывает, всё становится частью твоей судьбы.
Прошло уже много лет с того времени, а мне по сию пору хочется увидеть его и расспросить, как он прожил эти годы, кем работал потом - в цирк он не планировал возвращаться.
Искала его в социальных сетях, но не нашла.

Всевидящее Око
Tags: Воспоминания, Цирк
Subscribe

  • Благо_Дар

    С момента смерти моего брата прошло почти 5 месяцев. Столько всего узнала про его жизнь, отношения с другими людьми, выслушала рассказы незнакомых…

  • Про хорошее в людях, или о пользе личного общения

    Перед лоджией в квартире, где жила мама, растут деревья, ветви которых дают тень, отчего в квартире не хватает солнца. Так мне кажется, хотя я там не…

  • Из темноты пещер

    Сынок сделал новый мультик. К Юрию Гагарину относится с огромным уважением, на 2 курсе за свои деньги снял фильм про Гагарина. Говорил тогда, что…

  • Post a new comment

    Error

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

    When you submit the form an invisible reCAPTCHA check will be performed.
    You must follow the Privacy Policy and Google Terms of use.
  • 14 comments

  • Благо_Дар

    С момента смерти моего брата прошло почти 5 месяцев. Столько всего узнала про его жизнь, отношения с другими людьми, выслушала рассказы незнакомых…

  • Про хорошее в людях, или о пользе личного общения

    Перед лоджией в квартире, где жила мама, растут деревья, ветви которых дают тень, отчего в квартире не хватает солнца. Так мне кажется, хотя я там не…

  • Из темноты пещер

    Сынок сделал новый мультик. К Юрию Гагарину относится с огромным уважением, на 2 курсе за свои деньги снял фильм про Гагарина. Говорил тогда, что…