К цирку у меня особое отношение, потому что я столкнулась с ним изнутри.
В юности у меня была подруга Лена, которая работала в Союзгосцирке инспектором. У неё было много знакомых артистов цирка. Решила она как-то пригласить меня в цирк и познакомить с закулисной жизнью. Подошли мы ко входу в Цирк на Проспекте Вернадского в нужное время, но человека, который нас должен был провести через контроль, не оказалось - он просто забыл про Лену и меня. Лена вздохнула и сказала, что придется идти "обычным" путем.
Мы подошли к квадратной коробке рядом со зданием цирка. Отчего-то раньше мне представлялось, что именно в этом здании должны находиться цирковые животные. Но я ошиблась, их там не оказалось.
Мы зашли за здание, подошли к окну, уходящему под землю, Лена постучала, занавеска приоткрылась, и на нас снизу вверх взглянуло накрашенное мужское лицо. Окно приоткрылось, и мужчина сначала принял Лену на руки, поставив её на пол, потом и меня, причем я покраснела - переживала, что не маленькая и хрупкая девочка, ибо мужчина был совсем не крупный. Я попала в странный мир циркового закулисья. И сейчас-то я деушка впечатлительная, а уж в 20 лет-то... Мне казалось, что я в каком-то странном сне...
Это была гримерка для двух акробатических пар, разделенная блекло-красной занавесочкой на 2 части. "Наши" воздушные гимнасты были как раз у окошка. Они заканчивали накладывать грим на лицо. Я в оцепенении от необычности и сказочности происходящего смотрела на их раскрашенные лица и уже начала впитывать атмосферу праздника.
Не успели мы раздеться, как зазвучал голос, оповещающий о готовности к началу. Лена велела мне захватить газетки, и мы отправились в зал. Дело происходило в новогоднее время, когда цирковой спектакль подчинен одной теме, чтобы объединить номера одной идеей. В тот раз это была борьба темных сказочных сил - насекомых с силами света - Дедом Морозом и Снегурочкой.
Мы с Леной шли к арене, а мимо нас проносились совершенно в образе пауки в черных разлетайках, какие-то божьи коровки в сетчатых черных колготках, все стройные, красивые, молодые и веселые. Это была сказка наяву. Я подумала: "Вот это жизнь - ведь у них так каждый вечер!" Мне стало завидно:)))
Мы прошли через служебный выход на арену в зрительный зал и скромненько, подстелив газетки, уселись на ступенечках (свободных мест в зале не было). Глаза у меня разбегались в разные стороны: пока прямо на меня сверху соскальзывали по "паутинкам" маленькие хорошенькие паучки-паучихи, обняв стройными ножками тросы, спускавшиеся с потолка, Лена посвящала меня в семейные и любовные новости цирковых артистов - кто чья жена, кто с кем спит, кто кого побивает. И я, вооруженная новыми знаниями, смотрела на артистов уже другими глазами, кого-то жалела, кем-то восхищалась более, чем того требовало их мастерство.
Атмосфера погрузила меня в транс, мне начало казаться, что это реальная жизнь здесь и сейчас - у цирка есть удивительное свойство погружать человек в детство, когда всему веришь.
Вскоре вышел на арену Гена, гимнаст на вершах - это такая пластичная планочка, которую держат двое ребят, а девушка отталкивается от неё и в воздухе делает свои сальто-мортале,- тот самый, который забыл нас встретить на входе.
В антракте мы скользнули за кулисы. Лена познакомила нас с Геной, мы мило поболтали, потом пошли в служебный буфет, весьма скромный, и я с любопытством наблюдала, как два клоуна, рыжий и белый, с удовольствием поглощают кефир из стеклянных бутылок, заедая его булками. И потом мне было смешно смотреть на них во втором отделении - картинка с кефиром никак не хотела стираться из памяти, а сама казалась себе такой посвященной в тайны личной жизни артистов!
По окончании спектакля Гена, узнав, что моя мама - врач, взял мой телефон, попросив узнать насчет румалона - какого-то очень редкого лекарства для лечения костной ткани. Мама достать его не смогла, а вот моя подруга, работавшая в медбиблиотеке, сумела помочь, купив мне где-то баночку румалона за 5 с чем-то рублей - это было очень дорого. Мама ещё спросила, нельзя ли ещё одну упаковку для знакомого больного спортсмена, но подруга сказала, что нет. Спустя какое-то время мы опять пошли в цирк, Гена на этот раз про нас не забыл и встретил у входа. В его гримерке я отдала ему упаковку лекарства, он отдал деньги и так небрежно бросил коробочку в ящик тумбочки, что я подумала тогда, что лучше было отдать спортсмену, может быть, ему нужнее. Только спустя несколько месяцев Гена позвонил и очень горячо благодарил - очевидно, оно пригодилось только теперь и оказалось достаточно эффективным. У спортсмена же оказалось заболевание, при котором румалон уже не мог помочь. Судьба мудро распределила нужное лекарство.
Лена во второе посещение предупредила меня о сюрпризе: она хотела познакомить меня со своим первым мужчиной, сказав, чтобы я ничему не удивлялась. С нами была ещё сестра Лены Таня. Они были непохожи: Таня была невысокой темненькой толстушкой, а Лена - высокой, худой и светленькой.
В антракте мы стояли возле репетиционнного манежа, где разминались супруги-гимнасты - жена стояла у стенки, упираясь в неё руками, стоя на одной ноге, а её муж жестоко подкачивал в вертикальном шпагате вторую ногу к стенке. Высокие отношения:) Мне стало завидно опять: мне б кто так растяжку помогал делать:)) Всё сама, всё сама:)))
В манеже возилось приличное количество цирковых детей, которые тоже тянулись, кувыркались: такой цирковой детский сад в манеже:) Кадры там сами по себе растут, как трава.
К Лене подошел мужчина ростом чуть выше её пупка - ребенок с нарумяненым сморщенным лицом. Лена меня с ним познакомила и стала делать круглые глаза, но мы с Татьяной отошли в сторонку и говорили о том, о сем. Освободившись, Лена с заговорщицким видом спросила у меня: "Ну как?" - "Что как?" - "Ну, это он и есть - мой первый мужчина". А я и не подумала его рассматривать, даже в голову не пришло бы! А Лена тем не менее, очень им восторгалась: мал золотник, да дорог:)
Эту историю, кстати, умудрилась в Кушке рассказать своему непосредственному начальнику, который мало того, был небольшого роста, но и не очень пропорционально сложен. Я его, естественно, принимала таким, какой он есть, и вовсе не замечала его недостатков, рассказала, как другу, он ко мне очень хорошо относился (даже потом дочку Ольгой назвал, хотя, возможно, без всякой связи с моей скромной персоной, но поскольку никто не мешает мне считать именно так, то я балую себя такой мыслью:) ). Вижу, у него выражение лица изменилось, и я тут же, испытывая неловкость оттого, что невольно затронула больную для него тему, и пытаясь отвлечь его от ненужных размышлений, начала "исправлять" положение, вытягивая в росте Лену и уменьшая её избранника. Вышло ещё хуже, я была красная, как рак, но начальник, кажется, меня в итоге простил. Зато потом стала думать, что и кому рассказывать - "опыт, сын ошибок трудных". .
В цирк я, конечно же, влюбилась. Настолько, что сидя на представлении и наблюдая за девушками, которые заполняют паузы хореографическими номерами, думала, что и сама могла бы не хуже их делать то же самое, поскольку занималась художественной гимнастикой, вертикальный шпагат был для меня легкой разминкой, я спокойно садилась на минусовый шпагат, прогибаясь больше, чем на 180 градусов. И мечтались мне гастроли, праздники каждый день и т.п...
Но я знала, что мама мне этого ни за что не позволит: красавица-соседка Жанна недавно познакомилась с цирковым артистом, и наши мамы решали, как его отвадить от Жанны, типа, недостоин, что цирк - это разврат, клоака и т.п. Мне было страшно представить, что бы мама мне устроила, узнай, что я хочу работать в цирке и разъезжать по стране с гастролями. Спастись от маминых "правильных" решений я смогла, только выйдя замуж.
После увиденного за кулисами цирка я долго лежала без сна, в блаженной полудреме от впечатлений, и уснула уже где-то к пяти утра. Это было одно из самых сильных впечатлений того времени.
Спустя годы, когда после гарнизонов вернулись в Москву с маленьким сыном, мы в течение нескольких лет ходили раз в сезон в оба московских цирка, ибо программы были разные. Иногда я видела знакомые по юности лица.
И вот однажды я купила билеты на два представления в Цирк Никулина. На утреннее - с маленьким сыном и на вечернее - через две недели - нам с мужем. Утренники обычно короткие, рассчитаны на малышей, которые быстро устают, теряют внимание, в них задействованы, в основном, клоуны и животные. А вечерние представления обычно насыщены сложными акробатическими номерами. Я обожаю, когда сложно и красиво двигаются, люблю позамирать от восторга перед чужими умениями, потому что у самой эти способности оказались невостребованными, только с годами поняла, что если бы занималась гимнастикой или танцами с детства, то могла бы достичь хороших успехов, потому что по сию пору люблю танцевать и делаю это с энтузиазмом. Не судьба оказалась, но другими любуюсь с восхищением.
Ровно посередине между двумя представлениями происходит трагедия: в газете читаю заметку, что из-под купола цирка сорвался воздушный гимнаст Юрий Мочалов и сильно разбился. Перечислили травмы, мама-врач сказала, что они несовместимы с жизнью. И так меня это заело, думаю, ну не должно такое случиться. Из головы не выходила эта история.
Когда мы с мужем пошли в цирк и сидели на самом последнем верхнем ряду, меня не покидало ощущение, что на арене появилось пятно, которого не было в прошлый раз 2 недели назад. (Как-то рассказывала эту историю в монастыре продавцу свечей, служка сказал, что это могло быть "энергетическое пятно", чем поразил меня - вот уж не думала, что там могут мыслить такими категориями).
Номер, в котором пострадал актрист, был во втором отделении. Он назывался "Журавли": воздушные акробаты в белых сверкающих в ультрафиолетовом свете костюмах летали над натянутой сеткой под потрясающую пронзительную симфоническую музыку. В напряжении следя за перемещениями гимнастов, всё пыталась понять, как такое могло произойти, ведь артисты двигались НАД сеткой и падали в случае промаха прямо на неё, как же мог упавший акробат отлететь в сторону и упасть на арену цирка.
Не могла о нем не думать. На следующий день начала звонить ежедневно в больницу и узнавать о его самочувствии. 10 дней он был в реанимации в тяжелом состоянии, а от падения и дольше, но потом дежурная с радостью в голосе сообщила, что его перевели в обычную палату: судя по тону, она и сама переживала за него не меньше.
Я собралась поехать к нему в больницу. Муж отговаривал, мол, не поймут, а я упрямо твердила, что "цирковые не могут не понять". Взяла баночку меду и отправилась в 1-ю Градскую.
Волновалась я ужасно, как будто шла на экзамен, на первое свидание, не знаю, куда ещё, но сердце замирало и шаги были вполне нетвердые при приближении к нужной палате. Пыталась представить, какой он: в его номере работал крупный мужчина с длинным хвостиком, и я почему-то не хотела увидеть такого мужчину - глупость, но почему-то это имело для меня какое-то значение.
Он - хрупкий и коротко стриженный - лежал лицом к двери, весь сине-лиловый от макушки до живота, но когда мы встретились глазами, я почему-то испытала облегчение: глаза были очень живые и внушали оптимизм. Я успокоилась. Было видно, что у него все будет хорошо.
Рядом на стуле сидела жена. Ситуация выглядела странной. Не помню уж, как я объяснила свое явление. Жена с недоумением спросила: "А вы, собственно, кто?" На что я совершенно нелогично ответила: "Да никто, я просто цирк люблю". Доходчиво?:) Убедительно?:) Ведь я тогда работала уборщицей в библиотеке Дома Офицеров, никакой особой помощи от меня не могло быть. Спросила, чем могу помочь, жена сказала, что нужны отхаркивающие средства, чтобы выводить мокроту из легких, привезла в следующий раз коробочки с травами, чем кажется, удивила их ещё больше. Вскоре Юрий Никулин распорядился выделить 1 млн рублей на восстановление здоровья.
Я приезжала ещё несколько раз в 1-ю Градскую, затем в ЦИТО, куда его перевезли, чуть подлечив зашибленные легкие и сняв трубку из трахеи, которую потом поставили, для проведения сложных операций, необходимых при оскольчатых переломах, которые он получил.
Вот там-то я и осмелилась спросить, как же это произошло, рассказав, что видела их номер и не понимаю, как такое могло случиться.
Оказывается, ту деталь выступления после его падения просто убрали из номера полностью: акробаты на лонжах, прикрепленных к широким поясам, взлетали к куполу цирка, а затем практически в свободном падении летели на манеж мимо сетки с тем, чтобы оттолкнуться от пола и снова взлететь вверх, как птицы. Наверное, это смотрелось очень красиво и эффектно.
Но у Юры в падении расстегнулся пояс... Он упал на колени и локти, сильно их раздробив и сильно ушиб внутренние органы. Коллеги из номера, пока его везли на скорой в больницу, тут же поехали по разным церквам заказывать службы о здравии: цирковые-рисковые верят, что если заказать службу о здравии в семи храмах, это поможет. Возможно, именно это его и спасло? Мысли материальны, воистину. И любовь.
Я тоже внесла свою лепту и заказала службы о его здоровье ещё в двух храмах, мы даже перевыполнили план:)
Мне хотелось заказать службу в Андроникове монастыре - очень уж мне батюшка тамошний нравился, даже матушки там были какие-то душевные, в отличие матушек-бабушек в ближайшей к нашему дому Церкви Петра и Павла, что на Солдатской. И я отправилась в Андроников монастырь. Однако приход в церкви только недавно открылся, ведь долгие годы храм не действовал, а был частью музея Рублева, поэтому службы были только по праздникам и субботам-воскресеньям, поэтому юноша-служка выслушал проблему и, покачав головой, сказал: "Да, цирковые люди под Богом ходят. Вам надо у монахов службу заказать. Они очень истово молятся - отмолят его. Езжайте в Афонское подворье, что на Таганке - там и монахи молятся, и дешевле, чем там, вы сорокоуст нигде в Москве не закажете". Цена тогда для меня имела большое значение, денег вечно не хватало.
Вот так я узнала о Подворье Афонского монастыря, того, что в Греции, где хранятся мощи Св. Пантелеймона-целителя. Частицы мощей хранятся и в Москве, в часовенке Подворья. В первый раз я заходила оплачивать службу в сам монастырь, видела молодых монахов - худых, простуженных, шмыгающих носом даже летом, отрешенных и поверила, что молятся они истово.
Юре я приносила книжки - с философскими размышлениями Мысли на каждый день и с анекдотами, чтобы и о душе почитал, и повеселился.
Расспрашивала Юру о том, как он стал работать в цирке: он оказался не цирковым, а бывшим гимнастом. Как-то пришел в ЦИТО навещать своего товарища по спорту, а рядом с ним на койке лежал цирковой гимнаст, восстанавливающийся после травмы, который и сагитировал Юру пойти в цирк. И кто бы знал в тот момент, что спустя несколько лет Юра сам окажется на больничной койке в том же ЦИТО. Перед этим Юра был лимитчиком, работал в метро с какой-то кувалдой, труда был очень тяжелый и не интересный, поэтому он был рад уйти в цирк.
После первой операции на локте, когда врачи собрали воедино около 70 осколков, я поняла, что жена его уже нервничает при моем появлении, видимо, ревновала, и попрощалась с ними, убедившись в том, что с Юрой будет все в порядке. Он попросил оставить ему номер телефона.
Спустя год Юра позвонил, рассказал, что уже почти полностью восстановился, только рука не разгибается до конца, но и это можно поправить. Звонил Юра от друзей, мне показалось, чтобы не знала жена, и пригласил нас в Цирк на Цветном, но, понимая, что это может быть неприятно его супруге, я сказала, что мы уже видели нынешнюю программу (что было правдой) и просто его поблагодарила. Мне было приятно, что Юра вспомнил обо мне спустя столько времени, рада, что он смог восстановиться после таких травм.
Вскоре мы переехали в Бутово, и больше я о нем не слышала. В нашем подъезде живет артист цирка, и я как-то спросила, не знает ли он чего-нибудь о той истории - природнилась я к этому Юре, все-таки правду говорят, что чем больше души вложил в человека, тем он тебе ближе, и, типа, любишь в человеке ту часть себя, которую вложил. Сосед равнодушно объяснил, что номер этот ещё существует, но состав полностью сменился, о том гимнасте он ничего не знает.
А я с тех пор почти каждый год езжу на Таганку, чтобы заказать годовую службу о здравии на своих друзей. Несколько лет назад я зашла туда после салона, который тоже на Таганке находится: моя мастер ЛМ за месяц до этого похоронила мужа и рассказала странный сон, который никто не мог понять. Выйдя от неё, я отправилась в монастырь, размышляя над смыслом сна. И только выйдя из монастыря, я вдруг поняла, зачем Бог вразумил, наверное:))) Шла радостная, просветленная, вечером позвонила ЛМ, рассказала, что пришло в голову, и она с облегчением согласилась. Очень её мучал этот сон, а когда она поняла, к чему он был, успокоилась.
Вот и шесть лет назад, когда написала этот текст, поехала туда, поплакав с утра, что со мной бывает весьма нечасто. Была там довольно долго: поставила свечи к мощам и иконе, написала одну записочку, потом другую. Потом разговорились со служащим в церковной лавке.
Сначала о его крещении и пути к церкви после армии. Потом - о чем бы Вы думали:) - о театре. Он назидательно говорил о том, что нельзя ходить туда, где страсти: "Вот Вы видели, везде были расклеены во весь рост афиши Виктюка Виктора?", - "Романа, - машинально поправила я, - нет, не видела (что правда)", - "Вот там - страсти, туда ходить нельзя". "Я и не хожу" - совершенно честно призналась я, тут же вспомнив, что как раз-то и собиралась познакомиться с его творчеством. Потом я вспомнила про театр "Глас", сказала, что раз ему интересно, что происходит в театре, и ему не грех туда пойти, то можно пойти и в "Глас", там как раз христианские темы поднимаются.
Короче, расстались мы довольные друг другом. А я потом все думала: вот ведь происходит обмен хорошей энергией, и вроде бы каждый должен остаться при своих, но ведь настроение обычно у обоих лучше, чем до общения. И вопрос: откуда берется добавочка? Кто её подбрасывает??
Ещё он сказал, что молитвы монахов - материальны, как вот коробочка с ладаном. Он взял коробочку в руку, слегка подкинул её, чтобы я смогла убедиться, насколько материальны эти молитвы. Я разулыбалась и сказала, что очень даже верю. Потому что даже просто хорошие добрые мысли и пожелания достигают цели. Он с интересом на меня посмотрел и тоже заулыбался.
А уж я-то, я-то:))) Всю дорогу улыбка не сползала с моего лица. Даже оказавшись перед закрытой кассой в ЦиМе, я не огорчилась, решив, что без труда не выловишь и рыбки из пруда, и что судьба мне назавтра сюда снова приехать перед театром:))
Вот такой случился тогда день, сотканный из переживаний, воспоминаний и света:)))
Любви и счастья всем:))))
UPD Совсем забыла: предлагала Лене поехать к Юре, она ведь практически тоже цирковая, хотя уже давно там не работала - её муж велел ей после свадьбы уйти из Союзгосцирка, считая это место дном и клоакой. Но она сказала, что не решилась бы на такой шаг. Просто передала со мной баночку малинового варенья.
А я подумала: неужели я такая нахалка? Наверное, я очень странно смотрелась. А мне казалось, что таких, как я, в Москве - вагон и маленькая тележка. Понятно, почему косилась Юрина жена, почему мой муж советовал мне не ехать.
Может быть, это и странно было, да только ни о чем не жалею. То хрупкое понимание, которое было между Юрой и мной в те визиты, когда его жены не было в палате, вспоминается даже спустя годы как что-то светлое. Тогда я боялась даже подумать об этом, а сейчас понимаю, что я его любила - такой вот неловкой, странной любовью.
Ничего случайного в жизни не бывает, всё становится частью твоей судьбы.
Прошло уже много лет с того времени, а мне по сию пору хочется увидеть его и расспросить, как он прожил эти годы, кем работал потом - в цирк он не планировал возвращаться.
Искала его в социальных сетях, но не нашла.